Шанта Апте: первая актриса индийского кино, проявившая свой железный характер
Среди первых звезд индийского кино мы обычно вспоминаем Бесстрашную Надю, когда речь заходит об актрисах, храбро исполняющих свои роли. Однако в кинематографе была еще одна мятежная девушка. Может быть, даже больше, чем все остальные — и это Шанта Апте.
Шанта родилась в 1916 году в штате Махараштра в семье начальника станции. У девочки был прекрасный голос, а после того, как она проявила свой талант и начала петь на местном фестивале Ганпати, ее мать, пять братьев и три сестры решили, что Шанта обязательно должна посвятить свою жизнь музыке. С появлением звука в кино, индустрия очень нуждалась в артистах, которые могли не только играть, но и петь. 1930-е годы прошлого столетия стали для Индии десятилетием поющих звезд. Кундан Лал Сайгал, Канан Деви и Шанта Апте стали новыми звездами индийского кинематографа.
Будучи совсем юной, Шанта играла небольшие роли в кино, но первую возможность действительно заявить о себе она получила лишь в 1934 году, когда компания Prabhat Studios переехала в Пуну из Колхапура, и предложила ей фильм Amrit Manthan (1934). Это был первый фильм, снятый в новом помещении студии в Пуне (где сейчас находится Институт кино и телевидения Индии и Национальный киноархив страны).
Действие фильма происходит в буддийский период и рассказывает о священнослужителе, который верит в человеческие жертвы, чтобы умилостивить Богов. Песни из фильма стали огромными хитами, и на Апте посыпались предложения. Она стала одной из трех женщин-звезд студии, наряду с грозной Дургой Кхоте и Шантой Хубликар.
Ее следующий фильм Amar Jyoti (1936) рассматривал тему угнетенного положения женщин, но фильм, который принес ей наибольшее признание в качестве актрисы и сделал ее звездой, вышел год спустя и назывался Duniya Na Mane (1937), он же Kunku на маратхи. В этом фильме Шанта сыграла молодую женщину, обманутую женитьбой на мужчине, намного старше ее. Вместо того, чтобы спокойно принять свою судьбу, она протестует против союза и отказывается заключить брак. В фильме ее героиня Нирмала прошла путь от беззаботной до решительной женщины и дала актрисе достаточно возможностей проявить свой талант.
В одной из сцен фильма Нирмала избивает своего пасынка (которого играет Раджа Нене) палкой. Покойный кинокритик и летописец Бапу Уотве в своей книге о студии Prabhat под названием «Ek Hoti Prabhatnagari» писал: «Героиня Шанты избивает своего легкомысленного пасынка палкой. Поскольку специально сделанные для этого дубля палки были из картона, то они постоянно гнулись и ломались. Апте не выдержала и начала пороть Раджа Нене настоящей тростью. Фильм снимался одновременно на двух языках: маратхи и хинди, поэтому дублей было в два раза больше. Бедный Радж был избит до посинения».
В этом фильме Шанта также спела английскую песню, версию «Псалома жизни» Генри Уодсворта Лонгфелло:
У Апте был чересчур волевой и храбрый характер. Актриса абсолютно не боялась противостоять обществу и отстаивать свое мнение, за что прослыла настоящей скандалисткой. Звезда несколько раз спорила со студией и даже объявила голодовку в знак протеста против директоров компании. Газеты встали на сторону компании и начали писать об актрисе в нелестном свете. Разозлившись, Апте пришла в офис главного редактора журнала Filmindia и избила его палкой. О своем поведении она никогда не сожалела.
Шанта снялась в таких фильмах, как Rajput Ramani (1936), Wahan (1937), Gopal Krishna (1938), Apna Ghar (1942), Kadambari (1944) и Valmiki (1946). После этого ее популярность начала уменьшаться. Последней заметной ролью актрисы стало участие в фильме Swayam Siddha (1949), хотя она продолжала играть и в 1950-х годах.
Апте написала свою автобиографию «Jau Mi Cinemat» («Нужно ли идти работать в кино»), в которой рассказала о структуре индустрии и роли актеров в ней, предупреждая о ловушках и опасностях.
Шанта Апте умерла 24 февраля 1964 года от сердечного приступа. Ей было всего 47 лет. Через десять лет после смерти Шанты Апте актриса Наяна Апте объявила себя ее дочерью. Наяна заявила, что Апте вышла замуж за дальнего родственника в 1947 году и ушла от него, когда была на третьем месяце беременности. В книге «История песни Болливуда», в разделе о Шанте Апте автор Виджай Ранчаран пишет, что Шанта не была замужем, но действительно родила дочь — актрису маратхи, Наяну Апте.
Автор: Суприт Кахлон
Перевод Милы специально для Bollywoodtime.ru
Это интересно:
Уходит эпоха: вспоминая Шаши Капура…
Жизнь на своих условиях: вспоминая о Парвин Баби
6 женщин, которые стали первыми в индийском кино
Фатма Бегум — первая в Индии женщина-режиссер
Джадданбай: певица, актриса, композитор и режиссер
Актриса Нааз — одаренная звезда и надежда Раджа Капура, которая так и не зажглась
Замуж в 13, в 24 — вдова: Вспоминая первую женщину индийского кино, Камлабай Гокхале…
Как гаснут звезды: Куку Морэй — знаменитая индийская танцовщица умерла в забвении и нищете
Прийти и побить палкой гл. редактора… вот это круто))) А раз не пожалела об этом, ну значит так и надо было!