Шедевры XX века: 13 легендарных фильмов Болливуда

Определяющие лицо современного индийского кино фильмы снимали практически с момента появления кино в стране, а во время «золотого века Болливуда», с конца 1940-х до конца 1960-х, было создано наибольшее количество лент, которые можно назвать «легендарными». Фильмы для этого обзора выбраны безотносительно к личному вкусу. Это просто те названия, которые повторяются чаще всего в списках «лучших» и «важнейших» фильмов Болливуда. Здесь то, что снято до 1973 года, поскольку примерно с фильма «Месть и закон / Sholay» (1975) важные вехи большинству любителей индийского кино хорошо знакомы. Все перечисленные фильмы можно посмотреть на русском, кроме особо оговоренных.

Свет мира / Красота мира / Alam Ara, 1931

Режиссер: Ардешир Ирани
В ролях: Зубейда, Витхал, Притвирадж Капур
Композитор: Бехрам Ирани и Ферозшах Мистри

Первый звуковой и музыкальный фильм Болливуда. В Alam Ara было семь песен, записанных вживую на съемочной площадке, — писать звук отдельно тогда еще не умели. Естественно при записи живого звука все актеры должны были петь сами. Самая знаменитая песня из фильма De de khuda ke naam per была исполнена актером Вазиром Мохамедом Ханом. Основой Alam Ara стала пьеса театра парси о зачарованном принце, злой королеве и отважной дочери королевского полководца.

Главного героя играл популярный актер Витхал, который как выяснилось, был не очень силен в диалогах, поэтому его роль сделали практически бессловесной, а за выразительные речи отвечал молодой Притхвирадж Капур, которого режиссер и взял именно с расчетом на его театральный опыт и поставленный голос.

Звуковое кино оказалось прорывом для страны, где большая часть зрителей была неграмотной, поэтому читать титры в немых фильмах не могла. Теперь же любой человек мог понять суть происходящего, так что индийское кино двинулось по проложенному пути с потрясающей скоростью: только за 1931 год было снято 27 звуковых фильмов (22 на хинди и ещё пять на других языках).

К сожалению, все копии Alam Ara были утеряны еще до появления национального киноархива.

Девдас

Девдас / Devdas 1935 и 1936

Режиссер: Праматеш Баруа
В ролях: Праматеш Баруа, Джамуна Баруа/К.Л.Сайгал, Джамуна Баруа
Композитор: Рам Чанд Борал, Панкадж Маллик, Тимир Баран

Общеиндийской славой роман Шарата Чандра Чаттопадхьяя в первую очередь обязан Праматешу Баруа, который снял его первые звуковые версии – бенгальскую, хинди и ассамскую (это был его родной язык). Именно Баруа расставил акценты в истории так, как с тех пор делают все режиссеры, представляющие свое видение этой истории. Например, (СПОЙЛЕР) в романе не было финала, где Паро бежит к своему возлюбленному, а перед ней захлопываются двери дома ее мужа, символизируя незыблемость социальных табу, — Чаттопадхьяй написал гораздо более прозаическую развязку, но благодаря силе воображения Баруа так заканчивались все экранизации «Девдаса» до Бхансали включительно. (КОНЕЦ СПОЙЛЕРА)

Девдас 1936

Исполнитель главной роли в хинди-версии К.Л.Сайгал, который был так же известным певцом, задал канон исполнения этой роли, которому потом так или иначе следовали все исполнители, от Дилипа Кумара до Шахрукха Кхана. Придуманная же Баруа формула параллельного монтажа, показывающая как страдают разлученные возлюбленные, и вовсе стала в Болливуде общим местом.

Хинди-версию можно посмотреть на ютьюбе в довольно приличном качестве с английскими субтитрами.

Это интересно: «Девдас» (1936) Праматеша Баруа — фильм, который произвел революцию в индийском кино

Неприкасаемая дева / Achhoot Kanya, 1936

Режиссер: Франц Остин
В ролях: Девика Рани, Ашок Кумар
Композитор: Сарасвати Деви

Один из первых фильмов, поставивших вопрос межкастового романа: Девика Рани играет девушку из касты хариджан (неприкасаемые), Ашок Кумар – юношу-брамина, который в нее влюбился. Сюжет фактически представляет собой адаптацию «Ромео и Джульетты» в условиях кастовой системы — и такая завязка в дальнейшем станет одной из самых популярных в Болливуде.

Фильм поставлен немецким режиссером Францем Остеном при участии еще некоторого количества немецких же технических специалистов, которых глава студии Bombay Talkies Химаншу Рай пригласил работать в Индии во время своей поездки в Европу.

Благодаря этому по части освещения, операторской работы и записи звука Achhut Kanya был одним из самых совершенных фильмов Индии тех времен. Считается, что здесь так же впервые использовано сольное закадровое пение.

Красавица Девика Рани в роли неприкасаемой не стремилась к внешнему реализму, и блистает на экране с выщипанными «в ниточку» бровями по моде 1930-х и тщательно уложенным завитком волос на виске. Этот завиток получил название «локон любви» и надолго вошел в моду: его можно увидеть даже у Виджаянтималы в Madhumati (1958). За такое отступление от реалистичности авторы получали упреки от критики тех времен, но их подход пересилил: тщательно причесанные и красиво одетые «деревенские красавицы» царят на индийских экранах до сих пор.

Фильм можно посмотреть на ютьюбе с английскими субтитрами.

Город в долине / Нижний город / Neecha Nagar, 1946

Режиссер: Четан Ананд
В ролях: Рафик Анвар, Ума Ананд, Камини Каушаль, Зохра Сегал
Композитор: Рави Шанкар

Первый и пока последний индийский фильм, получивший Гран При Каннского фестиваля. На первом фестивале в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» щедрой рукой выдали сразу 10 фильмам, но и такое достижение с тех пор никто так и не повторил.

Четан Ананд был первопроходцем реалистического кино в своей стране, и в качестве основы взял пьесу Максима Горького «На дне», правда существенно переработал сюжет. Несмотря на мутность копии, можно увидеть что фильм очень профессионально снят, и актеры играют гораздо «натуральнее», чем было принято в индийском кино того времени, — основной костяк фильма составили друзья Четана из Индийской народной театральной ассоциации.

Коммерчески фильм не имел никакого успеха, поскольку кроме небольшого танца, там не было музыкальных номеров, и прокатчики просто отказывались его брать. Фактически Neecha Nagar — прародитель всего «параллельного кино» Индии, а так же родоначальник реалистичных натурных съемок на улицах городов и тщательной работы художников по воссозданию жилищ бедняков.

На ютьюбе доступна только очень плохого качества версия без перевода.

Бродяга / Awara, 1951

Режиссер: Радж Капур
В ролях: Радж Капур, Наргис
Композиторы: Шанкар и Джайкишан

Фильм, с которым Радж Капур вошел в историю кино как Индии, так и всего мира. Сам Капур считал своим главным фильмом Mera Naam Joker («Мое имя клоун»), но для всего мира его самое известное и важное творение — конечно «Бродяга». Радж Капур со сценаристом Ходжой Ахмадом Аббасом, убежденным марксистом и сценаристом вышеупомянутого Neecha Nagar, придумали историю, базирующуюся на одном из самых популярных сюжетов индийской мифологии (отец Раджа выгоняет похищенную разбойником и заподозренную в неверности жену, как Рама Ситу), но перенесли ее в современный город.

Капур-режиссер разбавил действие эффектно поставленными песнями, в том числе легендарной Awaara Hoon, и мелодраматическими поворотами. Благодаря этому фильм, откровенно рассказывающий о несправедливости общества, стал суперхитом и открыл индийским режиссерам новый способ рассказывать о социальных проблемах. И в Индии, и в СССР он был популярен в первую очередь как образцовое жанровое кино, а куски сюжета «Бродяги» до сих пор кочуют из фильма в фильм по всей Индии. Образ «бродяги» стал таким же узнаваемым в Болливуде, как и чаплиновский Чарли, и Ранбир Капур явно и сознательно изображает дедушку в дебютной роли в «Возлюбленной / Saawariya.

Два бигха земли / Do Bigha Zamin, 1953

Режиссер: Бимал Рой
В ролях: Балрадж Сахни, Нирупа Рой
Композитор: Салил Чоудхари

Вдохновленный шедевром итальянского неореализма «Похитители велосипедов» Витторио де Сики, фильм Бимала Роя — еще один прародитель «параллельного кино» и отчасти — «среднего кино» 1970-х. В отличие от де Сики и еще одного его поклонника, Сатъяджита Рея, Бимал Рой решил взять на главные роли известных актеров, и добавил музыкальные номера, поскольку надеялся на коммерческий успех (впрочем надежды не оправдались).

Балрадж Сахни перед съемками похудел на несколько килограмм и поработал в Бомбее рикшей, чтобы лучше понять своего героя. В результате его усилий роль Шамбу стала одним из высших актерских достижений Болливуда, а для Сахни стала прорывом к настоящей известности и славе. Его жену играла Нирупа Рой, которая до того была известна по ролям богинь в мифологических фильмах, и пресса была изумлена, как органично она изобразила на экране несчастную крестьянку.

«Два бигха земли» показывали на Каннском фестивале, где он заслужил диплом, на фестивале в Карловых Варах (приз за фильм о социальных проблемах), а на первой церемонии Filmfare Awards он стал «фильмом года». В отличие от Раджа Капура и многих других режиссеров, которые в 1950-е видели все зло в городах, и противопоставляли их деревенской невинности, Рой не строил иллюзий, и бесстрастно фиксировал одинаковые приметы жадности и бесчеловечности и там, и там. Тема актуальна до сих пор, достаточно вспомнить Жизнь Пипли / Peepli Live, который развивает те же идеи на современном материале.

Жажда / Pyaasa, 1957

Режиссер: Гуру Датт
В ролях: Гуру Датт, Вахида Рехман, Мала Синха, Джонни Уокер, Рехман
Композитор: С.Д.Бурман

Гуру Датт – один из главных режиссеров в истории Болливуда, которому последующие авторы обязаны очень многим. Технически и повествовательно «Жажда» — один из самых изобретательных фильмов 1950-х, поскольку Датт хорошо знал мировое кино и отлично умел использовать его открытия. Удивительным образом, история о разочарованном в мире поэте, у которого завязался роман с прocтитyткoй, оказалась вполне успешной в прокате. Датт до «Жажды» снимал жанровое кино, в том числе детективы, и умел выстроить увлекательный сюжет.

Популярности фильма способствовали открытая Даттом очаровательная Вахида Рехман и музыка С.Д.Бурмана, — саундтрек Pyaasa входит в число величайших в истории индийского кино. Кроме виртуозной изобретательности композитора, пронзительных стихов Сахира Лудхианви и выдающейся работы певцов Мохамеда Рафи и Гиты Датт, непреходящей популярности популярности песен служит то, как они сняты.

Датт был первым режиссером, который стал делать песни частью действия, а не его перерывом — почти все песни что-то добавляют к сюжету и двигают его вперед. Датт представляет свой вариант соединить социальное высказывание с артистическим подходом, но его метод мало кому дается. Его стиль постановки песен впоследствии освоят многие режиссеры, так же как и многие визуальные находки, но прямых наследников у поэтического и при этом лишенного иллюзий взгляда Датта так и не нашлось.

Мать Индия / Mother India, 1957

Режиссер: Мехбуб Кхан
В ролях: Наргис, Сунил Датт, Раджендра Кумар
Композитор: Наушад

Первый индийский претендент на Оскар, попавший в шорт-лист премии, крайне успешный и на родине. Кстати, в фильме Черный рынок / Kaala Bazaar (1960) герой Дева Ананда, билетный спекулянт, продает втридорога билеты именно на «Мать Индию» — так коллеги отсалютовали успеху Кхана.

Практически эпос, который показывает всю жизнь индийской женщины, от замужества до старости. Самая известная роль Наргис за всю ее карьеру. Никакого гламура — крестьянская девушка выходит замуж, рожает детей и сражается с ростовщиком и неурожаем, чтобы вырастить сыновей. В самом известном кадре из фильма героиня впрягается в плуг вместо буйвола, чтобы вспахать семейное поле. Авторы очевидно превращают свою героиню в символ не только Индии, но и самой «Матери Земли», которая всегда оправляется от всех несчастий и бесконечно добра к своим детям, но может быть и чрезвычайно суровой, если кто-то нарушает ее основные законы.

28-летняя в тот момент Наргис играла пожилую мать двух взрослых сыновей, а для исполнявших их роли Сунила Датта и Раджендры Кумара это фильм стал первым большим успехом. Кстати, силу воздействия «Матери Индии» можно оценить и по тому, что даже легенды со съемочной площадки стали основой для сцен в других фильмах: на съемках Сунил Датт спас Наргис из загоревшихся стогов (вспомним «Ом Шанти Ом»).

Главное же наследие «Матери Индии» — возможность поставить мощный женский образ в центр сюжета и точно отмеренная степень правдоподобия, с которой стоит изображать деревенскую жизнь в мейнстримных фильмах.

Два глаза, двенадцать рук / Do Ankhen Barah Haath, 1958

Режиссер: В.Шантарам
В ролях: В.Шантарам, Сандхья
Композитор: Васант Десаи

Самый наверное малоизвестный фильм из всех перечисленных, и самый малоизвестный автор — В.Шантарам был первопроходцем во многих областях создания фильмов, создал первый детский фильм в стране, впервые использовал съемку с операторской тележки и анимационные фрагменты в игровом фильме, но сегодня его имя даже в Индии известно только синефилам. Хотя история про реформу тюремной системы, где главный герой забирает шестерых преступников в «открытую тюрьму» (работать на ферме без охраны) стала, например, первым индийским фильмом, получившим «Золотой глобус» за иностранный фильм, а так же «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

National Award за лучший фильм Шантарам разумеется тоже получил. Во время выпуска Do Ankhen Barah Haath был очень успешным и шел 60 недель в кинотеатре Opera House, но сегодня из фильма массово помнят только трогательную песню Васанта Десаи «Aye maalik tere bande hum», которая стала гимном во многих тюрьмах и (неожиданно) школах.

Влияние Do Aankhen Barah Haath оказалось скорее социальным: многие из тех, кто пытался и пытается реформировать тюремную систему в Индии, признаются в том, какое огромное впечатление на них произвел этот фильм. Из режиссеров социальные идеи В.Шантарама явно повлияли на авторов Dushman, Моя Родина и даже Месть и закон.

Великий Могол / Mughal-E-Azam, 1960

Режиссер: К.Асиф
В ролях: Мадхубала, Дилип Кумар, Притхвирадж Капур
Композитор: Наушад

В 2004 году Яш Чопра после семилетнего перерыва выпустил новый фильм — «Вир и Зара». В тот же день в прокат вышел «Великий Могол» после полной реставрации и колоризации. И 44-летний фильм, который в Индии видели практически все, сумел составить в прокате конкуренцию новинке прославленного режиссера и стал в 2004 году 19-м по сборам за год среди всех болливудских премьер.

Сюжет Mughal-e-Azam — вечная история любви принца и танцовщицы, которые не могут быть вместе. Работу над фильмом Асиф начал еще в 1940-е, как только прочитал рассказ про танцовщицу и куртизанку Анаркали, сразу после окончания своего первого фильма Phool. Первые съемки прошли в начале 1950-х, с участием Дилипа Кумара и Наргис.

После этого на несколько лет режиссер остался без финансирования, в середине 1950-х место Наргис заняла Мадхубала. Незабвенная Pyar Kiya To Darna Kya («Зачем мне бояться любви?»), ставшая гимном всех возлюбленных, в процессе съемок «съела» сотни тысячи рупий (нынешний эквивалент потраченной суммы – 20 крор, это был и есть бюджет недорогого фильма).

В боевых сценах было задействовано 16 камер и 8000 солдат индийской армии. За то время, что снимался фильм, в Индии появилась технология цветной съемки. Третий раз переснимать все целиком Асиф уже не мог, поэтому снял в цвете танцевальные сцены, а основную часть оставил черно-белой.

В 1960 году, когда «Великий Могол» наконец вышел в прокат, его история уже насчитывала 16 лет, из них пять – только производство. Но эти годы прошли не зря — Mughal-e-Azam стал величайшей эпической историей в индийском кино, и все, кто после этого пытались подступиться к историческим сюжетам о любви и власти, неминуемо учитывали опыт Асифа. Следы его влияния, особенно работы художников и авторов диалогов, можно найти везде, от «Тадж-Махала» (1963) до «Бахубали».

Время / Испытание временем / Waqt, 1965

Режиссер: Яш Чопра
В ролях: Балрадж Сахни, Сунил Датт, Садхана, Шаши Капур, Шармила Тагор, Радж Кумар, Шашикала, Рехман, Мадан Пури
Композиторы: Рави и Абдул Гафур Брешна (песня Ae Meri Zohra Jabeen)

Первоначально Яш Чопра планировал очень эффектный ход: в роли отца и трех сыновей, которых разлучило землетрясение, должны были сниматься Притхвирадж Капур и три его сына, Радж, Шамми и Шаши. В итоге от запланированного ансамбля остался только Шаши.

Поскольку на замену пришли звезды не меньшего калибра, Waqt как и задумывалось, стал первым в Болливуде мультизвездным блокбастером, и фактически определил формат на годы вперед: отблески идеи Чопры видны даже в «И в печали, и в радости». Помимо прочего, Чопра был одним из первых режиссеров, который прописал в коммерческом кино сильные женские характеры: все героини фильма вполне самостоятельны и способны принимать важные решения без помощи мужчин.

Waqt собрал практически полный комплект Filmfare — лучшему режиссеру, лучшему актеру в роли второго плана (Радж Кумар), лучший сценарий (Ахтар Мирза), лучшие диалоги (Ахтар ул Иман), лучший оператор цветного кино, и проиграл только в двух номинациях — лучшим фильмом стал забытый сегодня Himalay Ki God Mein, а Сандхана все-таки уступила Мине Кумари.

Waqt перезапустил моду на истории про разлученных и нашедшихся родственников: теперь их разыгрывали на широком экране, в цвете и в роскошных антуражах. А песня Ae Meri Zohra Jabeen, редчайший для Болливуда пример любовного объяснения давно женатых людей, стала вечным хитом, что можно наблюдать даже в «Непохищенной невесте».

Гид / Guide, 1965

Режиссер: Виджай Ананд
В ролях: Дев Ананд, Вахида Рехман
Композитор: С.Д.Бурман

Дев Ананд приложил много усилий, чтобы запустить международную копродукцию для экранизации романа Р.К.Нараяна «Гид», но они окупились сторицей — Дев после двадцати лет работы в кино получил роль жизни, а фильм, поставленный его братом Виджаем, стал признанной мировой классикой.

Сразу после премьеры «Гид» стал предметом оживленных дискуссий. Причина такой бурной реакции публики — в новаторском подходе братьев Ананд. Они сделали редчайший для Индии фильм, где главные герои — сложные личности со своими очевидными достоинствами и явными недостатками. А главная героиня и вовсе совершает немыслимые для 1960-х поступки: бросает мужа ради того чтобы вернуться к карьере, и открыто живет с другим мужчиной.

Виджай Ананд оказался одним из успешных наследников Гуру Датта в подходе к постановке песен. Он экспериментировал с этим с первого своего фильма, а в Aaj phir jeene ki tamanna hai достиг вершины: обманчиво простая визуализация делает понятным даже тем, кто не знает хинди, смысл стихов «я снова свободна». Визуальный образ оказался такой силы, что с тех пор десятки красавиц во всех кинематографиях Индии танцевали в разных старинных крепостях и развалинах, но сравнимого эффекта никто пока не достиг.

Чистая / Куртизанка / Pakeezah, 1972

Режиссер: Камал Амрохи
В ролях: Мина Кумари, Ашок Кумар, Радж Кумар
Композитор: Наушад и Гулам Мохамед

«Куртизанка» стала абсолютно культовой сразу: когда телекомпания Doordarshan начала вещать в 1970-е в Пенджабе, люди в Пакистане приезжали из Карачи в Лахор, куда доходил индийский телесигнал, чтобы посмотреть этот фильм.

Единственный фильм, который может соперничать с «Великим Моголом» по размаху, поражающей воображение красоте интерьеров и костюмов, и продолжительности подготовительного и съемочного периода (от идеи до премьеры прошло 14 лет, а первый махурат прошел и вовсе в 1956 году). Задуманный и снятый позже «Великого Могола», фильм по-другому расставляет акценты — если героиня Мадхубалы была танцовщицей и может быть куртизанкой, то относительно рода занятий героини Мины Кумари (точнее обеих героинь, она играет мать и дочь) в этом фильме нет никаких сомнений.

Камал Амрохи снимал фильм так долго, что за время работы умерли оператор и композитор Гулам Мохамед (так что Наушаду пришлось закончить работу), и стал последним для «королевы трагедии» Кумари, которая снималась здесь уже тяжело больной, и в душераздирающем танцевальном номере Teer-e Nazar ее дублировала Падма Кханна. Роль Сахибджан стала великой «лебединой песней», и многие были уверены что она списана с нее самой: Мина играла женщину, которая хочет просто любить и быть любимой, но это для нее невозможно.

В сюжете фильма и его визуальной стороне нет никаких формальных новаций, но Амрохи искусно довел до максимума все классические болливудские метафоры и образы, благодаря чему его фильм и стал последней жемчужиной в короне «золотого века» Болливуда.

Автор — AnitaBollywoodtime

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook
Просмотрено 252 раз(а)

Шедевры XX века: 13 легендарных фильмов Болливуда: 6 комментариев

  • Yuliya
    Июль 26, 2020 в 21:41
    Permalink

    Какая прекрасная насыщенная статья! Спасибо огромное автору! Получила удовольствие от прочтения. Многие фильмы смотрела. Некоторые ещё в закладках.

    7+
  • Anita
    Июль 25, 2020 в 20:57
    Permalink

    Shahin написал(а):

    Разве Раджендра Кумар уже не был успешен до Мать Индия? Цветок в пыли не раньше снят был?

    нет, Цветок в пыли 1959, на два года позже Матери Индии. у Раджендры был один успешный фильм до этого, Vachan, но во-первых, успех его был с Матерью Индией несравним, во-вторых, тогда считали скорее, что это фильм Гиты Бали, чем нового никому не известного актера.

    6+
  • Аватар
    Июль 25, 2020 в 16:32
    Permalink

    Спасибо большое за материал. Waqt искал, не знал как называется, а клип видел в интернете. Сайт любим, потому что он энциклопедия smile кто сплетни любит читать, кто новости, кто интервью, кто обзоры.. Все тут , счастливой жизни авторам и читателям! 👍 🤩😃🎈🎉🎊💐💐💐💐💐

    12+
  • Вика
    Июль 25, 2020 в 16:18
    Permalink

    Интересная статья! Видела из этого списка всего два фильма — Waqt/Испытание временем и Pyaasa/Жажда. Наметила еще как минимум два фильма для просмотра из этой статьи — Великий Могол и Куртизанка.

    6+
  • Саима-ханум
    Июль 25, 2020 в 10:12
    Permalink

    good good good

    6+
  • Shahin
    Июль 25, 2020 в 09:08
    Permalink

    Ух, какая сложнейшая работа. Респект!
    Разве Раджендра Кумар уже не был успешен до Мать Индия? Цветок в пыли не раньше снят был?

    6+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *