Raees / Богатей. Рецензия Julie_Agra

Я люблю фильмы, где Шахрукх Кхан другой, непохожий на себя самого. То есть, для меня он везде хорош, в большей или меньшей степени (даже в откровенно неудачных фильмах), всё-таки любимый индийский актёр. Но те роли, где словно незнакомца видишь — они особо ценны для меня. Где у него даже голос иной, и походка, и жесты, и мимика.

В список таких фильмов у меня входят, конечно же, Меня зовут Кхан / My Name Is Khan (роль аутиста с синдромом Аспергера), Эту пару создал Бог / Rab Ne bana Di Jodi (роль очкастого и робкого ботаника) и Фанат / Fan (роль одержимого поклонника звезды Болливуда — ну да, ну да, пластический грим имел место, но так ещё надо было сыграть, чтобы все критики обалдели!). С недавнего времени этот список пополнился ещё одним фильмом и ещё одним героем Шаха. Это Раис.

Отзыв написался не сразу, нужно было переварить и осмыслить увиденное. «RAEES» долго не хотел меня отпускать. При этом я не могу сказать, что сам сюжет ах как уникален и история неподражаема. Но совокупность множества удачно соединившихся компонентов — режиссура, операторская работа, музыка и, конечно же, актёрская игра — моментально сделали этот фильм бесценным для меня. Я отдаю себе отчёт в том, что далеко не всем придётся по душе такой жанр. Слишком уж реалистичный, не такой яркий и красочный, каким положено быть стандартной болливудской «масале», без упора на любовную историю — практически «ничего личного, только бизнес». Но на то он и Шах — он никогда не боится выйти из зоны комфорта, экспериментируя и с имиджем, и с сюжетом.

О чём, собственно, «Богатей»?

Это криминальная драма о нелегальном бизнесе в Гуджарате восьмидесятых — девяностых годов прошлого века. Гуджарат — штат, где запрещена продажа любого алкоголя (кстати, до сих пор). Раис, главный герой фильма, занимается подпольным изготовлением и продажей спиртного. При этом, хоть бизнес его и под запретом, во всём остальном он соблюдает законы чести и совести, в том числе и по отношению к конкурентам… до тех пор, пока они его не трогают. Нет большого и маленького бизнеса, и нет религии важнее, чем бизнес, если он никому не причиняет вреда — этим простым, но мудрым истинам с детства учит его мать.

Многие критики и зрители видят в образе героя реальный прототип — Абдула Латифа, гуджаратского алкодилера и криминального авторитета. Он с детства варился в алкогольном бизнесе и в зрелом возрасте стал его королём. Сделался легендой бандитского мира. Был убит полицией. В общем, аналогии очевидны. Однако создатели фильма опровергают факт, что образ Раиса списан с Абдула. Они говорят, что их сценарий оригинален, а все совпадения случайны. Я, конечно, понимаю, почему они подстраховываются — чтобы потомки Абдула не били копытом и не таскали съёмочную команду по судам.

Итак, перед нашими глазами проходит история Раиса — мальчишки из бедной мусульманской семьи, у которого не хватает денег даже на то, чтобы купить себе очки (из-за сильной близорукости он не видит того, что написано на школьной доске, и мадам учительница нещадно лупит его за неусвоенный урок). Раис всего лишь ребёнок, но у него живой ум и сообразительность настоящего бизнесмена. Благодаря своей смекалке и недюжинной храбрости он получает работу у главаря гуджаратских алкоторговцев.

Шахрукх Кхан в фильме Raees

Очки, к слову, он потом всё-таки покупает. И бьёт смертным боем всех тех, кто смеет обозвать его «очкариком» — что в детстве, что во взрослом возрасте. Кстати, вот он — секрет вечно подведённых глаз Раиса! Ему, конечно, эта сурьма безумно идёт, придавая взгляду особую красоту, опасность и даже роковую порочность, если хотите. Но объясняется всё прозаически — сурьма полезна для глаз, тем более больных.

Мне очень понравилась натуралистичность картинки — интерьеры без отретушированного глянца, простая одежда, обычные индийские улочки, незатейливая еда… События происходят в вымышленном городе Фатехпура, но он выглядит абсолютно реальным, типичным индийским городком с его звуками, красками и, кажется, даже запахами. Занятно, что сам штат Гуджарат, по моему скромному мнению, лишь слегка уступает в яркости любимейшему Раджастану, однако в фильме это буйство цвета и раздолье национального колорита слегка притушено — очевидно, для того, чтобы подчеркнуть мрачную и тревожную атмосферу тех лет (вспомните лихие девяностые в России, и объяснения будут излишни). Только в отдельных музыкальных номерах торжество цвета, традиций и национальных нарядов выходит на первый план.

К слову, о песнях. Они все замечательные и очень гладко вписываются в канву фильма. Разве что ZAALIMA несколько выбивается из общей тональности повествования. Спору нет, номер красивый и романтичный, но как-то не в кассу.
LAILA MAIN LAILA в контексте сюжета воспринимается совершенно иначе, чем просто клипец на YouTube. Во время просмотра фильма эта песня наполняет зрителя внутренним напряжением и заставляет съёживаться в ожидании развязки. Санни Леоне очень горяча и притягательна в этом номере. Наверное, многие видели любительские съёмки из индийских кинотеатров о том, как зрители беснуются во время этой песни. К слову, на сегодняшний момент у официального видеоклипа уже более 115 миллионов просмотров!

Чувственная, наполненная болью и глубоким смыслом SAANSON KE, неразывно связанная с сюжетом фильма. Озорная и одновременно философская DHINGANA о подноготной нелегального бизнеса и Раисе в самом начале его карьеры, она реально очень крута! Национальная гуджаратская GHAMMAR GHAMMAR с зажигательным ритмом, под который в сюжет лихо вводится антипод Раиса — полицейский Маджмудар. Предвыборная ENU NAAM CHE RAEES. Нежная и чувственная HALKA HALKA, в итоге вырезанная из фильма, но неразрывно связанная с ним, похожая на лёгкое кружево, филигранная, тонкая, красивая. Но моим любимым музыкальным номером в фильме является UDI UDI JAYE — как по аудио, так и по видеоряду. Шах с Махирой здесь ужасно милые и трогательные, и очень красочно показан традиционный гуджаратский фестиваль воздушных змеев, а также индо-мусульманский свадебный обряд «никах».

Диалоги — отдельная ценность фильма. Изящные, лёгкие, ироничные словесные дуэли, похожие на игру в теннис или бадминтон: один подаёт, другой отбивает. «Бизнес — в самом воздухе Гуджарата. Вы можете запретить мне дышать, но как запретить воздух?» Много доброго и неожиданного юмора, парадоксальных и нелепых ситуаций — кража очков у статуи Махатмы Ганди, драка в мясном ряду козлиной головой, подпольная алко-вечеринка, где переодетый в Майкла Джексона полицейский отплясывает на танцполе, плов ценою в сто тысяч рупий…

Шахрукх Кхан Богатей

Актёры прекрасны все, без исключения. И мама Раиса, и сам он в детстве — классный пацанчик, и добрый дедушка-доктор, и младший друг главного героя Садик, и могущественный криминальный авторитет Муса… И, конечно же, Асия, жена Раиса. Я безумно рада, что несмотря на давление прессы и общества, на напряжённые отношения Индии с Пакистаном, Шах всё-таки отбил для участия в фильме именно эту девушку, хотя достаточно было только свистнуть — и любая болливудская звезда с радостью согласилась бы на роль. В итоге никому особо не известная пакистанка Махира Кхан предстала на экране в качестве спутницы главного героя — нежная, трепетная, строптивая, гордая, острая на язык, любящая и готовая всегда поддержать мужа. «Маленькая сильная гангста-леди», — говорит о своей роли Махира Кхан. И как замечательно, что её внешность далека от гламурных болливудских стандартов — тем естественнее и органичнее она смотрится в этой роли, этакая «девчонка с соседнего двора», женщин с внешностью Махиры можно встретить на любой индийской улице (в отличие, к примеру, от индианок с внешностью Айшварии, Дипики или Приянки).
Вишенка на торте — восхитительный Навазуддин Сиддики в роли полицейского Маджмудара. Я давно слежу за творчеством Навазуддина, он потрясающий характерный актёр: не дотягивая чисто внешне до амплуа героя-любовника, он выигрывает на интереснейших образах. Вспомнить его роли в Расследовании / Talaash, Ланчбоксе / Lunchbox, Братце Баджранги / Bajrangi Bhaijaan, Манджхи / Manjhi — The Mountain Man — какой он везде разный и неожиданный!

Шах… Честное слово, даже не знаю, что о нём можно написать. Эмоций много, но в слова они как-то не укладываются. Как по мне — потрясающе красивый мужик, ну правда. И чем старше, тем лучше он становится. Эпизод его появления в «Богатее» — Ашура, день траура у шиитов. Обнажённый до пояса, он хлещет себя цепью. Эта сцена такого высоченного градуса накала и эмоционального напряжения, что экран аж дымится. Я смотрела видюшки на YouTube, снятые в кинотеатрах во время премьеры — в этот момент зрители свистят, орут, хлопают, топочут ногами и практически падают в обморок. И я, чёрт побери, их понимаю!!!

Столкновение «честного полицейского» и «честного преступника» и есть главная составляющая фильма. Когда по закону и справедливости, вроде бы, зритель должен однозначно стоять на стороне Маджмудара, но при этом обаяние личности Раиса перевешивает в глазах публики все те преступления, которые он совершил. Ну как тут не провести параллелей с российским фильмом «Гений» (к слову, чьи события происходили примерно в то же время, что и в «Богатее») — когда обаятельный аферист в исполнении Александра Абдулова мастерски водил за нос героя-мента, сыгранного Юрием Кузнецовым! Именно потому, что образ Раиса так неоднозначен, невозможно вывести из сюжета фильма примитивную линейную мораль (типа «не делай добра — не получишь зла» или «нельзя оставаться чистеньким, купаясь в грязи»). Здесь всё глубже, многослойнее и многограннее.

Внимание — конец отзыва содержит очень крупный спойлер, так что если вы ещё не видели фильм, рекомендую не дочитывать!

Многие ставят в вину «Богатею» трагичность развязки. Большинство ожидало иного финала. «Что ещё за самосуд?! Бред, такого не бывает!» — кричат разгневанные зрители, обманутые в своих надеждах. Русские зрители, я имею в виду. Индийцы как раз помалкивают, потому что знают — самосуд и расстрел преступников полицией без суда и следствия был совершенно обычной практикой в Индии девяностых. И только спустя годы подобные радикальные меры были запрещены законодательно, ибо полиция стала слишком уж злоупотреблять своим правом на расстрел. Поэтому гибель главного героя неизбежна. Он и сам понимает это, поэтому не бежит от полиции, не скрывается, не отмазывается от тюрьмы, хотя формально вина его не доказана. Но так ли однозначно прав наш хороший и честный полицейский, который при всей своей правильности не мог не симпатизировать преступнику? Да, заполучить Раиса было делом чести для Маджмудара. Он готов был даже рискнуть своей карьерой. Но даже спуся годы он не может дать ответа на вопрос, поступил ли он правильно тогда, в тот день. Когда Раис попросил его только об одном — не стрелять в спину…

5 баллов из 5. Однозначно.

Share Button
Просмотрено 2 300 раз(а)

Raees / Богатей. Рецензия Julie_Agra: 20 комментариев

  • Март 15, 2017 в 3:02 пп
    Permalink

    Юлия написал(а):

    болела именно за Аджая( он меня покорил, хотя вначале фильма сильно не понравился).

    Да-да, для меня его «я буду звать тебя с того моста… ты ведь услышишь мой голос?» прям стало таким лирическим потрясением… Хотя в самом начале фильма конечно за Салмашу болела, такой обаятаельный придурок, в хорошем смысле этого слова.
    «Мир музыки» мне тоже очень нравится (как и большинство фильмов Бхансали), но Салман там как-то на второстепенном плане для меня остался, больше игра родителей впечатлила ну и Маниши, конечно.

  • Март 15, 2017 в 12:02 дп
    Permalink

    Julie_Agra , аналогично. Правда фильм смотрела позднее. Ничего ни о ком из актеров не знала (кроме Салмана, уже видела и влюбилась в его «Мир музыки») и болела именно за Аджая( он меня покорил, хотя вначале фильма сильно не понравился).

  • Март 2, 2017 в 8:48 пп
    Permalink

    А моим первым индийским фильмов в «послемитхуновскую» эпоху стал «Навеки твоя». Я была потрясена красотой Айшварии и милотой юного Салмана, хотя болела за Аджая. Но об актёрах этих не знала НИ-ЧЕ-ГО-ШЕ-НЬКИ:)

  • Март 1, 2017 в 9:45 пп
    Permalink

    Julia, я ездила в Москве на Черкизовский рынок. Там тоже можно было раздобыть ценные новинки на видео. Боже, какая ностальгия! Одно из самых ярких впечатлений- покупка И в в печали и в радости, кажется в 2002.

  • Февраль 27, 2017 в 2:31 пп
    Permalink

    Ольвейз велькам, как говорят индийцы))))

  • Февраль 27, 2017 в 11:35 дп
    Permalink

    О, я знаю, что на этой лавочке много поп сидело)))))) Меня она привлекает с точки зрения композиции и заднего плана! Если я когда-нибудь свалюсь вам на голову, надеюсь, Julie, вы покажете мне тот ресторанчик!😊😊😊

  • Февраль 27, 2017 в 11:12 дп
    Permalink

    На этой лавочке и принцесса Диана сидела, кстати, и принц Уильям с Кейт — не так давно))) А Санджай Датт и его жена кушали в ресторане нашего друга (гы, маленькре лирическое отступление от темы поста)
    Но я в Тадже хоть и была много-много-много раз, именно на той лавочке не фоткалась, вокруг неё всегда нездоровый ажиотаж, и индийцы, и иностранцы, мне не принципиально было припасть попой именно к этой лавке, благо в Тадже и других достаточно :D Эта просто расположена точно по центру, в смысле Тадж на заднем плане очень симметрично выходит.
    А вообще у нас часто съёмки болливудские проходят, просто обычно снимают не в самом Тадж-Махале, а в парке по ту сторону реки с видом на Тадж. Ну, а ещё в Фатехпур Сикри (это рядом) и в Красном форте (откуда практически все интерьеры Джодхи и Акбара, к примеру). В общем, приезжайте, есть что посмотреть!

  • Февраль 27, 2017 в 5:29 дп
    Permalink

    Julie, а вы сидели на той лавочке перед Тадж-Махалом, где как-то фотографировалась Айш и недавно — Санджай Датт с семьей? Как очучения? Когда буду в Агре, обязательно на ней сфоткаюсь!)))))

  • Февраль 27, 2017 в 5:07 дп
    Permalink

    Мне и страшно, и интересно на это взглянуть:) В любом случае, есть что сыграть, вы правы.

  • Февраль 27, 2017 в 5:06 дп
    Permalink

    Да, я в Агре, и обычно на все интересующие меня новинки стараюсь ходить в кино:)
    После вашего комментария снова вспомнила, как ездила в Москве на Горбушку за индийскими видеокассетами. Тогда тоже ничегошеньки не знала о новых актёрах Болливуда и руководствовалась собственными впечатлениями от обложки видеокассеты, либо следовала рекомендациям продавщицы, которая пересмотрела весь свой товар, конечно же:)

  • Февраль 27, 2017 в 5:02 дп
    Permalink

    Ну, я в этом плане достаточно всеядна, кстати. Могу и что полегче заценить для настроения. Для меня после CHAK DE INDIA было ещё много хороших фильмов именно с Шахом (не говорю про вообще индийское кино, так конечно их больше, хороших и разных). Но после планки, которую он взял в MY NAME IS KHAN, мне уже не очень прикольно было смотреть DILWALE или там HAPPY NEW YEAR. Именно поэтому я ждала драматической серьёзной роли. Кстати, при всей спорности сюжета, очень понравилась игра в FAN, причём оба сыгранных персонажа. И тема фанатизма… она такая важная, на самом деле, и актуальная не только в Индии. Странно, что в Болливуде об этом раньше никто ничего не додумался снять (ну, или я не в курсе). Однако фильм мне очень нравится, и лёгким или пустым его назвать не могу. Несмотря на.

  • Февраль 27, 2017 в 12:20 дп
    Permalink

    Жажду Шаха-карлика и поскорее))) Кто у нас там был последний «коротенький»? Анупам? Представляете уровень спецэффектов тогда и сейчас? Думаю, следующий проект превзойдет все наши ожидания, еще одна нестандартная роль, подразумевающая великолепную актерскую игру!

  • Февраль 26, 2017 в 11:51 пп
    Permalink

    Ура! Есть что смотреть с Шахом! А то я после фильмов последних лет (после «Вперёд, Индия») уже совсем пригорюнилась…

  • Февраль 26, 2017 в 11:22 пп
    Permalink

    Julie, 👍. Очень интересно читать ваши высказывания. Тем более, если я правильно понимаю, вы живете в Агре, и для меня, живущей в России, » ведете репортаж прямо с места событий».
    Меня захватил с первых кадров уже проморолик, а потом сам фильм. За столько лет любви к инд.кино появился нюх на хорошие фильмы. Раньше мы пытались угадать: стоит ли покупать фильм на видеокассете, который мог оказаться котом в мешке ( особенно с неизвестными актерами) и редко ошибались, сейчас ориентируемся на больший объем информации. В любом случае для меня это тоже одна из лучших ролей Шаха. Спасибо.

  • Февраль 26, 2017 в 7:39 пп
    Permalink

    Конечно, это ваше право — я писала ниже, что тоже не являюсь поклонницей криминальных драм. И сам этот жанр уже предполагает некоторую потерю потенциального зрителя даже в Индии, где народ любит вообще что попроще и повеселее. И с хэппи-эндом, конечно. Я помню, как вопили и возмущались индийцы после выхода «Фаната» — как сыронизировал кто-то на этот счёт, если бы Арьян Кханна станцевал в финале на свадьбе Гаурава-фаната, вот это их бы устроило, «всё так чинно, блахародно» (с) :))) Но с точки зрения именно актёрской игры, вне зависимости от того, интересен большинству фильм или нет, Раис — одна из вершин профессионального мастерства ШРК.

  • Февраль 26, 2017 в 7:11 пп
    Permalink

    А мне сюжет не понравился. Бизнес, алкаголь, бандиты, серость — ну не моё это. А вот перед Шахом снимаю шляпу и низко кланяюсь его таланту. Слов нет ТАЛАНТИЩЕ!!! Прекрасная музука в фильме, уже скачала и слушаю. Финал фильма просто убил. Я понимала, что героя не оставят в живых, но так жестоко. Ну нельзя ведь так с самим Шарукхом!

  • Февраль 26, 2017 в 3:34 пп
    Permalink

    Спасибо за отзыв!:)
    А я наоборот была настроена весьма скептически, честно говоря, потому что в принципе мне милее драмы/мелодрамы, любовь/романтика, ну и психологические/мистические триллеры. Поэтому поначалу от анонсов только морщила нос, мне вообще не интересна тема бизнеса, тем более нелегального, тем более алкогольного, и вся эта бандитская малина — просто скучно. Я, кстати, даже «Дон» никогда не пересматривала, а «Дон-2» даже не смотрела, просто не моя тема. Однако чем больше встречалось репортажей со съёмок, кадров, каких-то рабочих моментов, тем более интересно становилось взглянуть на итоговый продукт. Трейлер зацепил поначалу лишь своими красочными танцевальными номерами, ну и Шах конечно был весьма необычен в этом образе. А потом пошло-поехало… Песни, диалоги, цитаты из фильма, я уж молчу про то, что в Индии сейчас выборы идут, так в разгар предвыборной кампании только ленивый не сделал видеороликов «в духе RAEES», когда берётся оригинальный звук из трейлера, а подставляются лица знаменитых политиков и лидеров партий. В общем, я не покривлю душой, если скажу, что Индию охватила «Раисоистерия», и я решила, что всё-таки хорошие сапоги, надо брать:)
    Ну, а фильм с первых же кадров понравился, то есть ещё даже не началось само действо, а просто показали общий план и за кадром зазвучал голос Навазуддина — всё, я УЖЕ поняла, что это настоящее и стоящее кино как минимум для меня.
    Не могу сказать, что Раис — индийский Робин Гуд, всё-таки он не отдавал отнятые деньги беднякам, он зарабатывал для собственной выгоды, получал прибыль, но конечно же, его помощь простым людям и вообще заботу о других трудно переоценить.

  • Февраль 26, 2017 в 3:02 пп
    Permalink

    Потрясающе! Я пока не осмыслила до конца этот фильм. Только вчера посмотрела. Абсолютно согласна с рецензией! Я назвала ее историей инд. Робин Гуда.
    Для меня самое важное, чего я очень давно не видела в работах Шаха ( с Индии, вперед! и частично Пока я жив), это полное перевоплощение. Вчера я видела весь фильм только Раиса. И верила всему, чтобы он ни говорил или не делал на 200%. Восхитительно.
    Эпизод в » день траура у шиитов» меня сразил наповал. Я так не любила это повальное увлечение шестью кубиками и появление Шаха с оголенным торсом в Ом шанти ом до сих пор вызывает у меня очень негативные эмоции. А здесь 100% попадание. Этого требует образ. И снято все великолепно.
    Сюжет в целом неоднозначный. У меня вызывал вопросы. Но общего впечатления не менял. А вот концовка меня озадачила. Правда, я впервые прочитала сейчас о реальности такого варианта развития событий. Буду знать.
    Все актеры справились превосходно. Я тоже безумно рада, что Махиру отстояли. Это ее роль.
    Итог: я догадывалась, что фильм стоит смотреть, но не думала, что он произведет на меня ТАКОЕ впечатление.

  • Февраль 26, 2017 в 12:36 пп
    Permalink

    Большое спасибо))) Ну, надеюсь, что в ресторанчик ему придётся уйти ещё не скоро, пока что он нужен зрителям!
    И я соглашусь, есть более и менее удачные роли, более и менее успешные фильмы за плечами у любого артиста. Но для меня лично Раис станет одной из самых лучших ролей Шаха. Я поняла это ещё ДО того, как фильм стал хитом в Индии, потому что посмотрела в первый же день проката, ещё даже не зная никаких цифр и предстоящих муток с бокс-офисом.

  • Февраль 26, 2017 в 5:56 дп
    Permalink

    Автору — браво! Стилю изложения — браво! Подписываюсь под каждым словом! Если уже завтра Шах уйдет «офицантить» в свой итальянский ресторан, для меня он все равно останется одним из лучших актеров индийского кино!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *