Грани таланта. Знаменитые Кханы
Троим мужчинам, определившим наши мечты, в этом году исполняется пятьдесят. Продолжат ли Кханы светить подобно сверхновым, властно ли время над их легендами?
Анупама Чопра (22 февраля 2015)
Моему поколению не хватает названия. В Индии ёмкого и «вкусного» названия для рождённых в 1960-х не существует. Мы ходили в кино на фильмы Амитабха Баччана, смотрели музыкальную программу Chitrahaar, пили газировку Thums Up, удивлялись и восхищались рекламой мыла Liril с Карен Лунел и отдыхали в клубе Studio 29. Нас не называют бэби-бумерами, поколением X или поколением «нулевых». Осмелюсь предложить такой термин: Кханисты.
Знаю, звучит не слишком красиво. Даже, не исключено, термин вводит в заблуждение. Всё-таки больше влияния Кханы — Амир, Салман и Шах Рукх – оказали на тех, кто взрослел в 1990-е и позже. Но мы одно поколение с ними. Когда-то мы все, обычные люди, делали первые шаги в обычном взрослом мире. Однако он навсегда стал другим. Развивается экономика, в нашу жизнь, кардинально её меняя, приходят американское телевидение и интернет. В дивном новом мире трое представителей нашего поколения воплощают мечты 1.2 миллиарда людей и придают форму киносценариям в Индии.
Это интересно: Заговор против Трёх Кханов?
В этом году Кханам исполняется 50. Амиру 14 марта. Шах Рукху 2 ноября и, наконец, Салману 27 декабря. Наша любовь с ними вот уже более 25 лет. Амир пришёл в кино раньше – в 1984 он сыграл студента Мадана Шарма в картине «Праздник Холи». Но путь к нашим сердцам он отыскал только четыре года спустя ролью в ленте «Приговор». В том же году щуплый и нескладный Салман появился на экране в фильме «Супруга». Его мало кто заметил, однако год спустя фильм «Я полюбил» сделал его звездой первой величины. Шах Рукх пришёл последним и произвёл самое сильное первое впечатление – стоило зрителям увидеть его на набережной Мумбаи Марин-Драйв за рулём мотоцикла в фильме «Безумная любовь» в 1992-м, и они отдали ему свои сердца.
За 23 года с участием Шах Рукха на экраны вышло 59 фильмов. За 27 лет Салман снялся в 74 фильмах. Амир за 31 год кинокарьеры выпустил 40 фильмов. Вот ещё несколько чисел для размышления – первые три ленты Шах Рукха собрали во всеиндийском прокате приблизительно 130 млн. рупий. Первые три фильма Салмана собрали немногим более 200 млн. рупий. Сборы «Праздника Холи» были невелики и данных не сохранилось. «Приговор» принёс создателям 50 млн. рупий.
Это интересно: Кханы изжили себя?
Вот уже более двух десятков лет эти трое шагают по Болливуду подобно колоссам. Они обозначили параметры мейнстримного кинематографа Индии, как в отношении бизнеса, так и искусства. Они определили вкусы миллионов людей по всему миру. Они являются всемирными послами Brand Bollywood и увлекают в мир ярких красок и большой любви зрителей на таких нетрадиционных рынках, как Китай, Германия и Перу. В 2002 картиной «Лагаан: Однажды в Индии» Амир даже привёл Болливуд на Оскар.
Порой я задаюсь вопросом, за что же мы любим их так страстно и так долго. Актрисы, с которыми они дебютировали, давно исчезли с экранов. Кинематографисты, способствовавшие их успеху, сейчас с трудом держат руку на пульсе переменчивых вкусов публики. Что интересно, многие из ранних успешных работ – «Игра со смертью» Шах Рукха, «Раджа Хиндустани» Амира или «Мой любимый» Салмана – сейчас выглядят жутко устаревшими (к примеру, кульминационная сцена «Игры со смертью» смотрится нелепо). Тем не менее, трое актёров продолжают бесконечно сиять подобно сверхновым.
Моё предположение: каждый удовлетворяет некую потребность зрителя. Каждый из них утоляет жажду, при этом предлагая уникальную фантазию. Каждый по-своему помогает нам верить в лучшее будущее. Амир – наша совесть и коллективное сознание. Он непреклонен и выступет за справедливость, хотя порой и впадает в крайности – примером тому его позиция в скандале вокруг телешоу AIB. Амир поддерживает качество, верность обещаниям и определённую солидность. К нему хотят прислушиваться, просит ли он подвергнуть сомнению глубокие религиозные убеждения или привлекает внимание к примерам вопиющей несправедливости, разлагающим страну изнутри – от абортов до изнасилований: первый сезон Satyamev Jayate на семи языках посмотрели 500 млн. зрителей. В помощь общественным организациям, представленным в эфире, программа собрала более 350 млн. рупий. Перефразируя слова Джека Николсона, адресованные Хелен Хант в фильме «Лучше не бывает», скажем: Амир побуждает нас становиться лучше.
Салман – наш образец жизни, свободной от страха и сожалений. Среди троих актёров он проявляет наименьший интерес к построению карьеры. Особенно в прошлом его выбор зачастую производил впечатление случайного – дешёвые фильмы ради семьи и друзей. Также он решительно не желает, чтобы его принимали всерьёз как актёра. Однажды с улыбкой он сказал мне о том, как его близкий друг Саджид Надьядвала любит говорить, что «Салмана можно поймать на чём угодно, только не на актёрской игре». На мой вопрос, почему он с таким упорством играет себя в каждом фильме, он ответил вопросом: «А что? Вас во мне что-то не устраивает?» Салман всегда в центре действия, он дарит нам не искусство, но отдых. В его фильмах вы не найдёте подтекстов: раз за разом он снимает рубашку и делает из плохих дядек котлеты. А мы в зале уверены: по крайней мере, на экране он всё уладит.
Шах Рукх Кхан тоже мастерство игры всерьёз не воспринимает. Наше первое интервью остоялось в 1995 на площадке ленты «Бог знает». Уже тогда в нём чувствовалась ясность мысли и дерзость. Он сказал: «Самое главное — стиль. Я не верю в игру без стиля. Растворяться в персонаже не люблю. Играю ли я побирушку, бандита или деревенского жителя, я всегда буду Кханом». На своём пути Шах Рукх пришёл к тому, что стал не выдающимся актёром, но выдающейся кинозвездой. Мы входили в кинозал снова и снова за всё тем же лучезарным обаянием, остроумием, утончённостью и любовью, побеждающей всё. Каждый раз он раскрывал объятия в своей фирменной позе, а мы удивлялись и радовались, словно видели это впервые. Казалось, он только наш. Никогда не был он звездой на пьедестале, и всегда — лишь самым харизматичным членом нашей семьи.
Это интересно: БОЛЛИВУДСКАЯ КАМАСУТРА, или ТОП-10 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ПОЗ
Эти мужчины нарисовали наши мечты. Их статус одновременно укрепил позиции и продемонстрировал масштаб нашего кинематографа. Властно ли время над их легендами? Неужели под грузом обыденности таланты их поблекнут? Любопытно, каким будет их следующий шаг? По долгу профессии кинокритика я зачастую ругаю их фильмы, но как любитель Болливуда я не представляю кино без них. И, несмотря на все недоработки, я всё так же слепо им верю.
Надеюсь, и в шестьдесят они продолжат возносить кино на языке хинди на новые высоты. Надеюсь, они – властители умов – раскрасят наши мечты ярче прежнего, придав сил вновь расправить крылья. Надеюсь, они изменят наши жизни к лучшему.
Вслед за Бобом Диланом пожелаем им оставаться вечно молодыми.
Источник — TOI
Перевод Aeryn для для Bollywoodtime.ru
А, забыла 5го — Саиф Али Кхан!!!
Забыли упомянуть Зайеда Кхана, который снялся с Шахрукхом в фильме «Я с тобой» 2004. Это — 4й Кхан!!! :))
Аамир — наша совесть и коллективное сознание? Аамир стал успешным только после фильма «3 Идиоты», посадив целое поколение индийцев на вульгарный пошлый юмор «ниже пояса». Для привлечения молодежи к фильму весь»юмор» фильма сводится , повторюсь, только к тому, что находится «ниже пояса»
Все 3 Кхана родились в 1965 ?
Какое совпадение.