Грани таланта. Знаменитые Кханы

3-Khans.jpg

Троим мужчинам, определившим наши мечты, в этом году исполняется пятьдесят. Продолжат ли Кханы светить подобно сверхновым, властно ли время над их легендами?

Анупама Чопра (22 февраля 2015)

Моему поколению не хватает названия. В Индии ёмкого и «вкусного» названия для рождённых в 1960-х не существует. Мы ходили в кино на фильмы Амитабха Баччана, смотрели музыкальную программу Chitrahaar, пили газировку Thums Up, удивлялись и восхищались рекламой Лирила с Карен Лунел и отдыхали в клубе Studio 29. Нас не называют бэби-бумерами, поколением X или поколением «нулевых». Осмелюсь предложить такой термин: Кханисты.

Знаю, звучит не слишком красиво. Даже, не исключено, термин вводит в заблуждение. Всё-таки больше влияния КханыАмир, Салман и Шах Рукх – оказали на тех, кто взрослел в 1990-е и позже. Но мы одно поколение с ними. Когда-то мы все, обычные люди, делали первые шаги в обычном взрослом мире. Однако он навсегда стал другим. Развивается экономика, в нашу жизнь, кардинально её меняя, приходят американское телевидение и со временем интернет. В дивном новом мире трое представителей нашего поколения воплощают мечты 1.2 миллиарда людей и придают форму повествованию Индии.

В этом году Кханам исполняется 50. Амиру 14 марта. Шах Рукху 2 ноября и, наконец, Салману 27 декабря. Наша любовь с ними вот уже более 25 лет. Амир пришёл в кино раньше – в 1984 он сыграл студента Мадана Шарма в картине «Праздник Холи». Но путь к нашим сердцам он отыскал только четыре года спустя ролью в ленте «Приговор». В том же году щуплый и нескладный Салман появился на экране в фильме «Супруга». Его мало кто заметил, однако год спустя фильм «Я полюбил» сделал его звездой первой величины. Шах Рукх пришёл последним и произвёл самое сильное первое впечатление – стоило зрителям увидеть его на набережной Мумбаи Марин-Драйв за рулём мотоцикла в фильме «Безумная любовь» в 1992-м, и они отдали ему свои сердца.

За 23 года с участием Шах Рукха на экраны вышло 59 фильмов. За 27 лет Салман снялся в 74 фильмах. Амир за 31 год кинокарьеры выпустил 40 фильмов. Вот ещё несколько чисел для размышления – первые три ленты Шах Рукха собрали во всеиндийском прокате приблизительно 13 кроров рупий. Его последние три фильма перевалали за 550 кроров рупий. Первые три фильма Салмана собрали немногим более 20 кроров рупий. Его последние премьеры приблизились к 522 крорам. Сборы «Праздника Холи» были невелики и данных не сохранилось. «Приговор» принёс создателям 5 кроров. Последний на данный момент фильм Амира «PK» превысил сборы в 330 кроров.

Вот уже более двух десятков лет эти трое шагают по Болливуду подобно колоссам. Они обозначили параметры мейнстримного кинематографа Индии, как в отношении бизнеса, так и искусства. Они определили вкусы миллионов людей по всему миру. Они являются всемирными послами Brand Bollywood и увлекают в мир ярких красок и большой любви зрителей на таких нетрадиционных рынках, как Китай, Германия и Перу. В 2002 картиной «Лагаан: Однажды в Индии» Амир даже привёл Болливуд на Оскар.

Порой я задаюсь вопросом, за что же мы любим их так страстно и так долго. Актрисы, с которыми они дебютировали, давно исчезли с экранов. Кинематографисты, способствовавшие их успеху, сейчас с трудом держат руку на пульсе переменчивых вкусов публики. Что интересно, многие из ранних успешных работ – «Игра со смертью» Шах Рукха, «Раджа Хиндустани» Амира или «Мой любимый» Салмана – сейчас выглядят жутко устаревшими (к примеру, кульминационная сцена «Игры со смертью» смотрится нелепо). Тем не менее, трое актёров продолжают бесконечно сиять подобно сверхновым.

Моё предположение: каждый удовлетворяет некую потребность зрителя. Каждый из них утоляет жажду, при этом предлагая уникальную фантазию. Каждый по-своему помогает нам верить в лучшее будущее. Амир – наша совесть и коллективное сознание. Он непреклонен и выступет за справедливость, хотя порой и впадает в крайности – примером тому его позиция в скандале вокруг телешоу AIB. Амир поддерживает качество, верность обещаниям и определённую солидность. К нему хотят прислушиваться, просит ли он подвергнуть сомнению глубокие религиозные убеждения или привлекает внимание к примерам вопиющей несправедливости, разлагающим страну изнутри – от абортов до изнасилований: первый сезон Satyamev Jayate на семи языках посмотрели 51 крор зрителей. В помощь общественным организациям, представленным в эфире, программа собрала более 35 кроров рупий. Перефразируя слова Джека Николсона, адресованные Хелен Хант в фильме «Лучше не бывает», скажем: Амир побуждает нас становиться лучше.

Салман – наш образец жизни, свободной от страха и сожалений. Среди троих актёров он проявляет наименьший интерес к построению карьеры. Особенно в прошлом его выбор зачастую производил впечатление случайного – дешёвые фильмы ради семьи и друзей. Также он решительно не желает, чтобы его принимали всерьёз как актёра. Однажды с улыбкой он сказал мне о том, как его близкий друг Саджид Надьядвала любит говорить, что «Салмана можно поймать на чём угодно, только не на актёрской игре». На мой вопрос, почему он с таким упорством играет себя в каждом фильме, он ответил вопросом: «А что? Вас во мне что-то не устраивает?» Салман всегда в центре действия, он дарит нам не искусство, но отдых. В его фильмах вы не найдёте подтекстов: раз за разом он снимает рубашку и делает из плохих дядек котлеты. А мы в зале уверены: по крайней мере, на экране он всё уладит.

Шах Рукх Кхан тоже мастерство игры всерьёз не воспринимает. Наше первое интервью остоялось в 1995 на площадке ленты «Бог знает». Уже тогда в нём чувствовалась ясность мысли и дерзость. Он сказал: «Самое главное — стиль. Я не верю в игру без стиля. Растворяться в персонаже не люблю. Играю ли я побирушку, бандита или деревенского жителя, я всегда буду Кханом». На своём пути Шах Рукх пришёл к тому, что стал не выдающимся актёром, но выдающейся кинозвездой. Мы входили в кинозал снова и снова за всё тем же лучезарным обаянием, остроумием, утончённостью и любовью, побеждающей всё. Каждый раз он раскрывал объятия в своей фирменной позе, а мы удивлялись и радовались, словно видели это впервые. Казалось, он только наш. Никогда не был он звездой на пьедестале, и всегда — лишь самым харизматичным членом нашей семьи.

Эти мужчины нарисовали наши мечты. Их статус одновременно укрепил позиции и продемонстрировал масштаб нашего кинематографа. Властно ли время над их легендами? Неужели под грузом обыденности таланты их поблекнут? Любопытно, каким будет их следующий шаг? По долгу профессии кинокритика я зачастую ругаю их фильмы, но как любитель Болливуда я не представляю кино без них. И, несмотря на все недоработки, я всё так же слепо им верю.

Надеюсь, и в пятьдесят они продолжат возносить кино на языке хинди на новые высоты. Надеюсь, они – властители умов – раскрасят наши мечты ярче прежнего, придав сил вновь расправить крылья. Надеюсь, они изменят наши жизни к лучшему.

Вслед за Бобом Диланом пожелаем им оставаться вечно молодыми.

Источник — TOI
Перевод Aeryn для http://bollywoodtime.ru/

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook
Просмотрено 643 раз(а)

Грани таланта. Знаменитые Кханы: 2 комментария

  • Raisa Yalschib
    Январь 13, 2019 в 07:53
    Permalink

    Аамир — наша совесть и коллективное сознание? Аамир стал успешным только после фильма «3 Идиоты», посадив целое поколение индийцев на вульгарный пошлый юмор «ниже пояса». Для привлечения молодежи к фильму весь»юмор» фильма сводится , повторюсь, только к тому, что находится «ниже пояса»

    5+
  • Аватар
    Январь 13, 2019 в 00:35
    Permalink

    Все 3 Кхана родились в 1965 ? shock2 shock2
    Какое совпадение.

    4+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *