Мошенничество в прокате: заветные кроры
«100-крор» — новый стандарт для коммерческих проектов в Болливуде. Фильм, который не добирает до магической цифры, уже не будет рассматриваться как супер-пупер творение. А ведь каких-то 20 лет назад все было по-другому… Звезды с нетерпением ждали, когда их фильмы завершат в кинотеатре серебряные и золотые юбилеи. Да, вердикт фильму (хит) определялся по критерию — продержался ли он 100 дней в прокате. Сейчас этот вердикт определяется только деньгами — собрал он 100 крор или нет.
Сегодня большинство производителей не могут обеспечить хорошую заполняемость в большинстве мультиплексов уже на второй неделе проката, поэтому им во что бы то ни стало нужно выручить как можно больше денег за первые 6 дней. Для того, чтобы сохранить посещаемость в первую неделю релиза, зрители должны видеть, что фильм популярен. Следовательно, его коллекции завышают по максимуму. Увы, но это горькая правда — кассовые сборы теперь стали самой популярной пропагандой для ничего не подозревающего индийского зрителя.
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос — почему в разных источниках указываются совершенно разные цифры кассовых сборов одного и того же фильма? В чем причина? А все очень просто.
Полученные доходы от продажи билетов облагаются налогом на развлечение. Его процент в каждом штате свой, но в целом, это от 30 до 45% с продажи каждого билета. Сумма, которая остается после налогового вычета — и есть коллекция фильма.
Вот тут-то и происходит жульничество в полном объеме. С кассовых сборов, которые в конечном итоге озвучивают создатели, аналитики и пр. налог не взимается. Когда продюсер заканчивает фильм, он, как правило, продает его студиям, которые приобретают права на распространение. В налоговую он подает только те декларации, в которых указаны полученные доходы от продажи готовой продукции представителям. То есть уплата налога с каждого билета — это ответственность исключительно распространителя фильма, а не его создателей.
Именно поэтому создатели раздувают цифры так, как выгодно именно им. Представители же, наоборот, очень осторожны в цифрах, поскольку именно им платить налоги. Зачастую продюсеры завышают кассовые сборы чтобы доказать, какие они успешные и как хорошо работают с хитовыми режиссерами. Успешным продюсер считается только в том случае, если добрался до 100 крор.
Они раздувают кассовые сборы еще и потому, чтобы заверить своих деловых партнеров (дистрибьюторов, финансистов), что их фильмы собирают много денег. Это поможет продать свой следующий фильм еще дороже предыдущего. И что самое главное — дать под него большее количество экранов, вытесняя более мелкие фильмы.
Наконец, все мы становимся свидетелями того, как продюсеры фильма устраивают вечеринки по случаю успеха еще до того, как вынесен вердикт. Как правило, это стандартная схема для пиар компаний, в работу которых входит продвижение бренда и распространение статей по газетам и журналам.
Такие звезды, как Саиф Али Кхан и Амир Кхан впервые открыто высказались о махинациях в кассе. «Я был бы дураком, если бы сказал, что никто не завышает цифры», сказал Саиф. «Кассовые сборы до сих пор составляют кое-как. В этом нет ничего нового. Манипуляциями в кассе они обманывают сами себя и в этом нет ничего достойного», — говорит Амир Кхан.
Многие помнят, как в прошлом году Ритика Рошана стали обвинять в завышении кассовых сборов третьей части «Крриша», но актер категорически опровергает все утверждения. Приписывать цифры — явление не новое. Вспомните 2009 год, когда продюсеры «Из Чандни Чоука в Китай» утверждали, что их фильм идет при полных залах, тогда как на самом деле владельцы кинотеатров начали убирать фильм с проката уже через неделю после его выпуска, когда стало ясно, что Акшай Кумар не в состоянии привлечь народ в кинотеатры.
Даже YashrajFilms заявили, что их фильм «Немного любви, немного волшебства» хорошо зарекомендовал себя в прокате, но на самом деле фильм был полным провалом. А какая борьба развернулась на твиттере между режиссером Санджаем Гуптой и аналитиком Комалом Нахата? Острые и саркастические сообщения возникли вокруг кассовых сборов фильма «Перестрелка в Вадала». Комал Натха утверждал, что дистрибьюторы фильма потеряли деньги, а Санджай Гупта с пеной у рта доказывал, что это не так и аналитик брешет.
Не будем выяснять кто прав, а кто нет, но сегодня стало обычным явлением, когда режиссеры говорят одну цифру проката фильма, а аналитики другую. Когда эксперты пытались разобраться в данном вопросе, все свалили на дистрибьюторов, которые якобы занижают реальные цифры кассовых сборов, чтобы платить меньше налогов, и подают эту информацию аналитикам, а продюсеры налоги не платят, поэтому взвинчивают сборы как хотят. К сожалению, в некоторых случаях, завышенные цифры являются частью рекламной кампании фильма.
Каковы же основные шаги продюсера в популяризации своего проекта?
1. Создать «нетерпеж» у зрителя.
Как правило, продвижение фильма начинается за полгода до его выхода, и чем ближе дата релиза — тем активнее его пиарят. Основная причина, почему промо-акции начинаются так рано — создать определенное нетерпение у зрителей. Когда перед зрителем мелькают картинки, фото, постеры, видеоролики и пр., он чувствует естественное стремление посмотреть фильм. Постоянная маркетинговая кампания направлена на то, чтобы обеспечить фильму полный аншлаг в первый день открытия. Помните, что люди, которые идут в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм в первый день, не имеют представления о том, какой он на самом деле. Это те люди, которые расскажут о нем другим и оставят первые впечатления.
2. Обеспечить большое количество экранов.
Если фильм выходит во время праздника, то шансы на 100% открытие максимальны. Типичная математика. Обычный коммерческий фильм Болливуда выходит по меньшей мере на 1500-1800 экранах в день открытия. Примерно 4 показа в день на одном экране. В зале размещается в среднем 350-400 человек, и каждый билет стоит 300 рупий (средняя стоимость). Если все сработает, то можно смело ожидать 80% заполняемости в первый день. Проще говоря, уравнение стоит так: 300 рупий с каждого из 400 человек; 2000 экранов по всей стране 4 показа в день. Просто умножьте.
3. Продержаться три дня.
Даже если фильм откровенно плохой, создатели пытаются обеспечить себе благоприятные отзывы. Отсюда и подкуп критиков, и заказные рецензии. Главное, заручиться поддержкой людей, которые будут хвалить фильм. Продюсерам необходимо любыми способами поддерживать темп открытия и не потерять сборы три дня, до ночи воскресенья. Это является основной причиной подкупа критиков. Если фильм пройдет это трехдневное испытание, то он окупит все свои инвестиции.
4. Продать фильм на телеканал.
Переговоры с телеканалами идут еще до релиза фильма и здесь важно продать его подороже.
5. Фальсифицировать цифры.
Когда ничего не помогает и фильм неуклонно катится к провалу, некоторые режиссеры используют «последнее средство», чтобы доказать, что их фильмы являются хитом. Они выступают с заявлениями, где завышают показатели продаж и уверяют, что их фильм смотрят много людей (что сейчас и делают создатели «Bang Bang»). Однако эта последняя отчаянная мера никогда не работала, потому что на второй неделе, как правило, начинает всплывать правда и уже тогда видна судьба фильма.
Все эти маркетинговые устройства появились недавно, когда фильмы Болливуда начали судить по их коллекциям в кассе или производителям, которые над ними работают.
А теперь посмотрим на недавний пример — сверхраздутый коммерческий проект «Bang Bang». Критики все, как один, сошлись на отрицательных отзывах. Негатив льется и от обычных зрителей, которые все чаще с недовольством пишут о зря потраченных времени и деньгах. На фильм обрушилась такая волна критики, при которой устоять могут очень немногие. А что говорят производители? Они продолжают настаивать на том, что их фильм работает очень хорошо и люди табунами идут в кинотеатр, оставляя свои денюжки в карманах продюсеров. Но так ли это на самом деле?
За первую неделю проката фильм не окупил даже свои расходы, собрав 128 крор (при наличии четырех дней праздничных выходных). Эта цифра включает в себя три официальные версии, на хинди, тамильском и телугу языках. Сколько производители потратили на дубляж южных версий и рекламу в южных штатах — неизвестно, но на юге фильм смог собрать всего лишь 6 крор за 7 дней проката. Для сравнения, вышедший в сентябре новый фильм Махеша Бабу «Aagadu» только за сутки собрал 9,7 крор.
Дистрибьюторы из штата Раджастан уже теряют свои инвестиции — фильм не окупает средств, которые они выложили за право распространения «Bang Bang» в их регионе. Как бы продюсеры не расхваливали свой проект, а отрицательных отзывов становится все больше. Сарафанное радио не работает, что сказывается на устойчивости фильма в кассе. Бюджет проекта тоже остается загадкой. В источниках можно встретить разные цифры, от 120 до 150 крор.
Учитывая фантастический период для релиза (длинные праздники, выход фильма на трех языках, отсутствие ощутимого конкурента + отсутствие больших релизов ближайшие 3 недели и показ на 4500 экранах, что само по себе рекорд) — сборы «Bang Bang» должны быть намного лучше. Кроме того, как отмечают многие, цены на билеты завышены на 10% и вечерние сеансы в некоторых кинотеатрах обходятся в 500 рупий с человека, хотя производители уже выпустили статью о том, что они не завышали цены на билет. Сейчас продюсеры «Bang Bang» всеми силами пытаются удержать фильм на плаву, но по прогнозам аналитиков, при таком раскладе он не дотянет даже до 200 крор по Индии. Поживем-увидим.
Мила специально для проекта «Влюбленные в Болливуд»
Статья запрещена к копированию
Copyright 2014 bollywoodtime.ru. All rights reserved. Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима активная ссылка на ресурс.
Это интересно:
«Кхан» фактор
Болливуд: вопросы и ответы
Болливуд: вопросы и ответы (часть 2)
Что «убило» кинокритиков Болливуда
Его величество PR, бессмысленный и беспощадный!
Путешествие Кханов: столкновения, сравнения и сотрудничество
Новости Болливуда, интервью и слухи: кто и как их создает
Game over: завышенным кассовым сборам фильмов Болливуда может прийти конец
Спасибо. Думаю, что внутренний рынок стал тесноват для Болливуда, так как уж больно очень большая конкуренция в этой сфере, отсюда и махинации с цифрами.
Замечательная статья. Её нужно читать всем кто грезит заветными крорами, доказывая что именно их актер круче всех.
На ДВД в век торрентов много не заработаете (пара % не в счет). Та и не станет зритель покупать ДВД плохого фильма. (где-то тут на болливудтайме была статья о том что в Индии индустрия ДВД/СД начала загибаться с развитием интернета. Ну и пиратство еще никто не отменял).
О видеоиграх и тем более — если фильм провальный, то видеоигра провалится с треском, ибо геймеры народ искушенный. (бывают, кстати, провалы видеоигр и успешных фильмов, взять того же «Терминатора», фильм культовый — а игру делали те у кого руки из известного места растут.)
Спасибо за статью и трезвый взгляд в ней! Однако позвольте добавить некоторые моменты, про которые здесь не говорится. Кассовые сборы в том же Голливуде уже давно перестали иметь значение, потому что не отражают реального дохода производителей. Посудите сами: помимо доходов от продажи билетов, создатели имеют еще нехилую прибыль от продажи прав на трансляцию (спутниковые права), от передачи авторских прав, скажем, на музыку, от прибыли после выхода ДВД или видео игр, да и еще кучи всего. Еще до выхода фильма продажа всех этих прав, лицензий и разрешений может покрыть едва ли не весь бюджет фильма! А доблестные индийцы как отсталое племя вцепились только в кассовые сборы и носятся с этими цифрами как с писаной торбой!
Эти пресловутые сборы показывают только выручку от продажи билетов и все! Не более. Реальных цифр дохода производителей простой зритель не узнает никогда. Фильм может не окупиться в кинотеатре, но заработать гораздо больше денег на DVD. В Индии все обозреватели оценивают только сумму сборов за 4 недели проката, но вердикт выносят сразу после первой недели проката. Это в корне неверно. Доморощенному аналитику а-ля Тарану Адаршу (и ему подобных) невдомек, что ситуации с фильмами всегда разные.
Какие-то фильмы стартуют резво, громя кассу, но «сдуваются» со второй недели (как Банг-Банг). Потому что фуфло. А другие начинают слабо, но постепенно наращивают сборы, передаваясь из уст в уста, за счет хорошего сценария и отзывов. Именно так было с «Тремя идиотами» и сейчас «Хайдером». Но куда уж Адаршу это понять!
К тому же производители никогда (НИКОГДА) не раскрывают настоящих цифр затрат на производство. А разглашение бюджета на рекламу фильма вообще считается чем-то нехорошим. У автора статьи вопрос, почему разнятся цифры бюджета Банг Банг? Да потому что в большинстве случаев производственные бюджеты определяются аналитиками «на глазок» с большой долей погрешности. Реклама сегодня стоит очень дорого и затраты на нее составляют в среднем половину производственного бюджета. И чем крупнее фильм, тем больше денег тратится на его рекламу. А уж если на производство потрачено много денег, то продюсеры стараются защитить свои капиталовложения с помощью агрессивной рекламы. Именно поэтому чем больше бюджет — тем больше пиар фильма.
Что касается этого «Банг Банга», то мне вообще непонятно какого лешего его пересняли, ведь в США его оригинал «Рыцарь дня» с треском провалился. При бюджете в $117 млн. собрал всего $76 млн. Зато за рубежом сборы составили $262 млн. Вы посмотрите как преподносят новости о кассовых сборах «Банг Банга»! Типа собрал 200 крор по миру. То есть показывает свое благосостояние за счет международной аудитории. Нормально ли это? Нет, конечно. Снимают для своих, а цифры указывают с учетом сборов за рубежом. Если индийцы считают, что за рубежом живет гораздо больше потенциальных зрителей, тогда пусть снимают для них, чего мелочиться?
Автору респект! А всем, кто трясется над цифрами, хочу сказать — фигня все это! Для зрителя (если он, конечно, нормальный) кассовый успех в прокате не значит ровным счетом ничего. Просто производителям хочется показать свою крутость. И с махинациями вокруг фильмов полностью согласен. То ли еще будет… На очереди его величество Шах со своим Новым годом. А он то уж, поверьте, в лепешку расшибется, чтобы доказать свое превосходство!