Zero / Ноль. Рецензия Энди
Кубик-рубик о том, как Дурак с задатками Мага путешествовал по верхнему, среднему и нижнему миру в поисках счастья и самого себя.
Эпиграф.
«Все бабы, как бабы, а моя богиня»
Семён Фролов.
Эпиграф N 2
«Кто о чём, а лысый о бане»
Народная мудрость.
Это я про себя.
Путешествие первое. Из среднего мира в верхний.
Иногда в каком-нибудь самом обычном месте, например, в обычном провинциальном индийском городишке, в обычной семье местного торговца рождается необычный ребенок.
Мало того, что у него отвратительный характер. Вспыльчивый, раздражительный, наглый. Ленивый. Драчливый. Транжира и жуткий эгоист. Да еще он и карлик! Но, чего у него не отнять, так это оптимизма, бешеной энергетики, высокого самомнения и чувства юмора, правда, чаще черного. А что еще интересного он может делать? Да так, вроде, как и ничего больше. Разве только сущую безделицу… Раз, два, три, … десять, и звездной ночью по щелчку пальцев его маленьких ручек начинается звездопад! Для чего нужна ему эта его способность, он и сам не понимает, но с удовольствием снова и снова проделывает этот фокус, надоедая своим родным.
Живет этот маленький барчонок в высоком деревянном тереме, получается на самом краешке земли. А напротив его окон – белоснежные купола. А может он живет уже на самом краешке неба?
Не знаю. Но чувствует он себя соответственно своему месту проживания – выше других. Когда он выходит на балкон и свысока глядит на улицу, на друзей и знакомых, он ведет себя как местный царёк.
Но и окружающие принимают этот его статус. Это дома папаша все так же, как в детстве, лупит его ремнем, а мама одновременно защищает и ругает его. А для парней с его улицы Баууа – «король» и «господин». Не важно, как он достигает этого статуса среди своего окружения, впрочем, ничего нового. Как и у любого «господина» основа его положения – это сильный, местами скверный характер и деньги.
И живет себе этот невзрослеющий необычный хулиган своей обычной жизнью в обычном мире, пока однажды жизнь его не переворачивается с ног на голову. Причем в буквальном смысле этого слова! Решившись познакомиться с красивой девушкой, которую до сих пор видел лишь на фотографии, и, не смутившись того, что девушка эта – ученый с мировым именем, он идет на ее научное выступление в местной школе, но вдруг видит, что она инвалид. Нет, так дело не пойдет! И Баууа пытается побыстрее скрыться, но его мерзкий характер не дает ему уйти незаметно. Детки, они такие милые! Кто кого перехулиганит? Мда, как говорил Остап Бендер: «Победила молодость!»
И вот уже наш герой, «король» и «господин» для своих друзей, стоит среди детей в унизительной позе во дворе школы.
Казалось бы, что такого? Злая шутка злых детей над злым карликом. Красавица-инвалид, ученый с мировым именем высвобождает его из этого «плена».
Но этот момент очень интересен! Приведем пример из «классики». Алесей Толстой «Приключение Буратино». Лебедь (гуси-лебеди) перетащил Буратино через пруд (реку времени) к домику Мальвины. А Мальвина – фактически повелительница природы (птички, звери, насекомые любят ее и готовы ей служить, причем просто из любви к ней). Так вот, лебедь перенес Буратино, тот свалился. Его нагнали Кот Базилио и Лиса Алиса и повесили его КВЕРХУ НОГАМИ. Вот так:
Потом хозяйка Иномирья Мальвина с верным псом снимают его с дерева. И для «профана» начинается рост личности.
Сравните с действием фильма. Баууа «прилетает» в новое для него место, где обитают и учатся безгрешные души – детки (ну, любят похулиганить, но все равно они – ангелы) на знаковых птицах – паре голубей. Хулиганистые «ангелочки» «повесили» Баууа кверху ногами, а мудрая и красивая девушка освобождает его. Далее следует знакомство с этой необычной девушкой – Аафией. В имени ее слышится не то имя могущественной древнегреческой богини Афины, не то слово «фея» (АаФИЯ).
Два неординарных человека из разных миров встретились и неумело пытаются найти общий язык. То мощная ссора – сцена с ручкой. То попытка бурного примирения – цветы и милая ретро-песня в дорогом ресторане. Баууа, даром, что малообразованный дурачок, каким-то чутьем осознает, что эта непростая девушка – именно та, которая ему нужна. Но и для Аафии он становится интересен. Она еще никогда не видела такого необычного человечка! Она никогда не оказывалась в ситуации, когда посторонний человек не делал никаких поблажек ее инвалидности и в то же время ухаживал за ней, тоже никак не реагируя на ее состояние (сцена в клипе, когда Баууа стаскивает Аафию с кресла и пытается с ней танцевать). Неужели она встретила себе ровню?
Аафия боится в это поверить. Но общение продолжается, и Аафия уже обучает его – сцена в баре отеля, когда она ему «Основы астрономии» преподает. А Баууа перед ней, да и не только перед ней, а по большому счету вообще по жизни, – ребенок, о чем прямо говорится в фильме.
Вообще, в этой сцене интересны несколько моментов.
Момент первый. Тема алкоголя.
Приведу еще один отрывок из статьи Барковой Александры Леонидовны (профессор, зав.каф. культурологии института УНИК) «ОТ КОРОЛЯ ЛИРА К ТОВАРИЩУ СУХОВУ. Судьба мифологического клише в художественном мышлении». Книга «Введение в мифологию».
«Для контакта с потусторонними силами человек должен выйти из обычного психологического состояния в одну из крайностей — либо в экстаз, либо в сон. Экстатическое возбуждение достигалось многими способами, наиболее распространенным было принятие галюциногенов или опьянение (например, на ритуальном опьянении как средстве достижения контакта с богом строилось дионисийство).»
И вот наши герои, будучи из разных миров, нашли способ приблизиться друг к другу. Выпивка. Действительно, они смогли найти общий язык и заинтересовались друг другом.
Момент второй. Урок у Мальвины.
А вот этот же момент в фильме нашего детства. Мальвина воспитывает Буратино и учит его уму-разуму. «Представьте себе, что у Вас в кармане два яблока…», диктует ему какую-то непонятную анаграмму, прямо называя её «волшебной фразой»: «А роза упала на лапу Азора». Только что алкоголь не пьют. Ну, фильм-то детский. Да и по сюжету он им не нужен – они же маленькие еще, да и тема влюбленности в фильме отсутствует. Но остальной смысл сцены тот же — мудрая женская сущность и дурачок с сознанием маленького дитяти, не способный пока еще научиться ни хорошим манерам, то есть грамотному поведению в обществе, ни математике, ни аккуратности, ни грамоте, ни волшебным текстам.
Момент третий. Кулон на шее у Аафии. Символ «Знамя мира».
Наиболее, как мне показалось, удобную подборку примеров использования этого символа можно почитать вот в этой статье: «Триединство — Знак трёх кругов» Вот начало статьи: «Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутствует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке. Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно».
Аафия носит на себе такой вот родовой знак. Знак древнейшей цивилизации, причем настолько древней, что корни ее теряются в глубине веков. Скажу вот что. Это уже мои выводы из всего того массива информации, который я перечитала в последние годы. Если какой-то единый знак появляется в культурах всех этих известным нам по учебникам древних цивилизаций, то значит, он существовал гораздо раньше, причем там будет измеряться время даже не тысячелетиями, а десятками тысяч лет. Это первое. Второе, это то, что, скорее всего, эти устойчивые символы были присущи какой-то единой матриархальной цивилизации, уж очень много всплывает ОБЩИХ символов, центром которых является женская сущность.
К чему я все это пишу. А к тому, что, по моему мнению, Аафия является носительницей этого вот цивилизационного матриархального кода. И теперь она представляет собой ту самую богиню мудрости, богиню разума. Она – ученый с мировым именем, она ищет и находит живительную влагу на неизвестных и доселе пустынных землях – воду на Марсе. Она отрывает обычных людей от поверхности Земли и силой своей мысли, своего характера, своего Озарения направляет их ввысь, к звездам. Она на троне, да на троне — том самом инвалидном кресле, ведь статус богини предполагает не только могущество и возможности, но и безграничное самоограничение и жертвенность. Вот она какая, эта Аафия:
Кстати, забегая вперед, скажу, что в день свадьбы на спине Баууа тоже появляется знак триединства, но уже из треугольников, но ему пока не по силам такая ответственность, и он сорвет с себя наряд жениха. Не помещаются пока в нашего Буратино все эти магические «А роза упала…».
Но все это еще впереди. Еще один момент сближения – сюрприз Баууа для Аафии в виде прекрасной песни. Но все оплачено деньгами его отца, Баууа даже не в состоянии заработать на такое подарки. Уже вопрос, а как эти герои, такие разные и непохожие будут существовать в дальнейшем, если решатся быть вместе? Каждый раз пить спиртное? Так и спиться недолго. Транжирить папашины денежки? Но и их наверняка надолго не хватит. И как тогда Баууа сможет оставаться рядом с Аафией – успешной, состоятельной, умной девушкой? В качестве кого? А пока все красиво, и герои прошли в прекрасный верхний мир, где обитает эта богиня. Вот он, сверкающий портал в мир Аафии:
Есть вообще какой-нибудь дурак в мире, который не поймет и не оценит этого? Оказывается, что есть…
Кульминация — песня с красками. Наши герои на небесах.
И тут в кадре появляется белый кролик. Ой, Алиса, то есть как там тебя, Аафия, осторожнее!!! Белые кролики, они, конечно, такие милые-премилые, но для любопытных девочек их норки бывают такими манящими, такими неизведанными… Но ты ведь САМА захотела посмотреть что там, в этой кроличьей норе. Так что винить будет некого, кроме самой себя, учти это…
Черный свитер – как темная почва с расцветшими на ней яркими цветами! Прямая отсылка к древнейшему образу Богини-Матери, богини земли, плодородия и материнства. Мать Сыра Земля. А на ее теле – желтые подсолнухи, три солнышка – утреннее, дневное и вечернее, древнейший символ (и, видимо, еще один из вариантов символа триединства).
Вот все вроде пока хорошо, но этот белый кролик… К чему он был? И голуби съедены… Баууа, какой же ты хулиган! Отвратительнейший характер!
А на горизонте снова маячат «друзья», которые зовут «хорошенького и умненького Буратино» в Страну Дураков. Рыжая Лиса Алиса и «одноглазый» Кот Базилио:
Спросите, а почему друзья? Друг, Гудду — он ОДИН. А если сделать так – сложить рыжую Лису Алису и «одноглазого» Кот Базилио? Хухры-мыхры))) Колдуй баба, колдуй дед))) Что получается? Ихихи, правильно, добродушный и милейший дружок – Гудду:
Рыжина. Например, у Мишеля Пастуро (французский медиевист, историк цвета) в книге «Красный. История цвета» есть глава, которая называется «Рыжеволосый Иуда», в которой исследуются корни неприятия на территории Европе рыжего цвета волос у людей. (Да и все басни и народные сказки про лис вспоминаем). И, как следствие, использование рыжины как заметного, запоминающегося иконографического признака в литературе, живописи, в символике. Это цвет позора, лживости, лицемерия. В фильме персонаж Гудду вроде как и не вызывает такого неприятия, его поступки не вписываются в вышеописанную схему. Но, по крайней мере, эта рыжина означает некую «инаковость», она вызывает подозрения и заставляет зрителя задуматься, что же здесь не то? Думаю, что в цветовых кодах для индийского зрителя «рыжесть» означает еще больше, нежели для российского или европейского. Уж на что нам привычен такой цвет волос и то: «рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой», и не докажешь ведь, что «а я дедушку не бил, а я дедушку любил». А в Индии-то такой цвет волос вообще экзотично выглядит.
Идем далее. Одноглазость. Одноглазость в символике — это «патология глаз», присущая созданиям, связанным с потусторонним миром. Причем, по большому счету, не единственная патология — большеглазость, тяжёлые веки, многоглазость, красноглазость и т.д. Какая-то инаковость зрения, которой эти существа отличаются от обычных людей. Но сейчас, в современной культуре для обозначения демонического персонажа именно символ одноглазости используется очень часто.
В качестве примера по «одноглазости» могу привести образ Рухдара (тени отца) из фильма «Хайдер», разбор которого я делала на этом сайте. Да и Хайдер в определенный момент получает свою дьявольскую метку на глазу, засвидетельствовавшую искалеченность его души.
Так кто же этот Гудду? На мой взгляд, это образ внутреннего чертика, бесёнка, который есть, наверное, в каждом из нас – казалось бы безобидный, добродушный с виду, дружелюбный, но… Но он толкает человека на очень некрасивые поступки. И такая вот интересная особенность – САМ это бес ничего не делает. Он только подзуживает своего «хозяина» (ну как в жизни — а что, если не покупать билетик в автобус; да ладно, одна рюмочка – это ничего плохого; ой, какая телочка, попробую-ка я к ней подкатить, жена ведь все равно ничего не узнает). Все делает САМ человек. В фильме это обыграно еще таким моментом, что это сам Баууа и подбил глаз Гудду. Ну, так мы сами своих бесов и формируем, и взращиваем. И дружим потом с ними. И они для нас становятся лучшими друзьями.
И ведь именно Гудду сбивает с истинного пути Баууа, именно он ведет его в нижний мир к прекрасной кинозвезде — Бабите Кумари:
— он читает Баууа все новости о Бабите,
— постоянно называет Бабиту «нашей невесткой», то есть программирует героя Шаха на то, что рано или поздно Бабита станет его девушкой,
— он подсовывает Баууа журнал с объявлением о конкурсе танцев,
— гонится вместе с Баууа за машиной Бабиты на мотоцикле,
— приносит письмо о том, Баууа прошел на танцевальный конкурс, фактически становясь причиной того, что Баууа удрал со своей собственной свадьбы.
Фонарь Гудду. Красивая была идея, что это «философ, ищущий истину», но, на мой взгляд, суть этой детали состоит в том, чтобы подчеркнуть «инфернальность» такого казалось безобидного героя. Это такой святящийся в сумерках «бесовской» глаз. Насколько этот момент красиво в фильме обыгран? На мой взгляд, не совсем удачно. Может тоньше надо было этот образ выстроить, не настолько навязчиво этим фонарем тыкать… Не знаю. Но вместо вызывающего в подсознании определенные ассоциации образа получился несколько нелепый персонаж. Опять же, это лишь мое личное видение. Исключительно личное. И, чтобы уже не возвращаться к этому моменту. При путешествии в Америку Гудду становится блондином. А его одежда выглядит совсем какой-то странной. Мое мнение, что, скорее всего, это было сделано для сохранения контраста этого героя с «окружающей средой». Все-таки на американском континенте недостаточно иметь волосы оттенка «яркий каштан», чтобы поддерживать свой статус «инаковости». А может это означает, что «рыжесть» (то есть этот внутренний бесенок) выцвела, побледнела? Судя по тому, что все-таки блондинистый вариант Гудду получился совсем уж нелепым, идея эта рождалась на бегу, по ходу съемок.
Введение в историю, которое пришлось вставить в середину первого путешествия.
Теперь, когда аналогии фильма «ZERO» и сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино» наверное не вызывают уже сильного удивления, предлагаю вернуться в начало этих историй.
Вот появление Баууа перед своими друзьями.
А вот появление на свет Буратино:
А вот Буратино швыряется с балкона папкиными опилками:
Ой, нет, это же просто малютка Баууа проказничает, соря заработанными не им деньгами:
Я уж не стала вставлять кадры, в которых папаша Баууа хватает летящие деньги, а папа Карло ловит стружки.
Чем еще интересен этот момент? А тем, что это начало истории, это начало всех приключений, это НУЛевая точка, то самое ZERO. Правильнее было бы поместить эти кадры в начало моего текста, но мне показалось, что, несмотря на кажущуюся путанность изложения, так будет понятнее. Хронологию событий и так все знают. Мне захотелось воссоздать еще хронологию возникновения ассоциаций со знакомым с детства сюжетом.
И еще один момент. Костюм нашего героя. Костюм, конечно, в данном случае – это громкое слово, больно уж потешно выглядит Баууа в семейных трусах и большой ему маечке. Но! У этого «костюма» есть своя символическая нагрузка. Это образ новорожденного, голенького маленького человечка, это образ личности, которая начинает свой путь с НУЛевой точки на линии жизни. На первых минутах фильма мы узнаем много информации об этом отрезке жизни Баууа – знакомимся с его родителями, с его семьей, видим его детские фотографии на стене, узнаем о его непростом характере. А потом он уже «вылупляется» из родительского дома, надев на себя джинсы и рубашку.
Конец введения. Продолжение первого путешествия. Из среднего мира в верхний.
И вот Баууа путешествует по своему среднему миру, и, благодаря Аафии, попадает в верхний. А в одежде достигает высшего статуса своего среднего мира – костюма жениха, этого сакрального состояния, ведь жених и невеста на свадьбе – они Царь и Царица (Князь и Княгиня). Выше их на земле нет никого, а над ними сразу Небо (Бог). И Аафия твердит ему:
— Мы ровня, Баууа.
Разве сложно обмануть человека, если он сам рад обманываться? Ох, Алиса-Алиса… Белые кролики они такие… Такие славные, такие необычные, но такие непостоянные. И этот ваш разговор начался почему-то через зеркало… Алиса, а ты знаешь, что твой Баууа уже провалился в зазеркалье «нижнего мира», недавно вот Снежная Королева проезжала на своих санях, а твой Кай, то ест Баууа, за ней на своих санках помчался. Она в зеркало твоего малютку увидела, подманила и поцеловала. Заколдовала. Эх, все одно к одному! А все потому, что не ровня вы пока, не ровня. Баууа оказывается еще не готов к твоему уровню, он сам это понимает. Он боится.
А еще он не готов к тому, что его путешествия закончились. Как же так, пора идти в школу, чтобы стать умненьким и благоразумненьким? Но он не видел еще один мир – красочный, сверкающий, дурманящий мир нижних сущностей. А какая веселая музыка доносится из театра Карабаса Барабаса! И эта связка фальшивых денег на шее, и игрушечный кинжал! Это все бутафория! Это все ненастоящее!
Нет! Еще не время! И Баууа, понимая, что он не в силах отказаться от нового путешествия, сбрасывает с себя чужой для него наряд и снова становится «нулём» — коротышкой в трусах и майке. Как там говорится? Человек приходит в этот мир голым и уходит из этого мира голым. «Голый» Баууа с фальшивыми деньгами на шее готов к перемещению в новый для него мир.
— Пропадите вы пропадом, людишки Мируты! Исчезните!
Путешествие второе. Из верхнего мира в нижний.
Так. На чем мы остановились? Угу. В соответствии с классикой жанра, Буратино/Баууа стало жутко скучно с этой «противной девчонкой» Мальвиной и он все-таки сбежал от нее.
У наших профанов наступает период существования в «нижнем мире». Для Буратино – Страна Дураков. Для Баууа – мир шоу-бизнеса. Причем, сначала мне показалось, что дальше сюжеты сказки и фильма совсем расходятся, но потом я поняла, что что-то общее все же есть. И Баууа, и Буратино встречаются с хозяйками «нижнего» мира. Просто хозяйки эти совершенно друг на друга не похожи. Буратино попадает к мудрой черепахе Тортиле, абсолютно положительному персонажу, которая, вручив ему золотой ключик, отправляет его «наверх», в мир его папы Карло и друзей. А Баууа соответственно попадает к Бабите. И на его долю выпадет побольше приключений, нежели деревянному человечку из сказки нашего детства. Самое смешное для меня в том, что на тему «Буратино» я напала совершенно случайно, сама не ожидала, что настолько совпадут какие-то внутренние пласты этих историй!
Вот он, очередной портал, в который попадает Баууа. Темный, мрачный, зловещий. Сравните со сверкающим порталом-коридором отеля, по которому он недавно шел рядом с Аафией.
И вот уже наш Баууа танцует на сцене театра Карабаса Барабаса:
Прикольно было бы, если в фильме поярче проявился этот момент. Например, Салмана в клипе изобразить не добродушным успешным увальнем, а придать его образу какие-то зловещие нотки, нужны буквально мимолетные кадры, чтобы вылепить образ кукловода.
Исторический момент — рукопожатие. Сделка состоялась. Душа продана:
Ох, дурачина ты, простофиля!
Но Бабита Кумари, вожделенная цель… Она становится все ближе и ближе. Кто же она, эта женщина? Почему она обладает такой притягательностью?
Бабита — «баба», «женщина», все просто. Кумари – кумар, морок. Бабита Кумари – женщина-наваждение. Эта очень сильная и могущественная личность живет в нижнем мире, принимая разные образы. Она и современная соблазнительница в дизайнерских нарядах, она и дикарка со шкурой животного на плечах (встреча с фанатами), она и гоголевская «Панночка» – кадры в гробу. Это «pari», «пери», фея из детских сказок, райская птица. Недаром на вечеринке со звездами она показывается в платье, украшенном перьями, а за спиной у нее развевается белоснежная накидка-крылья. Вот еще интересный образ, состоящий из трех частей: животный принт, буйные кудри а-ля Горгона и радужные шорты:
Радужные шорты – это вообще-то забавно))) Радуга – это место соединения этого мира и потустороннего. Волшебное место. Ну, так получается, что у Бабиты под шортами… Эгегей ЧТО там!!!))) Короче, сказка там, за этими шортиками))).
Сцена, в которой Бабита показывает средние пальцы фанатам. Опять балкон. Она НАД этими жалкими людишками. Она смеётся над ними, презирает их, а они поклоняются ей, признавая ее власть над ними.
А какой интересный «балкон» выбрали для Катрины создатели фильма! Вот здесь поближе, смотрите:
А теперь посмотрите на фотографию Собора Парижской Богоматери. Фотографию именно этого собора взяла практически случайно, просто понимая, что это стилистика храма, если присмотритесь, найдете большое количество подобных культовых сооружений. Внизу три арки. В торговом центре, где встречается с фанатами Бабита, арок больше, но в кадр попадает три. Выше – большой круг. В нем появляется Бабита, рядом круги поменьше. (Вспоминаем три подсолнушка на свитере Аафии, вспоминаем ее кулон — символ триединства «знамя мира», он же и на соборе встречается). Бабита появляется в большом круге, это Солнце над арками — миром обычных людей. Она не просто звезда шоубизнеса, она – культ, религия, предмет поклонения! Она действительно богиня!
И Баууа уже совсем приблизился к ней, его приглашают на вечеринку со звездами. Но там с ним приключается неприятное недоразумение. Баууа теряет свой дар – он больше не может вызывать звездопад. Он в нижнем мире. И тут аллегория более чем прозрачна – настоящие звезды Баууа променял на фальшивые. А вот теперь не совсем прозрачная аллегория – Буратино зарыл все-таки золотые червонцы на Поле Чудес в Стране Дураков. Вот оно Поле Чудес:
И «театр Карабаса Барабаса» хорошо бы вписался и в эту сцену. Например, к одной из актрис подбегает агент с телефоном в руке и с испугом шепчет ей, мол, Амбани (все совпадения случайны…) на проводе. И она вся такая в испуге рысью мчится на зов кукловода…
Наш Буратино думал, что из пяти его золотых монеток вырастет дерево, все усыпанное денежками, но не только жестоко обманулся, но и потерял свой дар, свои монетки. Да, за все в жизни надо платить. Похоже, что коротышке не солоно хлебавши придется возвратиться в свой привычный мир.
Но вечеринка-то новогодняя! «Говорят, под Новый Год что ни пожелается, все всегда произойдёт, все всегда сбывается». Баууа очень хотелось быть рядом с Бабитой, наверное, шептал про себя: «все готов отдать, лишь бы…» Вот в новогоднюю ночь границы миров и открылись (а они в такие праздники и так, надо сказать, приоткрыты). Теперь уже Баууа ловит Бабиту с помощью волшебного зеркала – отражение Бабиты появилось на экране мобильного телефона в том момент, когда Баууа пытается сделать селфи. Попалась, райская птичка! Желание Баууа исполнилось. Он теперь рядом со своей феей, своей богиней.
Но почему же Бабита не прогнала его? Неужели одного эффекта зазеркалья хватило? Разумеется, нет. Толи она более прозорлива, нежели другие обитатели нижнего мира, или же научена горьким опытом, или же вообще повыше как личность, нежели окружающие ее сущности, молва-то про крылья идет именно про нее, а не про какую-то другую актрису, Бабита оставляет Баууа рядом с собой.
А дело в том, что Баууа для жителей нижнего мира – это существо, обладающее паранормальными способностями. С одной стороны, для Бабиты Баууа — диковинка, неведомая зверушка, экзотичный домашний питомец. С другой – «волшебный шар», он видит насквозь всех этих людей, которые составляют окружение Бабиты. Она сама это сделать не в состоянии, поскольку принадлежит этому же «нижнему» миру. Это как для рядового человека из обычного «среднего» мира существо из иномирья (верхнего ли, нижнего ли) является сущностью с волшебными способностями. Бабита для обычных парней – фея, да и Аафия — недосягаемая по возможностям личность. Но и человек из среднего мира для существ из иномирья – тоже сущность могущественная. Это вот и есть настоящее действие «зазеркалья», а не просто формальное отражение героев в зеркалах. Зеркала – лишь подсказка подсознанию (или знанию) зрителя, что что-то будет не так.
А знаете, где в сюжете этого фильма все-таки всплыл театр Карабаса Барабаса? Помните, Бабита в машине рассказывает Баууа историю своих родителей-карликов, которые работали в цирке? Вот это он, этот театр, и есть! И о ЧЕМ, и о КОМ рассказывает Бабита? Может о себе самой, может это воспоминания о своих прошлых жизнях? Сущность то у неё бывалая, явно не в первой в этом мире. Вот только застряла на нижнем плане. А все беды из-за кого? Правильно, у баб из-за мужиков (у мужиков из-за баб). Не дают проявиться личностному росту. Ну, ничего, бутылку в одну сторону выкинуть, парня в другую, и вперед! Вернее вверх!
А может это воспоминания Ананда Рая о своем детстве? Ну что, Анандик, колись, смотрел нашего «Буратино» али нет?!!! Небось, смотрел на каком-нибудь мероприятии в рамках советско-индийской дружбы? А потом, мелкий такой, потешный, небось, отплясывал дома, напевая: «Ба! Уа-уа-уа!», трудно ведь на слух повторить «Бу! Ля-ля-ля-ля-ля-ля! Ра! Ля-ля-ля-ля-ля-ля!». В Беларусь видите ли мать Бабиты увезли, Алиной видите ли звали. Угу, слыхали мы такую песню: «Пропала Алина (тьфу ты, Мальвина, конечно, Мальвина), невеста моя! Она убежала в чужие края!» Ну ты, Анандик, и шутник!!!
И вот живет себе наш Баууа в этом прекрасном нижнем мире. Он отвоевал себе место рядом с самой красивой богиней. Живет в ее дворце. Ест и пьет, сколько хочешь. Только вот дурман все это. В какой-то момент Баууа понимает, что он, мелкий злобный карлик с кучей недостатков, с подпорченной репутацией, он, натворивший уже столько бед, он ВЫШЕ всей этой братии! Ему, который дорос до верхней границы среднего мира, заглянул одним глазком в мир верхний, тошно и тесно здесь, среди всех этих таких высоких и красивых внешне людей. Он ведь видит их насквозь. А внутри они мелки и неказисты. Они подлые, равнодушные, глупые. Он уже НЕ МОЖЕТ быть в их мире. А где-то высоко в пространстве сияет прекрасная звезда – Аафия. И ведь он был практически рядом с ней. Держал ее за руки, целовал ее, держал в своих объятиях.
И он вдруг осознает, что ему как личности теперь не нужен больше никто. Больше никаких нижних миров, да и его, такой привычный и родной средний мир, ему уже тесен. Ему нужно только самая красивая, самая мудрая, самая высокая звезда на небе – Аафия!
Вот ведь как бывает, для того, чтобы утопающему выплыть на поверхность, ему иной раз приходится оттолкнуться от самого дна. Баууа выкидывает бутылку – долой дурманящее зелье. Работает напоследок «волшебным шаром» — рассказывает всем все, что них думает и знает. Конечно, Бабита его рядом с собой и держала ради этой способности. Но всему же есть предел! Если узнать про окружающих слишком много, то как потом среди них жить?! Проще не знать всего этого. Баууа кувырком летит за порог.
— Ты ноль! — кричит ему Бабита. Я бы даже сказала так: «Ты ОПЯТЬ ноль!»
Но Баууа не привыкать. Он нащупал нужный путь. Долой сакральные одежды нижнего мира – все эти смокинги и дизайнерские шмотки! Баууа опять маленький голый человечек. (Кадры уже не вставляю, думаю, все помнят это клип) А сейчас ему страшно. И горько. Просто он уже на своей шкуре ощутил, каково это – перемещение между мирами. А ему снова надо все начинать с НУЛЯ.
Путешествие третье. Из нижнего мира в верхний.
Ну что же, падать легко. Подниматься трудно. Для начала из нижнего мира нужно перелезть в свой — средний. Здесь Баууа снова встречается со своим внутренним я – Гудду, то есть наш герой буквально по кусочкам собирает себя прежнего. Василиса Прекрасная, правда, уже превратилась в горлицу и улетела в тридесятое царство к своему папаше. Но Баууа уже спокойно относится к подобным перемещениям. Ему не привыкать! В тридесятое царство, так тридесятое царство!
А вот что стало для него полной неожиданностью, так это то, что за время его путешествий по мирам у Аафии родилась дочка, его дочка! Произошел окончательный поворот в его душе. Если до сих пор его мерзкий характер то и дело давал о себе знать, то теперь он стал словно другим – ответственным, собранным, целеустремленным, любящим. Ох уж эти детки! Вот они – настоящие волшебники! Тысячи людей могут пройти рядом с тобой, мимо тебя, вместе с тобой, но ни один из них не сможет настолько преобразить тебя, сделать лучше, чище, смелее, умнее, мудрее, чем твоя маленькая сладенькая крошка!
А Аафия теперь «классическая Рожаница» (термин мой). Что имею в виду. Дочка, у дочки дочка, а у дочки дочка. Всегда и везде, на всей земле, вот так:
И вот так:
И все наше человеческое пространство оказывается сшито в единое полотно этими нитями жизни – пуповинами. Так что Аафия стала еще выше. Да, Баууа, нелегко тебе будет допрыгнуть до терема своей Царевны! Вон она как высоко сидит – выше всех самых умных людей даже ее, верхнего мира, выше космических кораблей (обратите снимание, опять балкон). Она – богиня мудрости, знаний, богиня материнства.
А в это время внутренний голос, этот бесенок Гудду, все же пытается отговорить Баууа от полета на Марс. Но у Баууа уже есть силы его не слушать. И не слушаться! Гудду, этот незлобный внутренний червячок, потерял свою силу и совершенно утихомирился. Или обесцветился?))) Как говорится, ничто не красит человека так, как перекись водорода))). Да и вообще, он совершенно не подлый и не хитрый, этот одноглазый дружок.
А почему героиня Аафии все же не может забыть Баууа? Потому что понимает, что по статусу он ей близок, как никто более. Нет, не ровня, но почти ровня. Баууа – маг. Он волшебник. Вокруг много умных, красивых и состоятельных мужчин, но ни один из них не может вызвать звездопад… Звездопад на небе и звездопад в ее душе. Вот только нутро у него какое-то мелковатое. Тужится, пыжится, а дотянуться до нее не может. И Аафия, наученная горьким белым кроликом, решила для себя, что больше не даст себя обмануть.
И, опять же, как и в истории «Клянусь тобой, любимая», в фильме «Зеро» заложено «мифологическое клише» — сущности из разных миров не могут быть вместе. Но им так этого хочется! Что же! Про «котлы» для «Ивана-дурака» говорили мы уже не раз. Так и есть. Разгневанная богиня многократно испытала своего героя. Она испытывала силу его характера – унижала, как могла. Она испытывала его физическую силу – все эти изматывающие тренировки в космическом центре, иногда уже похожие на пытки. Она испытывала его смелость — пыталась напугать смертью. Пока все испытания пройдены. Осталось последнее. Причем такое, за исход которого не могла поручиться даже сама Аафия.
И вот он, очередной портал. А космический корабль, как огромная стрела показывает направление пути для Баууа — вверх, только вверх:
Баууа в третий раз прошел путь от «голого человечка» к такому уровню личности, которой положена новая сакральная одежда. Теперь это скафандр космонавта – у его личности уже статус кшатрия, он теперь государев человек, и даже внутренне он уже почти дорос до этого, мол, даже, если тебя, моя Аафия, не удастся вернуть, так хоть страну прославлю. Аафия усмехается, нет, дурачок, пока ты еще не готов к такому размеру внутреннего эго, ты лишь хочешь поцеловать меня, свою Царевну. Ну, не сразу все, не сразу. Будет у нашего Баууа и самосознание повыше, чуть-чуть осталось попутешествовать по мирам. Тем более, что возраст у него подходящий для этого: 39 лет + 1 год = 40 лет = возраст перехода. Говорят, такую дату отмечать опасно. Поэтому летишь на Марс!)))
И последнее искушение:
— А если бы я попросила тебя остаться?
Нет. У Баууа появился свой ум. Своя воля. И самое главное. У Баууа появился шанс перешагнуть через границу миров, все-таки разделяющую эти две необычные сущности, чтобы выйти на уровень своей Души-Царевны.
Думаю, что продолжение должно было бы быть (или все же будет?) в «Салюте». Если так, то в новом фильме обязательно будет своя «пасхалка» — отсылка к истории «Зеро». Может это будет фотография великого ученого Аафии на стене в каком-нибудь помещении. Или же плакат с Бабитой Кумари мелькнет на доли секунды. А может в кадр попадет какая-нибудь детская фотография героя Шаха — малыш в карнавальном костюмчике космонавта…
_________________
А теперь, танцуют все!
Ооочень странная рецензия..
Видимо слишком креативно для меня
И имя Бабита означает «вежливая» а никак не баба)))
Babita Name Meaning in Russian
Babita is a Hindu Girl name and it is Hindi originated name with multiple meanings. Babita name meaning in Russian is Вежливые; Родился в первой четверти дня. Babita name meaning in Russian, popularity and rank stands at and lucky number for Babita is 8.
Чудо, как хороша Ваша рецензия! Произведение
Энди, интереснейшие ассоциации, получила огромное удовольствие от прочтения) Спасибо
Milavina написал(а):
Спасибо)))
Julie_Agra написал(а):
Ага, спасибо. Если честно, то я как раз и подумала, что может какие-то моменты вылезут случайно, может в ток-шоу какое-нибудь кто-то будет приглашён, а телек в это время будет работать, может в инете случайно за что-то глаз зацепится…
Энди написал(а):
Ох, я наверное неправильная поклонница) Да, фильм обожаю, но специально ничего о нём не ищу, не особо есть на это время, если случайно какие-то новости ухватываю — то да, а вообще не копаю. Но если вдруг случайно попадётся — то само собой напишу!
Энди,слов нет-только эмоции перевариваю….пока сам фильм не видела.
Людмила написал(а):
Evelina написал(а):
Ага, в русском варианте называется «Вернуть сына»
Людмила написал(а):
Фильм «Shakti — The Power»
Не кидайте тапками не могу вспомнить из какого фильма клип .
Подскажите пожалуйста )
Julie_Agra , Юля, такая просьба ещё… Тебе же фильм полюбился, ты же по любому будешь присматриваться к новостям, интервью о нем. Вдруг сэр Ананд где-нибудь упомянет о том, как у него или у сценариста (Шарма Химаншу) возникла идея этой истории про веселого дерзкого маленького человечка, созданного на радость людям, а также и на их головную боль)))) Напишешь тогда, хорошо?)))
Допишу)))
У меня в голове все крутилось: «ритм, ритм…»…
Энди написал(а):
И все никак не могла понять, что ещё за слово крутится у меня в голове, а потом дотумкала — орнамент!!!
«Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику (т.е. композицию) предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.»
Вот он, этот орнамент и есть. Голый человечек, балконы-звезды-порталы и т.д., не буду повторяться, а в центре каждого цикла — фигура богини... Аафия — Бабита — Аафия
И начало фильма «сцеплено» с финалом: воспоминания о прошлой жизни (кинематографический сон), воплощение в новую, потом этот «орнамент», а потом снова «воплощение» — «рождение» из капсулы.
Короче, нехило так ребята завернули)))).
А ещё, глядя на постер, размещённый в заглавии моей рецензии, я еще раз обратила внимание (до этого ведь кто-то давно в комментах писал… помню…), что дата выхода фильма — 21 декабря, то есть день зимнего солнцестояния. То есть опять НОЛЬ — нулевая природная точка года… Рождение нового года…
«…В разных культурах истолкование этого события воспринималось по-разному, но у большинства народов оно расценивалось как возрождение, в это время устраивались праздники, встречи, ритуалы и другие торжества…»
Виталий написал(а):
КОБ??)))) Ну да ладно ))))))), главное, что понравилось)))))))
Спасибо на добром слове!)))
Такой разбор в стиле КОБ, Классный разбор. Слава богу, что хоть кто-то может так глубого и адекватно интерпритировать.
Ps, Алкоголь помог им сместить свои точки сборки (восприятия) в одинаковую область…
Evelina написал(а):
Спасибо на добром слове!)))
Интересно будет, если потом, после просмотра, черканете впечатления от «нового ракурса»))))
Энди написал(а):
….
Что тут ещё дело может быть не только в эмоциональном приятии или неприятии подобных разборов. Тут ещё дело в «теоретической подготовке». Прочитанный лет 5-6 назад Пропп, эти его «Исторические корни волшебной сказки», оказались мощными, забористыми такими дрожжами )))))
И после этого Проппа много информации (книг, статей, форумов) прочитано и переварено. Переварено и передумано. Ведь вся эта символика — визуальная ли или сюжетная, это ведь не механическое использование символов и всяких там «мифологических клише» авторами фильмов и у меня, как зрителя, их механическое восприятие. Это язык. Им разговаривают. И после осознания этого вдруг какие-то привычные тексты, сюжеты, картины, они вот реально оживают, ты сам начинаешь уже чувствовать их по-другому. Вот через знание, к осознанию и к чувствам…
Я почему это ещё на раз проговариваю… Просто мне в какой-то момент показалось, что тот же «Буратино» вызывает неприятие, поскольку воспринимается как препятствие для других пластов истории. Как бы ИЛИ Буратино, ИЛИ про чувства-любовь-и-прочее. Нет, этот «условный Буратино» и прочие радужные шорты, это лишь символика, которая используется как ЯЗЫК, которым авторы фильма рассказывают свою историю.
Если кого-то смущает слово «символика», то его можно заменить словами «кинематографический приём». Немного вкратце пробегусь, просто в длинном тексте, в котором я пыталась высветить «каркас» «ЗЕРО», может тяжело воспринимать «насухую», без заранее прочитанного Проппа и всех его соратников, ясную картину.
Вот, например, как с помощью символики (пардон, с помощью кинематографических приёмов) выстроен РИТМ фильма.
Костюмы главных героев. У Баууа каждый его этап жизни начинается с символически изображённого «голого человечка» — майка и трусы, потом следует какой-нибудь гардероб, нужный по ситуации, в конце каждой истории — «сакральные одежды»:
Первая история — костюм жениха,
Вторая — дизайнерские наряды
Третья- костюм космонавта.
У девчонок тоже все непросто. Бабита — целый букет говорящих костюмов. Аафия — либо сдержанные современные костюмы как образ современного ученого, либо костюмы с народным акцентом (вышивки, узоры) для того, чтобы показать и эту сторону ее личности — отсылку к древним женским образам. Плюс мощный кулон.
Потом балконы. Каждый раз для того, чтобы показать высокий статус персонажа создатели фильма подбирают для него соответсвующий балкон.
Баууа глядит на МИР своей МИРуты с балкона деревянного терема
Катрина — балкон торгового центра, оформленный в стилистике храма
Аафия — балкон в космическом центре
Ещё есть балконы для демонстрации дара Баууа (у него дома, в гостинице у Аафии, на НГ вечеринке звёзд (высокая ограда), перед полетом на Марс). И в эти моменты ещё могут показываться близость героев в данный момент к небесам. Например, на балконе у Аафии.
Порталы-коридоры — тоже из раза в раз повторяющиеся картинки. Сверкающий портал в гостинице, темный и мрачный портал, ведущий в мир шоу-бизнеса, и третий — светлый, парящий в облаках портал в небо.
И все эти символы, пардон, кинематографические приёмы, они задают РИТМ фильму. Голый человечек, балконы, порталы, сакральные одежды, опять ЗЕРО — голый человечек, опять порталы-балконы и так далее до финальной точки фильма, где уже эта капсула-яйцеклетка, опять этот НОЛЬ, из которого готова вылупиться новая личность. Такая вот спираль киношной картинки на экране.
Все эти приёмы, вся эта символика — это ритм истории, ее каркас. Он есть и он работает. Что не отменяет самого сюжета, всех этих личных травм и юмористических ситуаций, и любовь-морковь там есть, и все прочее, прочее, прочее….
8+
Пересматриваю фильм уже в так сказать новом ракурсе, с учётом символики и ее многослойных значений.
Спасибо за интересный подход и разбор фильма!
Linast написал(а):
Падмини написал(а):
Я вот ещё что подумала… Что тут ещё дело может быть не только в эмоциональном приятии или неприятии подобных разборов. Тут ещё дело в «теоретической подготовке». Прочитанный лет 5-6 назад Пропп, эти его «Исторические корни волшебной сказки», оказались мощными, забористыми такими дрожжами )))))
И после этого Проппа много информации (книг, статей, форумов) прочитано и переварено. Переварено и передумано. Ведь вся эта символика — визуальная ли или сюжетная, это ведь не механическое использование символов и всяких там «мифологических клише» авторами фильмов и у меня, как зрителя, их механическое восприятие. Это язык. Им разговаривают. И после осознания этого вдруг какие-то привычные тексты, сюжеты, картины, они вот реально оживают, ты сам начинаешь уже чувствовать их по-другому. Вот через знание, к осознанию и к чувствам…
Я почему это ещё на раз проговариваю… Просто мне в какой-то момент показалось, что тот же «Буратино» вызывает неприятие, поскольку воспринимается как препятствие для других пластов истории. Как бы ИЛИ Буратино, ИЛИ про чувства-любовь-и-прочее. Нет, этот «условный Буратино» и прочие радужные шорты, это лишь символика, которая используется как ЯЗЫК, которым авторы фильма рассказывают свою историю.
Если кого-то смущает слово «символика», то его можно заменить словами «кинематографический приём». Немного вкратце пробегусь, просто в длинном тексте, в котором я пыталась высветить «каркас» «ЗЕРО», может тяжело воспринимать «насухую», без заранее прочитанного Проппа и всех его соратников, ясную картину.
Вот, например, как с помощью символики (пардон, с помощью кинематографических приёмов) выстроен РИТМ фильма.
Костюмы главных героев. У Баууа каждый его этап жизни начинается с символически изображённого «голого человечка» — майка и трусы, потом следует какой-нибудь гардероб, нужный по ситуации, в конце каждой истории — «сакральные одежды»:
Первая история — костюм жениха,
Вторая — дизайнерские наряды
Третья- костюм космонавта.
У девчонок тоже все непросто. Бабита — целый букет говорящих костюмов. Аафия — либо сдержанные современные костюмы как образ современного ученого, либо костюмы с народным акцентом (вышивки, узоры) для того, чтобы показать и эту сторону ее личности — отсылку к древним женским образам. Плюс мощный кулон.
Потом балконы. Каждый раз для того, чтобы показать высокий статус персонажа создатели фильма подбирают для него соответсвующий балкон.
Баууа глядит на МИР своей МИРуты с балкона деревянного терема
Катрина — балкон торгового центра, оформленный в стилистике храма
Аафия — балкон в космическом центре
Ещё есть балконы для демонстрации дара Баууа (у него дома, в гостинице у Аафии, на НГ вечеринке звёзд (высокая ограда), перед полетом на Марс). И в эти моменты ещё могут показываться близость героев в данный момент к небесам. Например, на балконе у Аафии.
Порталы-коридоры — тоже из раза в раз повторяющиеся картинки. Сверкающий портал в гостинице, темный и мрачный портал, ведущий в мир шоу-бизнеса, и третий — светлый, парящий в облаках портал в небо.
И все эти символы, пардон, кинематографические приёмы, они задают РИТМ фильму. Голый человечек, балконы, порталы, сакральные одежды, опять ЗЕРО — голый человечек, опять порталы-балконы и так далее до финальной точки фильма, где уже эта капсула-яйцеклетка, опять этот НОЛЬ, из которого готова вылупиться новая личность. Такая вот спираль киношной картинки на экране.
Все эти приёмы, вся эта символика — это ритм истории, ее каркас. Он есть и он работает. Что не отменяет самого сюжета, всех этих личных травм и юмористических ситуаций, и любовь-морковь там есть, и все прочее, прочее, прочее….
Julie_Agra написал(а):
Понятно, спасибо. Кстати, только теперь обратила внимание, что Ананд Л.Рай тоже то Аананд, то Ананд…
Энди , а в Индии двойные звуки не редкость, и вариации написания имени могут колебаться — Afia, Aafia, Afiya, Aafiyaa и так далее. Звучит же всё примерно одинаково. Так со всеми именами. Shakil — Shakeel к примеру… Salim — Saleem, Kapur — Kapoor…
Julie_Agra написал(а):
Спасибо! А почему она Аафия? Почему два А?
Энди , Баууа ни разу не слышала, и муж тоже не знает такого имени. А вот Афия — да, встречается среди местных мусульман, и нередко.
Падмини написал(а):
Да, что касается отсылки к конкретной истории — «Буратино», то тут у меня разумеется нет никаких доказательств того, что режиссёр действительно использовал этот фильм как один из «ингредиентов» для своего сногсшибательного коктейля))))). Исключительно мои предположения. Я вообще человек сомневающийся, поэтому никогда не стану в подобных случаях «давать руку на отсечение». Но то, что я внутри истории про Баууа вижу историю про Буратино, так что?.. Это мне никоим образом НЕ МЕШАЕТ ни видеть другие пласты картины, ни оценивать игру актёров, ни задумываться о моралях, философиях и других оттенках нюансов и нюансах оттенков…
Если же ставить вопрос ребром, то тут один выход — спросить самого Ананда Л. Рая. И то, подобный шаг имеет смысл только в том случае, если быть уверенным в честности ответов)))) Иначе смысла нет вообще задавать такие вопросы)))
Падмини написал(а):
Мое мнение, что в этом фильме нет «единственно верного» или хотя бы основного слоя сюжета. Обычно создатели фильмов более чётко обозначают доминирующий слой, например, кто-то снимает историю любви на фоне исторических событий, а кто-то наоборот исторические события, проиллюстрированные любовной историей. Здесь же разные пласты фильма существуют в конкретном замесе)))).
Я в своём тексте СОЗНАТЕЛЬНО описала только один пласт. И то получилось долго, нудно и… Я вообще не стала ничего писать ни о других слоях сюжета, хотя я их тоже вижу, ни об игре актёров, хотя тоже имею об этом своё мнение, ни о том понравился ли мне вообще фильм или нет. Сознательно все это не стала писать. Просто, чтобы «очистить» этот вот слой истории и хотя бы показать, что он там есть! Вот как под поверхностью моря с кораблями есть подводный мир с рыбами. В этом фильме постоянно видим, что «воды» то и дело «расступаются», и тогда мы как зрители имеем возможность рассмотреть что-то помимо курсирующих кораблей)))
То есть как бы выбор про то ли фильм ИЛИ про это, на мой взгляд, некорректен. Фильм этот — история про этого вот маленького человечка, написанная условными «красками», вот мой текст был в основном про эти условные «краски»… Иногда просто эти «краски» начинали жить своей жизнью))))
Энди,
спасибо за такой большой разбор.
Хотя я не могу увидеть сходства между Буратино и Зеро по-прежнему.
Но причина не в ваших доводах, а в том, что я этот последний фильм с Шахом вижу совсем иначе.
У меня сложилась определённая концепция в голове ещё при первом просмотре и уже ничто не может вытеснить её оттуда.
Julie_Agra ,
А в Индии есть вообще такие имена: Баууа и Аафия? Помню, что Баууа с Гудду что-то говорили о том, что имя Аафия странное и что,мол, это потому что она полукровка — отец пенджабец, а мать …. а дальше не помню ???.
Julie_Agra написал(а):
))))) я, если честно, включила голубей в список как пример того, что всплывает в рецензиях и комментариях относительно этого сюжета))) я-то и неприличное поведение гравитации бы не заметила)))) . Меня-то больше зацепили другие вещи — говорящие костюмы героинь Катрины и Анушки, торговый центр — как храм современного мира (или где там Катрина перед фанатами выступает), кулон Аафии, тема «Буратино» и т.д….
Julie_Agra написал(а):
А то!))))
Ну ничего, будет и на Болливудской улице праздник!)))) Вон все как бодро и толерантно движутся в сторону Голливуда))) Ещё побегают голышом))))
Энди написал(а):
Как многих голуби-то зацепили
Мой муж кстати в детстве с пацанами тоже голубей ловил. И жарил. И ел… Не потому что жрать дома нечего, а просто прикольно было. Охотники, типа, добытчики. А голубь — дичь!
Энди написал(а):
Я бы посмотрела…. *мечтательно*
Linast написал(а):
Ну так вот, седая прядка-то была))) А здесь чуть ли не нарочитый контраст с огромными затратами на внешний вид трёх главных героев и такого вроде как пренебрежения к внешнему виду родителей…
Linast написал(а):
А, тоже хороший момент!!! То есть что в своём среднем мире, что в верхнем (сюжет с проплаченный песней), что в нижнем мире Баууа пользуется не своими жизненными наработками, а лишь достижениями (деньгами) отца. А своего у него — лишь характер с претензиями да дар повелителя звёзд, с которым он не знает, что делать. В остальном же — голый человечек в трусах))), и то, благодаря Болливудским старомодным традициям)))) Снимали бы такой сюжет в Голливуде, герой голышом носился бы))))
Linast написал(а):
Так значит… Ну, значит, родители-то в недоумении были, а Бабита, как человек бывалый, тоже с воспоминаниями (как мне все-таки показалось) о прошлых жизнях, поняла, что Баууа — свой человек, с богатым прошлым)))
Linast написал(а):
Я думаю, что этот момент — это одна из основных смысловых нитей фильма. А вот те моменты, которые я описала в своём тексте, — это каркас, скелет, на который и «наматываются» эта и другие сюжетные линии — любовь, приключения, космос.
Вообще, фильм по своей структуре довольно сложный. Хотя и не уникальный. Тот же «Клянусь тобой, любимая», очень и очень похож по своему внутреннему строению. Но и во многих других фильмах за первым личностным планом героев и за вторым (историческим) маячат вполне читаемые отсылки к мифам, сказкам, религиозным текстам, мистике, то есть полноценный третий слой.
Чем мне именно этот фильм кажется отличающимся от других фильмов с многослойной структурой, так это тем, что этот внутренний, обычно максимально затенённый слой вдруг оказался на самой поверхности. И получился нехилый такой замес из историй любви, звездопадов, жареных голубей, проблем людей с ОВЗ, моралей на тему тлетворного влияния шоу-бизнеса, а также космических экспериментов.
Как итог — этот вот «мифологический скелет», этот символический фон, который обычно используют, чтобы углУбить впечатление от истории, вызвать какие-то ассоциации из подсознания, проиллюстрировать какие-то эпизоды, да просто банально заручиться поддержкой от выверенных временем сюжетов, в этом фильме довольно навязчиво торчит и у многих вызывает недоумение и неприятие. До отторжения. Все эти родители, выглядящие младше сына, и вообще не выглядящие на 60 лет, нелепый дружок с фонарем, звездопад, странное поведение гравитации и прочие марсианские хроники.
Я вот назвала свой текст «Кубик-рубик о…» У меня этот фильм действительно вызвал ассоциацию с этой головоломкой, потому что все эти слои фильма постоянно находились в движении, перемещались, что в комплекте с довольно динамичным и богатым на события и действующих лиц сюжетом приводило к построению весьма замысловатого орнамента из разноцветных граней. ))))))
Где-то когда-то читала, что ШРК ответил на вопрос о чем будет этот фильм, он сказал, это история про людей с ОВЗ, о том, что они могут быть счастливы или несчастны, успешны или нет, со своими радостями, своими мечтами, со своими успехами и неудачами и история должна показать, что такие люди такие же как и все остальные, что не нужно на них смотреть свысока или с жалостью, что мы должны принимать их, а не отвергать, а это ведь происходит. И если по фильму то ГГ озлоблен на мир из-за своего ОВЗ, а ведь он таковым не хочет быть, но понимает, что ничего не изменится, что касается Азии — на своей свадьбе она говорит отцу, он единственный, кто увидел меня, а не кресло и не смотрит на меня с жалостью. Кстати эти отношения так здорово сыграны, смотришь и такое чувство что такие люди сплошь и рядом с нами и мы спокойно с ними уживаемся — но это не так! может в Европе и Америке эту толерантность уже давно взрастили, но во многих других обществах…. может я и ошибаюсь конечно. Хотя тут смотрела передачу «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым и у него был большой фильм про Индию и он показал местного знаменитого (о, да!) карлика 25 лет , зовут Махендра, но чисто визуально он ростом не больше метра, не помню сколько, но они его все на руках носят как малыша. и жители того места, где он живет считают его чуть-ли не святым, хотят к нему прикоснутся, получить благословение. Живет с родителями и тут я провела параллель с родителями Баауа…. родители Махендры тоже так, ничего себе, молодо выглядят………. так вот я к чему, по поводу «ошибаюсь на счет толерантности в других обществах» вот реальный современный пример, где Махендру превозносят и считают его недуг благословением божьим, хотя может они просто так считают, а на самом деле не хотели бы получить его в зятья например….. НО он в отличие от Баауа — Махендра добрый, незлой, невредный — может поэтому и любят его? а Баауа покупал свое положение отцовскими деньгами? он же даже конкурс выиграл подкупив голоса зрителей (вспомните эпизод в танцах где он деньгами расшвыривался), хотя может быть это так, уже домыслы. что-то я ушла в другие степи, точнее хотела сказать, что в этом фильме я увидела фильм про людей с ограниченными возможностями))))ну и их историю))))))) а история зависит от сценариста. Что касается молодых родителей, мне тоже это резануло, им как минимум по 60 лет должно быть, а они на 60 ну никак не выглядели, хотя как они фильмы делают что ни герой фильма — то брат-сват-друг, одна актриса не смогла, другая тоже не смогла пригласили ту, которая смогла, а она моложе, ну и фих с ним, какие там седые прядки! вспоминаю фильм Вир и Зара, когда ее показали через 22 года, ей прилепили седую прядку, а лицо не состарили….. только характер испортили героине, стала несколько ворчливой, Видимо со своим философскими воззрениями они считают, что внешность ничто! главное — внутренняя сущность и по такому же признаку отбирают актеров в свои фильмы))))) а потом снимают такие фильмы как «Zero» А про тысячу мерзавцев — это Бабита сказала ему, когда спросила знает ли он зачем она его оставила, потому что ее родители были карликами))))))))
Энди , очень понравились эти мысли
Такой момент про родителей Бауа. Когда я начала смотреть фильм, то мне сразу бросилось в глаза, что родители Бауа выглядят гораздо моложе его самого. Только не говорите, что Шах «вечно молодой», он замечательно выглядит, но все его годы видны на его лице. Поначалу мне даже казалось, что я не понимаю перевод, и это вовсе не его родители, а, например, брат с женой, причём скорее младший брат… Но нет, они упорно называли себя его мамой и отцом, а на стене висели его детские фотографии. Причем, глядя на экран я видела довольно молодую женщину, я понимала, что ей нет ещё и 50-ти, либо же, как я уже стала думать, ей немного за 50, просто она моложава для своего возраста. После просмотра фильма полезла на Кинопоиск посмотреть возраст актеров.
Отец — Тигманшу Дхулиа, 3 июля 1967, 51 год. Думала, что даже меньше. Вроде и полноватый, и не гламурный, но выглядит моложе своих лет, может как раз из-за того, что немного в теле — лицо гладкое, мало морщин.
Мать — Шиба Чадха год рождения — 1973 год (!!!!!!!!), 46 лет ей!!!!
Вообще, уже даже не смешно… Актеры, играющие родителя главного героя, МЛАДШЕ актера, играющего самого героя((( Думаю, ну ё-моё ((( Совсем уже зрителей за людей не держат , да и для всех троих актёров унизительная какая-то ситуация… Опять же, я понимаю, что нестарым актрисам индийского частенько приходилось и приходится играть мамаш довольно возрастных, но «вечно молодых» главных героев. Но в таком случае, хоть седые прядки прилепляли им к голове, хоть как-то, пусть даже и не очень умело, но давали понять зрителю, это, мол, пожилая женщина. А здесь, в этом фильме ничего такого нет! Ни одной прикленной седой прядки, хотя столько ресурсов задействовано на всякие спецэффекты и декорации, и реквизит!!!
А потом мне пришла в голову мысль. Конечно, выглядит притянутым за уши… На правах личного бреда))))) И это не мои представления о жизни, а попытка покумекать над несколько абсурдной ситуацией в фильме.
В соответствии со всей этой «эзотЭееерикой» , этими арканами (а мне вот все больше и больше кажется, что режиссёр подразумевал привязку к ним этой истории, и в какой-то мере это их, эти арканы, пересчитывал все время Баууа, но то вообще отдельный разговор…), личность человека перерождается большое количество раз. (Этот момент кстати, насколько я понимаю, не противоречит мировоззрению большинства зрителей-индийцев)
На определённом разе человек уже может воплотиться в сущности Мага (если в предыдущих воплощениях накопил для этого нужные качества). Так вот. Видимо личность Бауа, она старше личностей родителей. Косвенно это предположение может подтвердить сон Бауа, который он постоянно видит, вполне возможно, что это воспоминания об одном из его прошлых воплощений. Тем более, что действие сна происходит в другой стране, в другое время, разговаривают там на других языках. Разумеется, тому есть и логическое объяснение — Баууа просто насмотрелся фильмов и представляет себя во сне высоким и сильным…. Потом разговоры о грехах родителей… Может они в своих прошлых воплощениях чего-то там натворили, что у них родился такой нестандартный ребёнок. Какая-то там фраза была, отец его что-ли говорит (поправьте, кто помнит), мол, для твоего рождения потребовалось тысяча негодяев. Было такое?
В итоге Бауа как личность старше их (было больше воплощений). И стоит выше. Его отец — типичный торговец, то есть по своему статусу — вайшья, купец. Я здесь говорю не о той кастовой системе, которая формально приписывает человека к определенной касте в зависимости лишь от того, в какой семье он родился. Я говорю об осознании своего «эго». А Бауа, он уже такой местный «царёк», то есть такой «мелкий кшатрий» и даже с задатками Мага. Но что делать со всем этим «добром», он не знает. Поэтому и творит не пойми чего.
В принципе, такое предположение вполне согласовывается с финалом фильма. Эта его капсула, упавшая в море, рука, показавшаяся из неё… Ну как бы сказать, чтобы совсем за сумасшедшую не сойти?))) Типа новый человечек из яйцеклетки вылупился)))
А в «Салюте» (предположим, что фильм все-таки состоится) герой Шаха будет уже в статусе не какого-то князька с местного рынка, а настоящего кшатрия — государева человека, причём высочайшего уровня. А там и до Жреца уже совсем недалеко))) Пара-тройка смертельно опасных ситуаций на тренировках, в космосе, считай инициация…))) И вот… Короче, если постараться, то и за одно воплощение можно многого достичь)))
Sav it ri написал(а):
Спасибо на добром слове
Sav it ri написал(а):
Тоже дело)))
Гулять, так гулять))) Тогда уж можно с классификацией кредитных рейтингов сравнить — всякие там ААА, АА — высокие, раз уж у нас ААфия. BBB, BB — низкие, рисковые, раз уж БаБита))) Если что, то это шутка
Sav it ri написал(а):
Все верно. Среди ее окружения не было ни одного Волшебника! Да ещё и «Повелителя звёзд», отлично сказано! Этим ее и сразил!
Sav it ri написал(а):
Да, да!
Спасибо, Энди! Как всегда, весомо и убедительно. У меня ещё ассоциация появилась, что Афия класса «А», а Бабитта качеством пониже—”B”.
И Афию он сразил именно магией Повелителя звёзд. Ведь она специалист именно в этой сфере.
А в шоу-бизнес он подался в полной уверенности, что это его стезя—рассчитывал обрести себя.
И да, как же он затосковал по своей любимой среди этих «карликов духа»
Linast написал(а):
Может да, надо прочувствовать… Просто никто же не будет ни делать полную кальку с какого-то запомнившегося фильма, ни уж тем более прямо говорить о каких-то заимствованиях. Это вот Бхаралвадж прямо говорит, мол, это — Гамлет, а это — Отелло и снимает максимально приближенно к оригиналу. Здесь другой случай.
И для меня хорошей иллюстрацией процессов, происходящих в голове режиссера, стал фильм «Восемь с половиной» Феллини. Там прямо изнутри показано как какие-то события, впечатления, обрывки воспоминаний, образы окружающих людей, фантазии становятся героями фильмов, картинками на экране…
Энди написал(а):
Так вот, если бы не это именно визуальное совпадение, уж больно сами кадры похожи, то все ещё можно было бы списать на совпадение, в том плане, что это история про условного Дурачка.
может быть, но я все равно не вижу визуальных совпадений с Буратино, точнее я могу это принять из-за детального разбора, но сама эмоционально все равно это не прочувствовала)))) у всех по-разному)))))
Linast написал(а):
По теме сходства сюжетов вот что хочу сказать… Я сама не ожидала, что сходство будет настолько сильным. Если честно, то про Буратино я вспомнила исключительно из-за позы «кверху ногами», а вообще-то это Аркан Таро «повешенный» («подвешенный»). Угу… Тута вам не просто так)))) Тута эзотЭееерика («Гарри, не выражайся!» ) и кинула себе перевёрнутых Баууа и Буратинку в черновики.
Когда я поняла, (прикинув всю эту сцену в «Зеро» и в «Буратино» про обучение грамоте и всем прочим марсианским премудростям), что все гораздо глубже и похожее))), то я стала думать, что это просто две похожих истории про похождения условного Дурачка в описанная РАЗНЫХ вариантах в разных фильмах. Но, тут же, прямо тут же «всплыл» Гудду. Ну ладно, думаю, рыжина и одноглазость — очень распространённая символика, просто совпадение.
А вот когда я уже пыталась поймать удачный кадр с Баууа в трусах, идущего на балкон, чтобы проиллюстрировать символическое значение этих самых трусов в современном индийском кинематографе , и не могла никак зафиксировать нормальную, распрямленную фигуру Шаха, все время Баууа был скособочен — подскакивал, что-то там поправлял… , то у меня стал всплывать образ появления на свет Буратино. Полезла пересматривать, ну точно, эта поза и есть, а ещё и падающие стружки-деньги, и папаши, их ловящие… А потом уже дотумкала к чему весь этот казалось бы бессвязный бред Бабиты о своих родителях-карликах, которые выступали в цирке. Ну и так далее…
Так вот, если бы не это именно визуальное совпадение, уж больно сами кадры похожи, то все ещё можно было бы списать на совпадение, в том плане, что это история про условного Дурачка. (Как есть же истории про условных Золушек или же условных Ромео и Джульетту). Но вот эти похожие (по построению и по хронологии) кадры, и эта «бредовая» история Бабиты… Наверное не бывает таких совпадений…
Энди написал(а):
теперь и меня не покидает желание услышать разбор от создателей))))) но как часто бывает, разборы со всяким подтекстом, смыслом и т.п. пишут критики, рецензенты, поклонники в комментариях, а послушаешь создателей — а они такие: «та вы чё! это ж про яичницу! та ничё там такого нет, просто такой вот мы сюжет придумали» и сидишь ты такая со всеми своими рецензиями и критикой и вспоминаешь слова ШРК, что если фильм заставил ТЕБЯ задуматься — то фильм был сделан не зря…….
Энди написал(а):
Скорее, преувеличена роль фанатов Шаха на этом сайте. Захват власти, комментов и всё такое)))
Julie_Agra написал(а):
Julie_Agra написал(а):
Никак
Вообще, «Зеро» не только кадрами из фильма «Буратино» можно иллюстрировать, но и цитатами из книги. Например, к сцене побега Баууа со свадьбы:
«Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалеку, на берегу Средиземного моря, играла веселая музыка.
— Пи-пи-пи, — пищала флейта.
— Ла-ла-ла-ла, — пела скрипка.
— Дзинь-дзинь, — звякали медные тарелки.
— Бум! — бил барабан.
В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево.
Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где:
— Пи-пи, пиииии…
— Дзинь-лала, дзинь-ла-ла…
— Бум!
— Школа же никуда же не уйдет же, — сам себе громко начал говорить Буратино, — я только взгляну, послушаю — и бегом в школу.
Что есть духу он пустился бежать к морю. Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра.»
Julie_Agra написал(а):
Пожалуйста!!!))) Я старалась)))
Julie_Agra написал(а):
Да ладно))) Считаю, что тема неприятия Шаха несколько преувеличена )))
Linast написал(а):
Может даже перебор)))
Linast написал(а):
А одно другому не противоречит, и не мешает… Все зависит не от жанра, а от мастерства воплощения своих задумок. Можно и казалось бы незатейливую мелодраму снять, а там внутри будет «зашита» масса глубоких вещей. А можно снять фильм вроде как с претензией на глубокомысленность и философствование, а на выходе будет невнятная нудятина…
AElena написал(а):
Пожалуйста!
AElena написал(а):
Самой интересно
Блин, я теперь не смогу нормально смотреть «Буратино», как это развидеть?
Реплика в сторону — у меня такая же фигня теперь с «Морозко». Во-первых, совсем недавно узнала, что красавец Иванушка — Эдуард Изотов — озвучивал великого и ужасного господина Сингха (Амриш Пури) в «Танцуй, танцуй», мой мир никогда не станет прежним))))
Во-вторых, там есть эпизод, когда Иванушка-оборотень падает в ножки старичку-боровичку, прося прощения. Моя младшенькая (2 года) смотрит и комментирует:
— Мишка намаз делает!
Всё, теперь когда дети смотрят «Морозко» — у меня истерика…
Я потрясена и перевариваю. Браво. Ещё несколько раз перечитаю и что-нибудь напишу по теме. Пока нет слов. Спасибо.
(гыыы, нас наверное уже ненавидят на этом сайте — снова про «Зеро»)
вот даже и сказать нечего, подтекста в фильме очень много! фильм можно смотреть как развлечение и с относительно классическим хэппиэндом, а можно вот так вот анализировать….. я его тоже анализировала , но не так, скорее кто кому открыл глаза, кто кому помог, кто кого наставил на путь истинный и тд и тп. И также как Алена просмотрела уже сто раз, уже наизусть помню все жесты, мимику и взгляды и до сих пор не отпускает)))))
Спасибо Ах,если бы перевести адаптированно на хинди или английский,да послать Ананду и Шаху…Что бы они ответили? На сколько Ваше чтение фильма близко к их задумке ? В Зеро нет ничего случайного или поверхностного.Каждая мелочь,каждая деталька выверена и продумана,каждый вроде незначительный нюансик имеет свой смысл и место… Уже сбилась со счета,сколько раз пересматривала фильм с удовольствием,не отпускает…магия сказки )))