Chowringhee Lane, 36 / Переулок Чауринги, 36 (1981), Апарна Сен. Рецензия Падмини

В клетке одиночества

Калькутта. Переулок Чауринги, дом 36. По этому адресу на узкой улочке среди обшарпанных домов стоит здание ещё колониальных времён. Лифт с дверцами из витиеватой металлической решётки постоянно ломается. Жильцы ругаются между собой, с домовладельцем и молочником. Постоянно плачут дети. И только в одной квартирке за ветхой дверью всегда царит тишина. Две комнатки обставлены давно вышедшей из моды мебелью. На решётчатом окне цветные занавески. Тут и там по стенам развешаны всевозможные картинки и фотографии. Здесь обитает Виолетт – пожилая учительница английской школы и её большой чёрный кот.

Приглушённые цвета с доминированием всевозможных коричневатых оттенков создают привкус ретро. Ведь речь тут идёт о таком настоящем, которое живёт лишь давно минувшим. Многие сцены сняты в сумерках, а то и вовсе в ночную пору, когда предметы растворяются в сумраке. И только лицо Виолетт с мягкими чертами и удивительно выразительными глазами выступает из темноты. Течение времени в фильме нелинейно. Настоящее и прошлое тесно переплетены, а будущее хоть и смутно, но зловеще проступает из окутанной дымкой дали. Виолетт как раз переступила тот рубеж жизни, когда любая вещь или случайно услышанная фраза может вызвать нескончаемый поток воспоминаний. А во взгляде случайного прохожего или даже бродячего пса можно прочесть пророчество грядущего. А ещё сны – эти чёрно-белые видения, удушающие своими гипертрофированными эмоциями и сбивчивой сюрреалистичностью. Ими обернулись несбывшиеся мечты юности. Вытесненные глубоко в подсознание, они являются ночью, тревожа Виолетт давно пережитым кошмаром и болью. Яркий свет лишь ненадолго вспыхнет в жизни пожилой женщины вместе со встречей повзрослевшей бывшей ученицы. На какое-то время у неё затеплится робкая надежда, что теперь всё станет иначе. Ведь достаточно просто чувствовать себя не позабытый, нужной хоть кому-то, чтобы одиночество перестало пугать своим удушающим мраком. Но светлый лучик оказалась всего лишь миражом. Вновь обретённая дружба обернулась обманом. А за проявленную доброту, отданную теплоту души и искреннюю заботу заплатили лишь неблагодарностью и забвением.

Грустная история подымает очень непопулярную в Индии проблему англо-индийской общины, представительницей которой является Виолетт. Этот осколок былого колониального владычества состоит из людей, только по происхождению являющимися англичанами. Но они индийцы по рождению и месту жительства. Англия для них – чужбина, а Индия – страна с инородной культурой. Представителей англо-индийской общины всё больше теснят коренные жители. Стариков смещают с ранее занимаемых должностей. А для молодых их внешность и прозападное воспитание часто становятся непреодолимым препятствием при устройстве на работу. Причина всего, конечно, во враждебности к потомкам бывшим господ. Но вот только, что делать англо-индийцам ненужным ни на родине, ни в стране своих предков, с которой давным-давно утрачена какая бы то ни было связь. Говорят: где родился – там и пригодился. Но по отношению к подобным маргиналам данная поговорка не работает.
Фильм недаром закольцован шекспировскими строками. Виолетт – преподавательница английской литературы и знает все классические пьесы великого драматурга наизусть. Но дело не только в этом. Открывающие историю слова из комедии «12-я ночь», словно подсказывают, что в этой жизни ещё должно быть место для надежды и радости. Финальная же сцена содержит строки из последнего акта «Короля Лира», произносимые главным героем перед смертью. Хотя радость и угасла, но она сменилась смирением, готовностью испить до дна чашу, уготованную судьбой, сколь бы горька она ни была. Виолетт сохранила своё достоинство и готова принимать новые удары судьбы, не впадая в отчаянье. Ведь мир почему-то устроен так, что добрые души очень редко получают прижизненную награду. И сколько их таких милых трогательных стариков, доживающих свой век, словно птицы в клетке своего одиночества.
© Падмини

Ролик из фильма:

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Chowringhee Lane, 36 / Переулок Чауринги, 36 (1981), Апарна Сен. Рецензия Падмини: 15 комментариев

  • Ekaterina
    14 февраля, 2020 в 17:55
    Permalink

    Хороший фильм! Недавно его пересмотрела, только не с политико-социальной точки зрения, как в первый раз, а просто с житейской (бытовой). А побудило к этому ситуация, произошедшая на работе. Думаю, что с такой сталкивались многие, когда старые кадры не уходят на заслуженный отдых, работают и всё вроде хорошо, вот только за спиной их уже все ненавидят и ждут, ну когда же они освободят свои места(!)
    Так что извините Падмини, но у меня по-прежнему иной взгляд на этот фильм.
    Очень показательная история о том, как человек постепенно замыкается в своих воспоминаниях и не видит, что происходит вокруг. А вокруг жизнь кипит, и вот уже ученицы на уроках не её внимательно слушают, а картинки разглядывают, зато совсем иная ситуация будет показана у другой, более молодой учительницы.
    Есть родная племянница, которая зовет к себе, а наша героиня привязывается к бывшей ученице, которую она не сразу то и вспомнила.
    Да, пожилому человеку трудно решиться на переезд, но тогда почему здесь что-то не изменить? Какая была показательная сцена во время праздника — звучит красивая песня и люди спящие на улице: старики, молодые, дети! Так почему бы не взять вот такую сироту, помочь, глядишь и вот ты не одинока, есть смысл в жизни……

    2+
  • Падмини
    27 февраля, 2019 в 16:02
    Permalink

    Anita написал(а):

    Очень жду вашей рецензии, и спасибо за эту!

    Рецензию на «Шкатулку с драгоценностями» отдала «в печать». laugh Сегодня-завтра должна появиться.

    3+
  • Падмини
    18 февраля, 2019 в 21:29
    Permalink

    Anita написал(а):

    «Японскую жену» и «Мистер и миссис Йер» я люблю, но «Шкатулка с драгоценностями» как-то так удачно сделана, что по моим наблюдениям почти всем заходит, даже нелюбителям артхауса.

    И тут я снова с вами совершенно согласна по обоим пунктам.
    Ведь в «Шкатулке с драгоценностями» очень много именно развлекательных моментов как комического, так и мелодраматического плана. Какой-то глубокой драмы не нагнетается. Опять-таки ореол такой романтически-мистический — очень приятен для многих зрителей. Но в то же время круг вопросов затрагивается обширный и многие из них раскрывают глубоко. Но тут ещё заслуга автора романа…. Впрочем, что-то я увлеклась до самой рецензии))) laugh

    Ekaterina ,

    Но как же так? Или вы кино не смотрели… или… я даже не знаю.
    Виолетт не приезжала в Индию из Англии. Она родилась в Индии и всю жизнь там прожила. Обвинять человека в том, что он хочет жить на своей родине, и не пытается вернуться в чужую для него Англию.
    Никто не выбирает ни своих родителей, ни места своего рождения.

    Ну и вы всю литературу сгребаете под один уровень
    Есть большая разница между серьёзной литературой и развлекательной беллетристикой.
    Это разница такая же как между арт-хаусом и массовым коммерческим кино.
    Серьёзная литература иногда содержит рассказы или фрагменты о таких ужасах реальной действительности, с которыми подавляющее большинство в жизни не сталкивалось. Потому о них и читать не хочет, дабы лишний раз себе настроение не портить.
    Драмы Шекспира, особенно цитируемый Виолетт «Король Лир» это именно о том ужасном и страшном, что в жизни бывает.
    Серьёзная литература не надевает розовые очки, а снимает их.

    Так что вы очень напрасно так в своих категоричных суждениях приговор вынесли.

    2+
  • Linast
    18 февраля, 2019 в 18:33
    Permalink

    Ekaterina написал(а):

    1. Не дословно: — тебя что, бабушка воспитывала?… Да, она учительница литературы и русского языка…. После гибели дедушки на войне, она так и не вышла замуж, все казались ей недостойными… Так ты хочешь, как она прожить?…. из фильма «Отпуск за свой счет» (СССР, 1981г.)
    Чтение — конечно хорошо, но чрезмерное увлечение этим занятием, особенно романами прошлого века приводит к утрате реальности восприятия, взгляд на мир сквозь розовые очки.
    2. Если человек не стал «своим», причем родившись здесь, то это проблема самого человека, а не общества.
    Кстати, с тех пор ничего не изменилось.
    6+

    да, точно, согласна

    5+
  • Ekaterina
    18 февраля, 2019 в 13:46
    Permalink

    1. Не дословно: — тебя что, бабушка воспитывала?… Да, она учительница литературы и русского языка…. После гибели дедушки на войне, она так и не вышла замуж, все казались ей недостойными… Так ты хочешь, как она прожить?…. из фильма «Отпуск за свой счет» (СССР, 1981г.)
    Чтение — конечно хорошо, но чрезмерное увлечение этим занятием, особенно романами прошлого века приводит к утрате реальности восприятия, взгляд на мир сквозь розовые очки.
    2. Если человек не стал «своим», причем родившись здесь, то это проблема самого человека, а не общества.
    Кстати, с тех пор ничего не изменилось. Многие едут в другие страны, думая, что там манна небесная, одни устраиваются и им всё ок! А вот другие прозревают и понимают, что одно дело, когда вам нравится иная культура и совсем другое — это жить в чужой культуре. После чего одни находят в себе смелость и возвращаются домой, а другие изо всех сил делают вид, что у них все прекрасно, лезут на русскоязычные сайты, поучают, верхом наглости — стояние в очереди у посольства, чтобы проголосовать, ну как же мы ведь помним «родину» (!)… К живущим в странах бывшего СССР, сказанное не относится.

    5+
  • Anita
    18 февраля, 2019 в 09:04
    Permalink

    Падмини написал(а):

    А я, наверное, всё-таки больше всего у Апарны Сен люблю «Мистер и миссис Айер» и ещё «Японскую жену».
    Но вы мне подали идею. И в следующий раз, на следующих выходных я напишу, про «Шкатулку с драгоценностями». Но там кратенько как здесь не получится. Поскольку фильм очень ёмкий содержательно и идейно. А я стараюсь в тексте не упускать ни одного, поднимаемого/раскрываемого фильмом вопроса…

    «Японскую жену» и «Мистер и миссис Йер» я люблю, но «Шкатулка с драгоценностями» как-то так удачно сделана, что по моим наблюдениям почти всем заходит, даже нелюбителям артхауса. Очень жду вашей рецензии, и спасибо за эту!

    5+
  • Падмини
    18 февраля, 2019 в 06:48
    Permalink

    Pol написал(а):

    у некоторых не получается действовать по проверенным шаблонам. Просто так не могут.

    Ох, как ты хорошо сказал! Именно не могут!
    Потому что иначе они предадут самих себя. А предав себя, всё равно не будешь счастлив. И никогда себе этого не простишь…

    Anita написал(а):

    кроме пожалуй Arshinagar, но он и весь прямо скажем один из самых неудачных у нее (кроме нескольких актерских работ неглавных героев).

    Вот просто ППКС!
    «Город зеркал» вроде бы переводится. Действительно слабое кино и с точки зрения работ главных героев, которым не хватило проникновенности, пронзительности и силы эмоций. И с точки зрения режиссуры. Были хорошие работы актёров второго плана и интересные визуальные находки. Но как-то всё вместе не клеилось. И вместо города зеркал вышел карточных домик, рассыпающийся при просмотре.

    Anita написал(а):

    если кого-то Апарна заинтересовала как автор, то горячо рекомендую Шкатулку с драгоценностями/Goynar Baksho — он необычный, про сильную женщину и совсем не мрачный.

    А я, наверное, всё-таки больше всего у Апарны Сен люблю «Мистер и миссис Айер» и ещё «Японскую жену».
    Но вы мне подали идею. И в следующий раз, на следующих выходных я напишу, про «Шкатулку с драгоценностями». Но там кратенько как здесь не получится. Поскольку фильм очень ёмкий содержательно и идейно. А я стараюсь в тексте не упускать ни одного, поднимаемого/раскрываемого фильмом вопроса…

    2+
  • Падмини
    18 февраля, 2019 в 06:35
    Permalink

    Linast написал(а):

    ну а как ей не быть одинокой, если она не сделала в своей жизни ничего, чтобы не быть одинокой

    Знаете, мне кажется, что хуже подлинного одиночества, только одиночество вдвоём, с тем, с кем пришлось жить, но он так и не стал близким человек, но остался чужим, далёким и даже неприятным.
    И кстати, мис Виолетт, любила Индию, и ей нужна была эта страна. Вот только Индии она была не нужна.

    Linast написал(а):

    я наверное все-таки за развлекательное кино с хэппиэндом, а суровой правды и в жизни хватает…..

    Главное достоинство этой истории не про что она снята, а КАК. Именно тонкость и проникновенность делают её чудесной. И в тоже время сопереживание герою в таких историях, рождает глубокую, но светлую печаль, которая очищает душу и делает зрителя капельку лучше, чем он был до.
    Этот феномен заметили ещё древние греки и назвали катарсисом. И потому развлекательную комедию считали более низким жанром нежели серьёзную трагедию.

    Ну, конечно, можно выбирать только развлекательные фильмы на просмотр про красивых и молодых, про то как у них всё ярко, красиво и богато, как в жизни не бывает… Но для вашей души, внутри вас они ничего не оставляют.
    Я вот так думаю…

    3+
  • Anita
    17 февраля, 2019 в 21:35
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Они все очень хорошие и при этом разные, но в центре внимания у неё всегда женщина и её внутренний мир.

    кроме пожалуй Arshinagar, но он и весь прямо скажем один из самых неудачных у нее (кроме нескольких актерских работ неглавных героев). если кого-то Апарна заинтересовала как автор, то горячо рекомендую Шкатулку с драгоценностями/Goynar Baksho — он необычный, про сильную женщину и совсем не мрачный.

    6+
  • Pol
    17 февраля, 2019 в 19:39
    Permalink

    Linast написал(а):

    Но зачем она себя заживо похоронила? Почему не устроила свою жизнь в молодости, да у нее был траур и очень сильные чувства к своему жениху….. И вот она пронесла этот траур через всю свою жизнь

    Мы, люди, все очень разные. У каждого человека есть свое понимание целей в жизни. Но у некоторых не получается действовать по проверенным шаблонам. Просто так не могут. Поэтому она не могла поступить как-то иначе. И именно об этой судьбе женщины идет разговор. Не больше, ни меньше. Просто о её несложившейся жизни, о непростой судьбе. И этот рассказ оказался очень интересным и поучительным.

    8+
  • Linast
    17 февраля, 2019 в 18:57
    Permalink

    Посмотрела я фильм……вот все прямо по рецензии….. и такие фильмы можно снимать в любой стране, про любых люди, действительно проблема одиночества и все такое…. Фильм хороший, сопереживательный, и мисс Виолетт жалко, а почему жалко, потому что она уже пожилая дама, одна, и в чужой , как она для себя определила, стране, хотя родилась здесь и проработала всю жизнь…… Последняя ее цитата в фильме, она пишет письмо племяннице, что готова переехать к ней (племянница эмигрировала) и принять ее предложение, так как она остро почувствовала что эта родная страна стала чужой…… Но я о другом, только вы меня сразу тапками не закидывайте…… Да, она человек с очень тонкой душевной организацией, поэт в душе, как еще назвать….. она с детства любила Дэвида, но к сожалению он не вернулся с войны………..Таких случаев на фоне мировых и исторических войн , да и не только войн, наверное миллионы……….. Но зачем она себя заживо похоронила? Почему не устроила свою жизнь в молодости, да у нее был траур и очень сильные чувства к своему жениху….. И вот она пронесла этот траур через всю свою жизнь (я тоже сейчас не буду говорить о том, что она не смогла себе найти не то что любимого человека, а мужа, потому что она жила в Индии, навряд ли она бы нашла себе индийского мужа и тд и тп) и к своим 65 годам или даже к 70 она осталась без семьи, без детей, без внуков, без друзей…… Кто в этом виноват? я сейчас не осуждаю и мне ее искренне жаль, но с чего она взяла, что ее бывшая школьная ученица станет ей другом-семьей-дочерью-внучкой? она же была просто учителем, она не была в ее жизни человеком, которая воспитывала или опекала, или на пусть наставляла, чтобы у той возникли к ней какие-то эмоции? А жених этой ученицы? он для мисс Виолетт вообще чужой человек (про то что он использовал ее я тоже промолчу — все люди разные ). Чего же тогда ждала эта мисс Виолетт от них? но наверное когда я стану 75 летней я буду такой же сентиментальной как и эта учительница, но сейчас…. да жалко, потому что она пожилая и одинокая, нет неправильно — она чувствует себя чужой и одинокой, ну а как ей не быть одинокой, если она не сделала в своей жизни ничего, чтобы не быть одинокой и винить потом в этом страну? Вот такие вот у меня эмоции. Таких историй в жизни полно, я наверное все-таки за развлекательное кино с хэппиэндом, а суровой правды и в жизни хватает…..

    7+
  • Падмини
    17 февраля, 2019 в 18:56
    Permalink

    Pol написал(а):

    Фильм очень трогательный, грустный и, в тоже время, светлый (светлый, потому что он о человеческом достоинстве). Он заставляет задуматься. Ведь та история, которая была изображена на экране, в жизни встречается постоянно и происходит практически со всеми. Старики ждут внимания. Молодому поколению некогда. Своя жизнь, свои проблемы стоят на первом месте. И это понятно, но от этого грустно.

    Я совершенно с тобой согласна. Фильм замечательный. Один из лучших у Апарны Сен. Даже не скажешь, что это её дебют.
    Настолько всё продуманно до мелочей и так тонко и проникновенно снято.
    Кстати Апарна Сен, сама начинала как актриса, ещё девочкой у великого Сатьяджита Рея. Она же является матерью замечательной актрисы Конкона Сен Шарма.
    Всем любителям хорошего душевного арт-хауса очень рекомендую.
    Это кино снятое практически в европейской манере, но с теплом, душевностью и эмоциями, на которые способны лишь в индийском кино.

    Linast написал(а):

    Ого! индийский кинематограф не перестает меня удивлять, я думала только последние годы они стали фильмы снимать, после которых мозги переворачиваются, а оказывается, еще в 80-е такое делали, надо посмотреть, спасибо за обзор))))

    на самом деле в индийском кино всегда были хорошие фильмы. Всё зависит от режиссёра. Если вам нравится какой-то фильм очень сильно, обязательно запомните, кто его снял. И если встретите другое кино этого режиссёра — 85% того, что вам оно также придётся по душе. Со мной это правило работает всегда.

    Margo написал(а):

    Какая отличная, прекрасно написанная, прямо художественная рецензия! Читать одно удовольствие, просто как новеллу Цвейга Спасибо большое, про фильм я не слышала, но теперь захотелось посмотреть, очень заинтересовал.

    Марго, огромное спасибо за тёплые слова. если фильм действительно захочется посмотреть и не найдёте — дайте знать, я помогу.
    Апарну Сен вообще рекомендую как режиссёра. Больше половины её фильмов есть с русскими субтитрами. Они все очень хорошие и при этом разные, но в центре внимания у неё всегда женщина и её внутренний мир.

    5+
  • Margo
    17 февраля, 2019 в 15:33
    Permalink

    Какая отличная, прекрасно написанная, прямо художественная рецензия! give_rose Читать одно удовольствие, просто как новеллу Цвейга good Спасибо большое, про фильм я не слышала, но теперь захотелось посмотреть, очень заинтересовал.

    7+
  • Linast
    17 февраля, 2019 в 12:59
    Permalink

    Ого! индийский кинематограф не перестает меня удивлять, я думала только последние годы они стали фильмы снимать, после которых мозги переворачиваются, а оказывается, еще в 80-е такое делали, надо посмотреть, спасибо за обзор))))

    4+
  • Pol
    17 февраля, 2019 в 09:00
    Permalink

    Падмини!
    Огромное спасибо тебе и за эту рецензию, и за этот фильм.
    Я прочитал ее еще до просмотра. Мне понравилась сама атмосфера фильма, которая так живо и ярко представлена в тексте рецензии.
    Уже после просмотра я снова прочитал ее. Удивительное дело! Это был знакомый и в тоже время новый текст. Возможно, мне стала понятна интонация.

    Фильм очень трогательный, грустный и, в тоже время, светлый (светлый, потому что он о человеческом достоинстве). Он заставляет задуматься. Ведь та история, которая была изображена на экране, в жизни встречается постоянно и происходит практически со всеми. Старики ждут внимания. Молодому поколению некогда. Своя жизнь, свои проблемы стоят на первом месте. И это понятно, но от этого грустно.

    9+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *