«Я никогда не воспринимала кино всерьёз»: Мира Наир


Среда, 09 февраля, 2011 | Шрея Басу, IBNS, Редакция Bollywood Trade

Дебютный фильм одной из первых женщин-режиссёров, отважившихся снимать кино на стыке двух культур, «Салам, Бомбей» Миры Наир был номинирован на премию «Оскар». В интервью перед съёмками своего очредного проекта – экранизации романа пакистанского писателя Мохсина Хамида «Фундаменталист поневоле» — она рассказывает о детстве и о пути в мир кино.

Вы из Пенджаба, но выросли в Ориссе. Как это вышло?
Мой отец служил в Ориссе. Там я родилась и выросла, там провела 20 лет своей жизни. Вместе с братом мы учились в школе Стюарта в Бхубанешваре.

Говорят, что Вы бросали вызов своим учителям. Это правда?
Моего отца на два года перевели в Дели, я отправилась туда вместе с ним. Там я училась в школе Loreto Convent. Когда я вернулась в школу в Бхубанешваре, увидела, в каком ужасном состоянии находилось там образование. К тому времени я уже успела понять, каким достойным оно должно быть. А наши молоденькие учительницы (как же они мечтали поскорей выйти замуж!) считали меня примерной ученицей, и мельком взглянув на мои работы, тут же ставили мне высокие отметки. Я узнала об этом и начала терять стимул к обучению. Тогда я решила их испытать. Когда нужно было написать эссе, скажем, о больницах, я писала всякую галиматью и в таком виде сдавала работы, но всё равно получала отличные отметки. Короче говоря, я была неуправляемым ребёнком… И я не изменилась. (Улыбается)

Во время учёбы в Делийском университете Вы участвовали в представлениях уличного театра и были известны ролью Клеопатры?
Да, моя Клеопатра пользовалась популярностью у зрителей… Среди пяти рабов, которые выносили меня на сцену, были Раму Дамодаран, Амитабх Гхош, Гаутам Мукхопадхьяй. Сейчас они сами стали знаменитыми. Моим Антонием был Шаши Тхарур. Помню, в любовной сцене с него вечно спадал парик.

В Гарварде Вы не перестали участвовать в театральных представлениях. Как получилось, что Вы отошли от театров и занялись съёмкой документальных фильмов?
Увлечение театром скоро прошло. Я вообразила, что больше склонна к академическим занятиям, но ещё некоторое время работала в политических театрах в Калькутте и Дели. Затем мне захотелось работать с визуальными образами. Я пошла на курс художественной фотографии, затем использовала снимки для поступления на режиссёрский факультет, где был огромный конкурс. Я поступила в 19, а в 21 успешно закончила факультет.

Вы могли предположить, что через 11 лет Ваш дебютный фильм («Салам, Бобмей») номинируют на «Оскар»?
Нет, никогда. В Бхагават Гите сказано: Ваша обязанность совершать действие, а не довольствоваться его плодами. Нельзя делать что-либо с мыслью о том, что мы можем за это получить. Признаться, я даже не ожидала, что стану режиссёром. Я никогда не воспринимала фильмы всерьёз.

Как Вы можете описать кино?
Для меня снимать кино значит показывать удивительные моменты обычной жизни. Мне невероятно повезло в 20 лет найти своё призвание.

Вам нравилось смотреть фильмы?
Я уже говорила, что родом из маленького городка недалеко от Бхубанешвара… Там был всего лишь один кинотеатр, в котором вечно показывали «Доктора Живаго». Отчётливо помню, что электричество часто выключали, и в зале было невыносимо жарко. Управляющий приходил и говорил: «Представьте, что вы в Сибири, и вам сразу станет холодно». (Смеётся) Словом, я совсем ничего не знала о фильмах, даже об индийских. Мне стыдно в этом признаваться, но это так… Впервые я увидела фильмы Сатьяджита Рея («Трилогия об Апу») в научном центре в Гарварде, мне было тогда 19. Поэтому не скажу, что меня вдохновило кино.

Но на меня, ещё совсем маленькую девочку, оказала сильное впечатление джатра, театральные представления по мифологическим сюжетам. Посмотреть на них съезжались жители соседних деревень. Декорации были незатейливыми. Я ездила туда с нашим водителем. Пока все думали, что мне не нравится бывать там, я смотрела представления, и в поразительных драмах Prahlad natak и многих других перед моими глазами оживал целый мир. Это пробудило во мне желание связать свою жизнь с искусством.

Послесловие: Мире Наир было отказано в визе Пакистана, где она собиралась снимать свой очередной фильм «Фундаменталист поневоле». В ответ на это она обещает воссоздать Лахор в Дели.

Источник — http://www.bollywoodtrade.com/
Перевод — Aeryn

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *