Waqt / Испытание временем (1965) Яш Чопра. Рецензия Падмини

В ролях:
Сунил Датт, Садхана, Радж Кумар, Шаши Капур,
Шармила Тагор, Балраж Сахни, Ачала Сачдев, Рехман.

Награды Filmfare:
Лучшая режиссура — Яш Чопра
Лучшая мужская роль второго плана — Радж Кумар
Лучшая история — Ахтар Мирза
Лучшие диалоги — Ахтар Ул Иман
Лучшая операторская работа (в цветном кино) — Дхарам Чопра
Также ещё были номинации на Лучший фильм и на лучшую актрису — Садхана

«Жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы»
(с) Джон Леннон

Лала Кедарнатх (Балрадж Сахни) — счастливый человек. Начав с простого грузчика, он сумел стать хозяином собственного магазина. Добился уважения и почёта среди жителей своего города. Дом его – полная чаша, построенный в классическом стиле хавелли с резными колоннами и перегородками, множеством штор и занавесей. Он до сих пор без памяти влюблён в свой собственную жену Лакшми (Ачала Сачдев) и счастливо растит вместе с нею трёх сыновей. Причём все трое удачно родились в одно и тоже число одного и того же месяца. В день их рождения, Лала-джи расширяет свой магазин дополнительной пристройкой и устраивает пышное празднество. Один из гостей приводит с собой астролога и просит погадать по руке Лалы Кедарнатха. Но тот говорит, что не верит в судьбу и считает, что как раньше он всего в жизни добился сам, так и в будущем устроит счастье своих детей. Однако у судьбы и времени на семью Лалы-джи были другие планы…

Waqt был всего третьим фильмом Яша Чопры. До этого у него была социальная драма Dhool Ка Phool / Цветок в пыли (1959) и фильм с усиленным чётким политическим подтекстом Dharmputra / Сын судьбы (1961). Если первый фильм снискал похвалы критиков и был тепло принят зрителями, став четвёртым самым кассовым фильмом года, то второе кино, хотя и удостоенное престижной Национальной кинопремии, с треском провалилось в прокате. Реалистичное изображение массовых беспорядков и политических лозунгов привело к митингам на улицах и бесчинствам в кинотеатрах во время показа. Яш Чопра тяжело переживал провал фильма и на всю жизнь зарёкся затрагивать политические темы в своём творчестве. Поэтому его третий фильм «Испытание временем» стал исключительно развлекательным, без социального послания, но при этом не лишённым смысла, к тому же косвенно ассоциативно восходящим в равной степени к библейской легенде о праведнике Иове и индуистскому мифу о царе Харишчандре и испытании благочестия.

В основу повествования была положена т.н. формула «Lost & Found», которая впервые была использована ещё в 1943 году в фильме Гьяна Мукхерджи Kismet, но к середине 60-х уже была фактически предана забвению. Так что Яш Чопра заново её переоткрыл и популяризовал тему потерянных и найденных родственников. Впоследствии она стала одним из ключевых штампов жанра масалы. Но тогда это был новаторский и прекрасно сделанный фильм, определивший ключевые элементы стилистики Яша Чопры на долгие годы вперёд. Это первый в истории кино на хинди мульти-звёздный проект. Он создал эталон в том, как нужно изображать образ жизни высшего класса индийского общества. Здесь Радж Кумар впервые использовал свою знаменитую манеру произнесения диалогов. Его реплики были растащены на цитаты, неоднократно вставляемые в выступления других артистов театра и кино. Успех фильма был колоссальным. Это был блокбастер и самый кассовый фильм года. Он навсегда вошёл в золотой фонд индийского кинематографа. За саундтрек наград не дали, но он стал поистине культовым. Песня Aye Meri Zohrazabin долгие годы была единственной, ассоциировавшейся с романтикой уже немолодой пары, её отрывки использовались во многих иных фильмах, в том числе и «Непохищенной невесте».


Фильм был снят дорого и с большим размахом. Продюсер и старший брат Яша — Бадрадж Чопра хотел, чтобы в Waqt сыграли Притхвирадж Капур и его трое сыновей. Но Яш отказался, ссылаясь то, что зрители легко узнают всех трёх братьев и это лишит фильм половины интриги. Из всей звёздной семьи Капуров в кастинге остался только Шаши, с которым Яш уже работал в своём предыдущем фильме Dharmputra. Он сыграл роль младшего сына Лалы Кедарнатха — Виджая. А Радж Кумар и Сунил Датт — старшего Раджу и среднего Рави соответственно. «Испытание временем» это и фильм-катастрофа, и семейная драма, и мелодрама, и криминальный триллер. Но в отличие от будущей масалы жанры здесь не смешиваются, но существуют в чистом виде и последовательно сменяют друг друга, а история меняется в своём развитии, делая очень крутые повороты от природного катаклизма до разбирательства в суде. Повествование длится почти три часа, но увлекательно, благодаря тому что держит и темп, и напряжение, и густо приправляет происходящее красивыми эмоциями. Кроме того, это настоящее зрелище с красивой романтикой и музыкой, автомобильными гонками на дорогих авто, нарядно стильно и богато одетыми девушками, комфортабельными роскошными апартаментами, убийством и заседанием суда, показанном как увлекательное шоу.

Очень много оригинальных новаторски задуманных и поставленных сцен. Одна из них — фрагмент с букетом. Когда Раджа, влюблённый в Мину (Садхана) приносит ей букет. А та — дарит его Рави. Рави с шуточками и прибауточками, вытягивает из букета один цветок, а остальное вручает Радже в честь знакомства. Влюблённые Мина и Рави признаются друг другу в сокровенных чувствах впервые в раздевалке, общаясь через стену. Сцена была очень чувственной, нежной и трогательной одновременно, без капли вульгарности. Очень интересно обыгрывается идея, когда потерянные родственники многократно проходят-проезжают в шаге друг от друга или вовсе сталкиваются лицом к лицу и играют роковой роль в событиях жизни друг друга, не узнавая при этом своего близкого. Мотив времени и его фатальной власти над человеческой судьбой становится ключевым. А потому часы и качающиеся маятники часто возникают в кадре. Здесь впервые появляется знаменитый образ «Дамы в белом», впоследствии ставший визитной карточкой романтики от Яша Чопры. Его воплотила Садхана в роли Мины. Причём её внешность: причёска (исключая только знаковую чёлочку Садханы), сари и манера поведения очень сильно напоминают Радху из «Сангама» Раджа Капура — блокбастера, вышедшего на экраны годом ранее чем Waqt.

Waqt раскрывает темы судьбы, жертвы, преданности своей семье и преодоления барьеров между различными слоями общества. Всё это вопросы, которые потом многократно будут подниматься и по-разному анализироваться во многих последующих фильмах Яша Чопры. История человеческой гордыни, уверенности в том, что жизнь и благосостояние — результат лишь собственных усилий или наоборот — лености. Но люди ведь недаром говорят, что не зарекайся от тюрьмы и от сумы. У времени судьбы, а может и некой высшей силы, есть тоже возможности вмешательства в жизнь человека. Никто не может угадать своё будущее наверняка. Колесо судьбы никогда не прекращает вращаться. Счастье — лишь мимолётное мгновенье. Радость в любой момент может обернуться горем, а удача превратиться в тотальное невезение.

© Падмини

Ну и напоследок моя любимая песня из фильма, которая просто потрясла меня своей красотой: Aage Bhi Jaane Na Tu

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

18 thoughts on “Waqt / Испытание временем (1965) Яш Чопра. Рецензия Падмини

  • Anita
    20 марта, 2019 в 19:13
    Permalink

    Гость написал(а):

    не совсем поняла почему САМОГО Насира Хуссейна?

    потому что на момент съемок Waqt Хуссейн уже был признанным почтенным автором, который тоже специализировался на историях про потерянных детей, но в другом сюжетном изводе, а в Yaadon Ki Baaraat он взял уже формулу Чопры.

    0
  • Avatar
    20 марта, 2019 в 12:18
    Permalink

    Anita написал(а):

    ….включая даже самого Наcира Хуссейна с его Yaadon Ki Baaraat

    не совсем поняла почему САМОГО Насира Хуссейна?

    1+
  • Падмини
    7 марта, 2019 в 06:29
    Permalink

    Sav it ri написал(а):

    Спасибо, Падмини! Фильм понравился??. Молодые звезды полны харизмы.

    Я очень рада, что вам кино понравилось!

    1+
  • Sav it ri
    5 марта, 2019 в 20:01
    Permalink

    Спасибо, Падмини! Фильм понравился??. Молодые звезды полны харизмы.

    3+
  • Anita
    4 марта, 2019 в 00:33
    Permalink

    Pol написал(а):

    Правильно ли я понимаю, что этот термин относится к способу представления песни в фильме?

    нет, именно к песенному жанру. крунинг — это сольное пение со свинговой фразировкой (можно дополнительно обвешать джазом, блюзом или кантри) и обычно негромко, в таком «интимном ключе», как разговор. классический крунер — это скажем Синатра. в Болливуде в 1950-е начали примериваться к жанру, но поскольку сольные сценические выступления там чаще у девочек, то и крунинг стал часто женский, и всегда с вестернизированными моментами в мелодии (как в Waqt) и/или аранжировке и составе инструментов (как в Mr. and Mrs. 55). Еще например есть Ajeeb Dastan Hai Yeh из Dil Apna Aur Preet Parai — тоже вполне себе крунерский стиль, хотя ни сцены, ни сложных построений из героев.

    5+
  • Pol
    3 марта, 2019 в 21:27
    Permalink

    Anita написал(а):

    дамский болливудский крунинг

    Правильно ли я понимаю, что этот термин относится к способу представления песни в фильме? Ведь сами песни стилистически очень разные, но вот видеоряд — исполнительница на сцене поет в микрофон, а главные и не очень герои, разбившись на пары, танцуют и выполняют некие сценические действия — в одном случае герой «лапает партнершу» shock , а во втором случае — «прожигает» взглядом певицу vava .

    3+
  • Sav it ri
    3 марта, 2019 в 17:05
    Permalink

    Дорогие друзья, читаю ваши рецензии и комментарии с открытым ртом. Ловлю себя на мысли— как приятно быть в обществе таких утонченных интеллектуалов.

    5+
  • Anita
    3 марта, 2019 в 15:19
    Permalink

    Pol написал(а):

    Очень симпатичная песня. Совсем не традиционно-индийская, скорее европейская или даже американская. Улавливаются нотки кантри и легкого эстрадного джаза.

    это такой дамский болливудский крунинг, только зарождался как разsmile прототип можно посмотреть, он еще и снят грандиозно — Neele Aasmani из даттовского Mr. and Mrs.55

    5+
  • Падмини
    3 марта, 2019 в 11:34
    Permalink

    Nicole написал(а):

    Спасибо за рецензию, Падмини.
    Даже захотелось посмотреть какой-нибудь индийский фильм того периода. Вспомнила, что давно хотела посмотреть фильм Жажда/Pyaasa (1957) Гуру Датта. Только все никак очередь до него доходила. А зря — фильм замечательный! Понимаю почему его включили в число лучших фильмов всех времен по версии американского журнала Time и британского журнала Sight&Sound. И понимаю почему Гуру Датта считают одним из величайших режиссеров всех времен. С интересом посмотрю и другие его фильмы.

    2+

    Жажда вообще отличнейший фильм. Гуру Датт — великий классик Болливуда. Можно сказать — первопроходец авторского кино в те времена, когда в Болливуде ещё даже такого понятия не было. Не получивший достойного признания при своей жизни…
    Почти все его фильмы хороши, но самые-самые лучшие:
    — 1955 Mr. & Mrs. ’55 — Мистер и мисс 55
    — 1957 Жажда — Pyaasa
    — 1959 Бумажные цветы — Kaagaz Ke Phool
    — 1961 Полнолуние — Chaudhvin Ka Chand
    — 1962 Господин, госпожа и слуга — Sahib Bibi Aur Ghulam
    На Жажду и Бумажные цветы — я в своё время писала тексты…
    На остальное… возможно ещё напишу. Планов очень много и желания — но время, как сами понимаете, его всегда не хватает

    Все фильмы чёрно-белые. Только в Полнолунии есть одна песня, снятая в цвете.
    Все, перечисленные фильмы есть в сети с русскими субтитрами.

    6+
  • Nicole
    3 марта, 2019 в 10:49
    Permalink

    Спасибо за рецензию, Падмини.
    Даже захотелось посмотреть какой-нибудь индийский фильм того периода. Вспомнила, что давно хотела посмотреть фильм Жажда/Pyaasa (1957) Гуру Датта. Только все никак очередь до него доходила. А зря — фильм замечательный! Понимаю почему его включили в число лучших фильмов всех времен по версии американского журнала Time и британского журнала Sight&Sound. И понимаю почему Гуру Датта считают одним из величайших режиссеров всех времен. С интересом посмотрю и другие его фильмы.

    5+
  • Падмини
    2 марта, 2019 в 17:20
    Permalink

    Svetikk007 написал(а):

    Какой развернутый и познавательный отзыв, спасибо! Я знаю и трепетно люблю Яша Чопру как режиссёра, смотрела много его замечательных фильмов. Но сейчас вдруг поняла, что самых старых и первых его фильмов не видела. Да и творческую его биографию я практически не знаю. А жаль! Надо будет восполнить этот пробел. ? Песня «Aage bhi jaane na tu» и правда прелестна. А поющая девушка напоминает мне кого-то из русских актрис.

    Творческая биография Яша Чопры, кстати, есть у нас на сайте.
    http://bollywoodtime.ru/yash-chopra-istoriya-talanta/

    Я вот тоже не видела ранние фильмы этого режиссёра, и совершенно напрасно. Фактически все, что были сняты им до Daag (1973).
    Сейчас вот восполняю пробел. Сегодня посмотрела Dharmputra 1961, удостоенный национальной премии. В нём ещё первая взрослая роль Шаши Капура. Чёрно-белый социально-политический фильм, экранизация книги о борьбе за независимость и о вражде между мусульманами и индуистами…
    Вообще, абсолютно все фильмы Яша Чопры переводились на русский так или иначе.

    Anita написал(а):

    это да, просто вы сначала написали про тему «потерянных и найденных», и с ней Чопра явно не первопроходец. а вот трактовка его конечно перепахала всех последующих авторов крепко, включая даже самого Наcира Хуссейна с его Yaadon Ki Baaraat

    Видно я опять недостаточно аккуратна была со словами. Учту. Буду больше стараться. Но в процессе написания очень часто увлекаюсь. Столько всего хочется сказать. Поэтому стараюсь употреблять меньше слов, и чтобы выражения были более ёмкими по значению. И не всегда удаётся сохранить при этом однозначность по всей видимости…

    4+
  • Pol
    2 марта, 2019 в 17:15
    Permalink

    Очень симпатичная песня. Совсем не традиционно-индийская, скорее европейская или даже американская. Улавливаются нотки кантри и легкого эстрадного джаза.
    Блеск! dance

    4+
  • Anita
    2 марта, 2019 в 16:34
    Permalink

    Падмини написал(а):

    По поводу названных Вами фильмов, могу сказать, что в них эта классическая тема использовалась иначе, не так как было в фильме Яша Чопры. Можно даже сказать — совсем по-другому.

    это да, просто вы сначала написали про тему «потерянных и найденных», и с ней Чопра явно не первопроходец. а вот трактовка его конечно перепахала всех последующих авторов крепко, включая даже самого Наcира Хуссейна с его Yaadon Ki Baaraat smile

    4+
  • Svetikk007
    2 марта, 2019 в 15:59
    Permalink

    Какой развернутый и познавательный отзыв, спасибо! Я знаю и трепетно люблю Яша Чопру как режиссёра, смотрела много его замечательных фильмов. Но сейчас вдруг поняла, что самых старых и первых его фильмов не видела. Да и творческую его биографию я практически не знаю. А жаль! Надо будет восполнить этот пробел. 😉 Песня «Aage bhi jaane na tu» и правда прелестна. А поющая девушка напоминает мне кого-то из русских актрис. laugh

    3+
  • Падмини
    2 марта, 2019 в 12:33
    Permalink

    Анита, спасибо большое за комментарий!!! ok И отклик. give_rose
    Позвольте я немного не то, чтобы поспорю, но поясню свою мысль, которую недостаточно детально раскрыла в рецензии.
    Дело в том, что я не могла писать подробнее, поскольку полагаю, что спойлеры в рецензии недопустимы ни при каких обстоятельствах, чтобы человек не видевший фильм, мог спокойно читать текст, не портя себе впечатление.
    Поэтому предупреждаю тех, кто (а вдруг- !!!-) захочет посмотреть, дальше у меня в комментарии будут спойлеры!!!

    Anita написал(а):

    по теме — у меня почти такие же впечатления от фильма, я только насчет Lost and Found не согласна — после Кисмета в 1950-е как известно в Боливуде появился Насир Хуссейн с одной историей, из которой он сделал ажно четыре фильма и все — про разлученных супругов и ребенка, который остался с одним из них, а другой потом его сложными способами находит Вот прям подряд: 1957 — Tumsa Nahin Dekha, 1959 — Dil Deke Dekho, 1961 — Jab Pyar Kisi Se Hota Hai, 1963 — Phir Wohi Dil Laya Hoon. Ну и еще в 1961 был почти дословный римейк Кисмета, Бойфренд с Шамми и Мадхубалой

    Cразу ещё раз скажу, что тема потерянных и найденных была не единственной, что использовалась в Waqt и впоследствии перекочевала во множество последних фильмов.

    По поводу названных Вами фильмов, могу сказать, что в них эта классическая тема использовалась иначе, не так как было в фильме Яша Чопры. Можно даже сказать — совсем по-другому.
    Яш Чопра именно создал ту самую классическую формулу-схему, которая в практически неизменном (безальтернативном) виде стала штампом через несколько лет:
    а) показ семейной идиллии
    б) внезапное разрушение идиллии роком или злыми людьми; потеря родственниками друг друга или утрата одно из них, а именно ребёнка (нескольких детей)
    в) долгая жизнь порознь
    г) неоднократная встреча фактических родственников, которые не узнают друг друга
    д) счастливое воссоединение в силу какого-то обстоятельства, сводящего всех вместе и заставляющего правду выйти наружу.

    Причём зачастую все эти пункты шли именно по-порядку, для простоты воспрития зрителем. А то он не дай боже, запутается. )))

    4+
  • Anita
    2 марта, 2019 в 12:08
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Мне невероятно жаль, что люди пишут постоянно, что нет хороших фильмов.

    это меня не перестает изумлятьsmile даже если оставить за скобками кучу отличного кино, которое не переводили, у меня очередь на просмотр фильмов 50smile

    по теме — у меня почти такие же впечатления от фильма, я только насчет Lost and Found не согласна — после Кисмета в 1950-е как известно в Боливуде появился Насир Хуссейн с одной историей, из которой он сделал ажно четыре фильмаsmile и все — про разлученных супругов и ребенка, который остался с одним из них, а другой потом его сложными способами находитsmile Вот прям подряд: 1957 — Tumsa Nahin Dekha, 1959 — Dil Deke Dekho, 1961 — Jab Pyar Kisi Se Hota Hai, 1963 — Phir Wohi Dil Laya Hoon. Ну и еще в 1961 был почти дословный римейк Кисмета, Бойфренд с Шамми и Мадхубалой

    4+
  • Падмини
    2 марта, 2019 в 10:58
    Permalink

    Pol написал(а):

    Падмини, спасибо за рецензию!
    Мне очень понравились некоторые факты. Было даже желание выделить их жирным шрифтом.

    Я сама впервые посмотрела это кино. Как-то я раньше совсем не интересовалась ранним творчеством Яша Чопры. Это было моей ошибкой.
    В начале своей карьеры он действительно был новатором. Первые фильмы вообще с очень сильным социальным посланием были.
    Waqt — во многом был фильмом первооткрывателем в области индийского кино. Он не просто вошёл в историю Болливуда. Он фактически творил её. И это было кино пусть не идеальное, но невероятно высокого качества в сфере развлечений, красивое и захватывающее. Даже сейчас!

    Pol написал(а):

    Стало ясно, что стало источником вдохновения многих и многих сценаристов Болливуда. Тема родственников, которая неисчерпаема, как атом.

    Дело не только в ключевой теме потерянных и найденных родственников. Было много чего, что впоследствии копировалось и заимствовалось многие десятилетия в сотнях фильмов. И я постаралась это перечислить в своём тексте.
    И в то же время такого же как у самого Яша не было и нет. Фильм и сейчас выглядит свежо во многом.

    А фильмы — подражания, к сожалению, чем дальше, тем сильнее превращали находки Яша Чопры в примитивные штампы, ставшие потом фактически притчей во языцах….
    Когда отличные идеи и сцены превратились в карикатурные и просто халтурные…

    Pol написал(а):

    В общем, фильм уже залит и встал в очередь на просмотр.

    Буду ждать, верить и надеяться, что хотя бы ты посмотришь и скажешь здесь пару слов об этом достойном фильме. waiting

    Мне невероятно жаль, что люди пишут постоянно, что нет хороших фильмов. facepalm А когда пишешь о таких, пытаешься рассказать — все эти обзоры проходят незамеченными. Никто не читает и фильмы не смотрит. dash2 Не говоря о том, чтобы обсуждать.
    Но упрямо пишут то же самое и обсуждают одну и ту же тему с завидным упорством… sorry

    Pol написал(а):

    Я не поспеваю за твоими рецензиями!

    Ничего в следующий раз я напишу на Manmarziyan crazy — а ты его уже видел sarcastic

    4+
  • Pol
    2 марта, 2019 в 09:55
    Permalink

    Падмини, спасибо за рецензию!
    Мне очень понравились некоторые факты. Было даже желание выделить их жирным шрифтом.

    Стало ясно, что стало источником вдохновения многих и многих сценаристов Болливуда. Тема родственников, которая неисчерпаема, как атом.

    Очень понравилось решение Чопры по поводу братьев Капур. Не пошел на поводу у кассы в пользу интриги. Мудрый человек!

    В общем, фильм уже залит и встал в очередь на просмотр.

    Спасибо!
    ПС. Я не поспеваю за твоими рецензиями!

    5+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *