Вспоминая Наргис, музу и любовь Раджа Капура
Девочкой лет 12, я лично видела Наргис в RK Studios в Чембуре, Бомбей. Я тогда жила в самом центре города и нам пришлось ехать с двумя пересадками на трех автобусах, чтобы добраться до студии. Внутри красивого студийного комплекса стояло небольшое одноэтажное бунгало, в котором остановилась Наргис.
Ее называли «Бэби-джи», потому что она всегда была одета в чисто-белые сари, белые блузки с рукавами до локтей и босоножки на каблуке. Она была красива, но больше, чем ее красота, людей привлекала ее удивительно теплое отношение к окружающим. Я точно не знала, жила ли она в этом бунгало, но она приезжала каждое утро, выходила из машины и поднималась по ступенькам в дом. Она никогда не выходила днем и не гуляла по комплексу.
В главном здании студии съемочные этажи находились на первом этаже, и Радж Капур устроил там красивую музыкальную комнату с музыкальными инструментами вдоль одной из стен огромного зала. У противоположной стены стояли диваны, а над ними висел красивый масляный портрет Наргис, одетой в белое сари с волосами, словно развевающимися по ветру.
Несколько лет спустя я видела, как она выходила из машины в гриме и пошла переодеваться, так как приехала после съемок фильма «Мать Индия» (1957). В то время ее отношения с Раджем Капуром были напряженными. Говорят, что после того, как продюсерский дом Капура начал терпеть убытки в прокате, именно Наргис решила сниматься в фильмах за пределами РК, чтобы спасти студию от финансового кризиса.
Она улыбалась всем, кто приветствовал ее у входа и внутри кампуса. Получив образование в монастырской школе, она безупречно говорила по-английски. Однажды, когда я готовилась к выпускному, то встретила ее в художественной галерее Джехангира на юге Бомбея, куда она приехала перерезать ленточку. На этот раз она была одета в шелковое сари с принтом, и я поняла почему.
Она была замужем за Сунилом Даттом, и ее дни «леди в белом» закончились. Наргис носила белое, потому что Радж Капур любил всех своих женщин в белом. Его жена Кришна тоже всегда носила белое, даже после смерти Раджа.
У Наргис, как у женщины, был очень тонкий вкус и стиль в одежде. Если вы посмотрите «Бродягу» (1951) или «Сезон дождей» (1949), то увидите, что ее одежда ни разу не выглядит старомодной. Ее прическа была уникальной, но в то время она не входила в моду. В этом есть еще заслуга самого Раджа Капура и его операторов, которые наделили образ Наргис на экране особенной магией. Игра света и тени на ее крупных планах остается харизматичной по сей день, а подсветка создает эфирный ореол вокруг ее головы, подчеркивая ее черты лица.
Наргис редко играла сельских или необразованных женщин. Но когда она это сделала в фильме «Мать Индия» Мехбуба Кхана, то доказала, что может легко изменить свой образ, который зрители привыкли видеть в типичных постановках Раджа Капура.
Актрисам в те времена не нужно было показывать декольте, бедра или раздеваться на экране, и Наргис не была исключением. Но в «Бродяге» она сыграла захватывающую сцену, где ей приходится переодеваться в присутствии героя. Между героем и героиней вешается кусок ткани и она просит его отвернуться. Ее обнаженные плечи в этом небольшом эпизоде — идеальное сочетание щекотливости и сдержанности.
Еще одна красивая сцена, которую можно вспомнить, — это песня «Pyar Hua Ikrar Hua Hai Pyar Se» посреди сильного дождя в «Господине 420» (1955). Одна из самых трогательных и завораживающих композиций, снятых в индийском кино. В этой песне трое маленьких детей Раджа Капура в плащах идут по тротуару, и пара указывает на них как на «символы будущего». Наргис соответствовала Раджу Капуру в каждой эмоции, каждом движении тела, когда песня переходила от одной эмоции к другой.
Наргис родилась в Калькутте 1 июня 1929 года. Ее мать Джадданбай — одна из первых женщин-продюсеров и режиссеров индийского кино, была певицей классической музыки. Первоначально Джадданбай была куртизанкой, но вышла замуж за индуса, который позже обратился в ислам, однако этот брак оказался счастливым.
Джадданбай до этого дважды была замужем, от каждого из мужей родила по ребенку, Анвара и Ахтара Хуссейна, которые были очень близки с Наргис. Наргис родилась от третьего брака Джадданбай. Когда семья переехала в Бомбей, Наргис поступила в шикарную школу с английским языком обучения.
Ее настоящее имя было Фатима А. Рашид, которое ей поменяли на Бэби, когда пятилетней девочкой отдали в кинематограф. Ее первая роль в качестве главной героини случилась в 14 лет. Это был проект Мехбуба Кхана «Taqdeer» (1943) с Мотилалом.
В «Хумаюн» (1945) Наргис сыграла простолюдинку, Хамиду Бано, в которую влюбился Хумаюн (Ашок Кумар). Там она действительно очень хорошо проявила себя, хотя была еще очень молодой, ей едва исполнилось 16.
В «Репутации» (1949) Мехбуба Кхана Наргис нарушила общепринятые нормы и идеально сыграла современную героиню. Зеркальная сцена, в которой она ставит под сомнение двойственность собственных чувств, была отличительной чертой ее театральных способностей. Это был фильм, опередивший свое время, любовный треугольник, где она, как ведущая актриса, столкнулась с двумя восходящими звездами индийского кино — Дилипом Кумаром и Раджем Капуром.
Вероятно, именно во время съемок «Репутации» в нее влюбился Радж Капур, потому что вслед за этим проектом она работала с ним вместе в 16 фильмах, большинство из которых были сняты производственным домом РК. Их пара в истории индийского кино считается самой популярной до настоящего времени. За исключением магии, созданной Уттамом Кумаром и Сучитрой Сен в бенгальском кино. Созданная ими магия завораживала даже тогда, когда на экране присутствовали другие актеры, такие как Дилип Кумар в «Репутации» и Нимми в «Сезоне дождей».
Однако стоит отметить, что Наргис, могущественная актриса, оставалась в тени Раджа Капура во всех их фильмах. Сюжет и сценарий всегда строились таким образом, чтобы персонаж в исполнении Раджа Капура был главным.
Только когда Наргис возобновила участие в фильмах других производственных компаний, таких как «Суд» (1958), «Лажванти» (1958) и, конечно же, «Мать Индия» и «День и ночь» (1967), она по-настоящему проявила в себя как актриса.
В «День и ночь» она сыграла женщину с нарушенной психикой, после замужества и рождения сына. Фильм не имел большого успеха, когда вышел в прокат, но принес Наргис ее первую Национальную награду за лучшую женскую роль.
История любви Наргис и Сунила Датта и их супружеской жизни похожа на сказку со своими взлетами и падениями, в основном из-за проблем, созданных их сыном Санджаем. Наргис умерла до премьеры первого фильма Санджая. Младшая дочь Прия Датт сняла документальный фильм о своей матери под названием «Наргис», который успели посмотреть не многие. Также о Наргис была написана подробная биография.
До того, как ее пара с Раджем Капуром начала оказывать завораживающее влияние на публику, роли Наргис в фильмах «Роковой праздник» (1948) и «Джоган / Йогиня» (1950) были сосредоточены на ее красоте и таланте. В фильмах, в которых она снималась в паре с Раджем Капуром, подчеркивалась ее неземная красота, хотя у нее было достаточно отснятого материала. В «Испепеляющей страсти» Радж Капур даже рискнул придать себе уродливый вид с обгоревшей половиной лица, в то время как Наргис была представлена как красивая, утонченная, современная личность.
Если присмотреться, можно заметить, что в большинстве фильмов с участием этой пары характер героя был многослойным и развивался на протяжении всего фильма, в то время как главная героиня была, скорее, катализатором, служащим для того, чтобы вызвать положительные изменения в мужчине, которого она любит. Только когда она начала сниматься в фильмах с другими актерами, такими как Балрадж Сахини, Прадип Кумар и Сунил Датт, можно было увидеть, на что она способна. Без Раджа Капура Наргис смогла раскрыть свои таланты, скрытые за завесой красоты, гламура и славы.
После той случайной встречи в художественной галерее Джехангира я больше никогда не видела Наргис. Но воспоминания о ней до сих пор свежи в моей памяти настолько, как будто это было вчера.
Из воспоминаний журналистки Шомы Чаттерджи, перевод с английского Милы, специально для Bollywoodtime