«Великий могол» — самый дорогой фильм в истории индийского кино
Фильм волшебника-режиссера К. Асифа «Великий Могол» стал первым самым дорогим проектом в истории индийского кино. Его снимали долгих 15 лет и потратили ошеломляющую сумму в 15 миллионов рупий!
До «Великого Могола» самым дорогим фильмом считался амбициозный мюзикл режиссера Мехбуба Кхана «Гордость» (1952). На его создание ушло колоссальные 3.5 миллиона рупий. Но такие огромные затраты были обусловлены по большей части технической стороной, поскольку это был первый цветной фильм Индии и он снимался в Лондоне.
«Великий Могол» был черно-белым, но при этом его бюджет в пять раз превышал бюджет «Гордости». Хотите узнать, на что были потрачены миллионы рупий? Сейчас я вам расскажу.
Режиссер К. Асиф был таким «перфекционистом», что Амир Кхан просто отдыхает где-то в сторонке. Он никогда не шел на компромиссы и всегда выбирал «Лучшее» для своих проектов, даже если ему предстояло заплатить за это непомерные деньги. Например, когда он проектировал дворец для съемки песни «Чего же бояться, когда влюблен» (Pyar Kiya To Darna Kya), то тратил деньги направо и налево.
Во-первых, сама только песня переписывалась 105 раз, пока полностью не удовлетворила композитора Наушада. А во-вторых, одни только декорации Зеркального дворца стоили полтора миллиона рупий! Сообщается, что на оформление дворца, который был искусно украшен многоцветными зеркалами на стенах, столбах и потолке, потребовалось более двух лет. Над ним работал опытный мастер, специально привезенный из Ферозабада. Импортное стекло, ослепившее все вокруг, было специально привезено из Бельгии.
Поскольку фильм в основном снимался на съемочной площадке, то на каждую сцену Асиф тратил несколько месяцев и начинал снимать только после доведения обстановки до совершенства. Большинство декораций были экстравагантными и обставлены роскошной мебелью. Костюмы создавали специальные дизайнеры, умеющие вышивать зардози, а костюм моголов был привезен из Сурата.
Обувь шили в Агре, настоящие украшения изготавливали лучшие ювелиры Хайдарабада, ремесленников пригласили из Колхапура, и даже короны делали профессионалы с историческим образованием. Оружие (щиты, мечи, копья, кинжалы) делали кузнецы из Раджастана.
Статуя Господа Кришны, использованная в фильме, была сделана из чистого золота.
Битва между Акбаром и Салимом снималась более полугода в пустыне Раджастана. Асиф специально взял на службу 8000 солдат из кавалерии 56-го полка индийской армии в Джайпуре.
Асиф был настолько увлечен деталями, что не заботился о деньгах и щедро платил, чтобы добиться нужного эффекта. Например, за одну только песню он заплатил легендарному певцу Устаду Баде Гуламу Али 25.000 рупий, в то время как обычный певец брал от 150 до 200 рупий.
Асиф начал снимать «Великого Могола» в 40-х годах, но после того, как «Гордость» Мехбуба Кхана был снят в цвете, режиссер был очарован фильмом и захотел переделать весь фильм в цвете. Когда дистрибьюторы и продюсер узнали об этом, они потеряли терпение и готовы были убить режиссера! Они и так ждали долгие 15 лет и просто не могли смириться с тем, что Асиф хочет переделать фильм.
Здесь стоит добавить, что Асиф снимал фильм трижды: сначала проговаривались диалоги на хинди, затем на тамильском, а потом снимали на английском языке. Не в силах терпеть все прихоти режиссера, продюсер согласился сделать две песни и 30-минутную кульминацию фильма в цвете, а остальные 85% фильма остались в черно-белом варианте.
Однако в ноябре 2004 года Индийская академия искусств и анимации восстановила и раскрасила весь фильм. Его переиздали полностью цветным.
Когда в Индии объявили премьеру фильма, у знаменитого кинотеатра «Маратха Мандир» в Мумбаи воцарился хаос. Фанаты неделями стояли в очереди за билетами, а члены их семей привозили им еду из дома. Когда численность толпы превысила 100.000 человек, пришлось вмешаться полиции. Люди стали неуправляемы и за билет готовы были перегрызть друг другу горло. Кстати, на билетах были напечатаны фотографии и интересные мелочи о фильме и теперь эти билетики стоят целое состояние.
Выпуск «Великого Могола» в кинотеатрах до сих пор считается событием всей жизни. Граждане разделенного Пакистана (Восток и Запад, современный Пакистан и Бангладеш) ездили в Индию исключительно для того, чтобы посмотреть фильм в индийских кинотеатрах.
Как я уже сказала, разработка фильма началась в 1944 году, но вышел он только в 1960. За это время он претерпел ряд изменений. Во-первых, сменился продюсер. Во-вторых, менялся актерский состав. Роль Анаркали, например, изначально должна была сыграть Сурайя, затем была выбрана Наргис. И только потом контракт подписала Мадхубала. Стоимость производства одной песни была больше, чем весь бюджет других фильмов, снятых в то время.
Но такие затраты окупились. «Великий могол» побил все рекорды по кассовым сборам и имел самый широкий прокат в Индии. Согласно отчетам, он стал самым кассовым фильмом Болливуда того времени и удерживал эту позицию в течение 15 лет подряд. Позже он приобрел культовый статус и считается одним из самых знаковых фильмов в истории индийского кино.
Мила — Bollywoodtime
Роки Хинандани написал(а):
они же по актуальному курсу пересчитывают. если перевести цены 1960 года в текущие, «Великий могол» стоил в производстве около 1000 крор (от 900 до 1300, разные аналитики считают по-разному). но даже до 900 крорового бюджета в современности пока никто еще не добрался Бахубали обе части меньше 500 немного
А разве не «Бахубали» самый дорогой?