Шуджит Сиркар – творец, исследователь и поэт от кинематографа
В фильмах Сиркара всегда присутствует элемент настоящей жизни, который затрагивает наши чувства помимо воли и в то же время намеренно. (Амитабх Баччан)
Этот уже очень известный представитель нестандартного индийского кинематографа родился в Западной Бенгалии в Калькутте в смешанной хинду-бенгальской семье. Высшее образование получил в университете Дели. Женат на Джумхи Сиркар. У него две дочери. Нигде нет точных сведений о дате его рождения и возрасте. Свою карьеру начал с участия в театральных постановках и со съёмок рекламных роликов.
С 1999 года работал в компании Red Ice Films, создавшей больше тысячи рекламных роликов, музыкальных клипов, цифровых короткометражек и нескольких (на настоящий момент 5) художественных полнометражных фильмов. Шуджит до сих пор владеет небольшой долей в этом производственном доме. Однако в 2007 году он основал свою собственную кинокомпанию Rising Sun Films вместе с Арджитом Лахири и Аникетом Ширке.
Шуджит Сиркар неоднократно подчёркивал, что снимает свои фильмы не для получения прибыли, но из желания создавать хорошее, по-настоящему новое и неоднозначное кино. Секрет того, что его фильмы на выходе оказываются безубыточными и даже приносят доход в том, что он очень экономный режиссёр, старающийся всеми способами минимизировать расходы на кинопроизводство. Это достигается, например, за счёт бронирования более дешёвых номеров, вместо дорогих и комфортных, перемещения на более простых автомобилях и оптимизации всего съёмочного процесса. Сиркар предпочитает увеличивать время планирования при жёстком и коротком графике самих съёмок.
Его дебютный фильм – Yahaan / Здесь 2005 года с Джимми Шергилом и Манишей Ламба (её первая роль) рассказывал трогательную и очень красивую историю любви простой кашмирской девушки и капитана национальной индийской армии на фоне борьбы с группировками боевиков. Сейчас фильм совершенно незаслуженно почти забыт из-за того, что в своё время по многим причинам (в том числе из-за ужасных проливных дождей во время премьеры) не имел кассового успеха. Хотя критики его очень хвалили и даже выдвигали в нескольких номинациях на Star Screen Award, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Следующим фильмом Шуджита Сиркара должен был стать Shoebite, основанный на рассказе Найта Шьямалана «Труд Любви» с Амитабхом Баччаном в главной роли. Но он так и не вышел на экраны из-за затянувшихся юридических разногласий между двумя кинокомпаниями: UTV Motion и Percept по вопросам производства и названия фильма. В марте 2018 года Амитабх Баччан опубликовал обращение к кинокомпаниям с просьбой позволить завершить Shoebite и выпустить его на экраны. Но до сих пор никакого окончательного решения по данному спору не последовало.
Поэтому вторым фильмом режиссёра стал Vicky Donor / Вики Донор, дебютный для двух актёров, исполнивших главные роли: Аюшмана Кхураны и Ями Гаутам. Он вышел только в 2012 году, спустя долгих 7 лет после первого фильма. Зато режиссёра и его творение ждал просто ошеломляющий успех как у критиков, так и у простых зрителей. «Вики Донор» полюбили все благодаря оригинальному и невероятно остроумному подходу к очень щекотливой и больной для Индии теме донорства спермы, обилию забавных диалогов и заводных музыкально-танцевальных композиций. У этого фильма впечатляющий список наград и номинаций.
Третье кино – Madras Café / Кафе «Мадрас» 2013 года с Джоном Абрахамом в главной роли офицера индийских спецслужб оказалось шпионским триллером и боевиком одновременно. Оно было посвящено теме гражданской войны на Шри-Ланке и международному политическому заговору против Раджива Ганди. Здесь Сиркар впервые полностью отказался от общепринятых в коммерческом индийском кинематографе танцевальных вставных клипов. Музыка в «Кафе Мадрас» была исключительно закадровой. Зато темп повествования характеризовался исключительной динамикой и максимальной насыщенностью единицы времени и кадра действием и информацией, достигаемой благодаря отличному монтажу. И снова был неожиданный успех: хорошие кассовые сборы и впечатлённые, буквально аплодирующие критики. Жаль наград этой работе дали маловато. Правда Джона Абрахама за роль крутого офицера спецслужб Индийский антитеррористический фронт почтил званием «Гордость Нации».
Четвёртый фильм – Piku / Пику 2015 года с Дипикой Падукон, Амитабхом Баччаном и Ирфаном Кханом в главных ролях стал трагикомедией, исследовавшей взаимоотношения между взрослой самостоятельной дочерью и зависящим от неё пожилым больным и капризным отцом. И опять после премьеры последовал восторженный отклик аудитории. Для составления полного списка наград и номинаций, которых удостоилось это кино в Википедии пришлось создавать отдельную страницу, так много их было.
Кроме того, Шуджит Сиркар принимал участие в качестве креативного продюсера в создании двух фильмов известного бенгальского режиссёра Анрудха Рой Чоудхури. Первый из них на языке бенгали под названием Aparajita Tumi / Ты непобедим 2012 года, удостоился многих кинематографических наград штата Западная Бенгалия.
Второй – Pink / Розовый 2016 года был снят на хинди и стал весьма известен и популярен, несмотря на мрачность и тяжесть тематики за свою направленность в защиту прав женщин, правильно расставленные акценты и качество кинематографии.
October / Октябрь 2018 года с Варуном Дхаваном в главной роли стал пятым и пока последним фильмом режиссёра. Его выход на экраны, как это, к сожалению, часто бывает в Болливуде у ставших известными кинодеятелей, сопровождался скандалами. Сарика Мене – режиссёр фильмов на маратхи, заявила, что «Октябрь» повторяет идею её вышедшего в 2017 году фильма Aarti: The Unknown Love Story/ Аарти: неизвестная любовная история. Это была биография Санни Павара, который преданно заботился о своей девушке, после того, как она попала в тяжёлую автомобильную аварию. Притом, что нет сюжетного повтора, но есть сходство идейное, Сарика Мене обвинила Сиркара в плагиате и потребовала финансовой компенсации. Всё в конечном итоге упирается в вопрос денег, а высокие принципы и возгласы — лишь прикрытие. Причём маратхский фильм был в своё время раскритикован за некачественную режиссуру и плохое техническое исполнение.
Шуджит Сиркар сумел доказать впоследствии, что его «Октябрь» был основан на событиях из его личной жизни, в частности трагедии, случившейся с его матерью в 2004 году, а также на подобном сложном эмоциональном опыте, пережитом и сценаристом фильма – Джухи Чатурведи в больнице в течении нескольких лет подряд. В итоге 9 июня 2018 года с Сиркара официально были сняты обвинения в плагиате. В прочем, это не гарантирует того, что Сарика Мене на том успокоится и не подаст новый иск.
Сиркар также известен в Болливуде тем, что предпочитает работать со своей постоянной командой, в которую входит неоднократно удостоенный наград сценарист и автор диалогов – Джухи Чатурведи и продюсер Рони Лахири. Создаваемые ими фильмы невероятно разноплановы как по своему жанру, так и по затрагиваемым им проблемам. Они необычайны по глубине раскрываемых тем и по силе своего эмоционального воздействия на зрителя и при этом напрочь лишены каких бы то ни было спекуляций и психологических манипуляций, так часто используемых даже маститыми режиссёрами Болливуда. Не случайно любимый режиссёр самого Шуджита Сиркара – Сатьяджит Рей, плакатами из фильмов которого украшены стены в его офисе. Как и у Рея его фильмы внешне просты для восприятия и очень сложны в своей многослойности одновременно. Причём «Октябрь» стал чуть ли не самым рискованным из всех кино-экспериментов Сиркара и его команды из-за своей темы и умышленно плавного, даже замедленного темпа повествования. Некоторые считают, что эта работа является завершающей частью большой кинотрилогии режиссёра (первая часть – «Вики донор», вторая – «Пику»), посвящённой исследованию взаимосвязи между жизнедеятельностью организма и смыслом жизни человека. В конце концов Шуджит Сиркар – это тот кинодеятель, который уверен, что стоит снимать только те фильмы, которые не стыдно будет показать своим детям спустя десятилетие после их премьеры.
© Падмини
У Шуджита Сиркара все фильмы необычные и все очень разноплановые.
И мне бы хотелось, чтобы наступили такие времена, когда люди начали бы интересоваться режиссёрами, которые собственно кино и снимают, организовывая и контролируя весь процесс его создания, а не только актёрами.
Но наступят ли эти времена?!
могу
Anita , Ок, можете просто комментарий написать с новой почтой и старым именем. Я пойму.
С ув.тех.админ.
Admin написал(а):
почта настоящая, но сейчас там технический сбой какой-то, второй день не могу войти аватарку было бы мило, спасибо, напишу вам с другой почты, которая работает точно
Падмини написал(а):
Интересная мысль!
Pol , А я прониклась в «Пику» всеми, в том числе и персонажем Амитабха. Но тут в двух словах в комменте нормально не объяснить, чем хорошо данное кино в моих глазах.
«Октябрь» тоже очень хорош. Превосходное кино. Просто «Пику» для меня уникальный в своём роде. Но чтобы объяснить это с достаточным количеством доводов мне потребуется целая рецензия.
Anita , спасибо за интересное дополнение
Anita , вижу Вы часто комментируете.
Может поставим аватарку? Какие есть предпочтения? Почта настоящая, могу я на нее отправить письмо для регистрации?
С ув.тех.админ.
Падмини написал(а):
еще как лидер очень милой группы Chandrabindoo, которая в Praktan была представлена почти полным составом Аниндья кстати в прошлом году поставил фильм Projapoti Biskut — тоже очень славный, хотя погрустнее Open Tee Bioscope.
Падмини , а вот у меня в лучших однозначно Октябрь. А вот с Пику не сложилось. Я не въехал в персонаж Амитабха. Мне он (персонаж) показался не интересным. И это смазало впечатление.
Pol , На КП тут какая-то ошибка. Open Tee Bioscope — это бенгальский фильм. Его режиссёр бенгалец Аниндья Чаттерджи (который больше известен как актёр бенгальского же кинематографа). Шуджит Сиркар был продюсером данного фильма. В англоязычной википедии есть немного информации об этом фильме.
Кстати, на imdb в качестве режиссёра также указан Аниндья Чаттерджи. Фильм на русский никто не переводил. За бенгальское кино переводчики вообще редко берутся. Оно обычно очень малобюджетное.
Прочитала ещё в комментариях к статье про интервью Шуджита Сиркара тут на сайте, что «Пику» не жалуют. А я вот обожаю этот фильм. И даже считаю лучшим у режиссёра.
Спасибо, Падмини!
Вопрос такой: в КП указан фильм «Open Tee Bioscope», в котором он был режиссером.Название интригующее, в IMDB оценка 7,6, что довольно много. У Вас есть какая-то информация по этому фильму?