Шалом, Болливуд: Еврейское влияние на индийское кино
Еврейская община в Индии существует уже 2000 лет, и в первые годы становления индийской киноиндустрии значительная часть ее талантов происходила из этой общины. Такие звезды, как Сулочана, Рамола Деви и Дэвид играли перед камерой, другие находились за кулисами. Джозеф Дэвид Пенкар написал сценарий для первого индийского звукового фильма «Свет мира / Alam Ara» (1931), а Банни Рубен был публицистом Раджа Капура.
В эпоху немого кино актеры играли сразу и мужские и женские роли, поскольку женщинам было трудно присоединиться к индустрии. Позже в кино стали приходить женщины из еврейской общины (Фироза Бегум, Рамола Деви и Сулочана), имевшие более либеральное воспитание. Сулочана, урожденная Руби Майерс стала одной из самых высокооплачиваемых актрис своего времени, зарабатывая даже больше, чем губернатор Бомбея.
Ее самыми большими хитами были «Машинистка / Typist Girl» (1926), «Жертва / Balidaan» (1927) и «Дикая кошка из Бомбея / Wildcat of Bombay» (1927). В 1928 году она даже сыграла роль Анаркали в фильме режиссера Р.С. Чаудхари о великой танцовщице.
Когда индустрия перешла на звуковые фильмы, Сулочана взяла перерыв, чтобы выучить хинди, и снова сыграла в ремейке фильма «Мадхури / Madhuri» (1932), где повторила свою роль из немой оригинальной версии. В 1930-х годах она снялась в фильме «Сулочана / Sulochana» (1933) и даже создала собственную продюсерскую компанию Rubi Pics. Но с течением времени ее начали брать на роли второго плана. В «Анаркали» 1953 года она была матерью Салима.
Другие актрисы еврейского происхождения, Фироза Бегум (урожденная Сьюзан Соломон) и Рамола Деви (урожденная Рэйчел Коэн), так и не достигли звездного статуса Сулочаны, но все же оставили свой след в индийском кино.
Фироза Бегум появлялась в фильмах на хинди и маратхи 1920-х и 1930-х годов, таких как «Bewafa Qatil» и «Девушка из цирка / Circus Girl».
Рамола Деви впервые появилась на киноэкране в фильме «Калькутта после полуночи / Calcutta After Midnight» (1937), но наиболее известна по роли Мадхури в музыкальном детективе убийства «Khazanchi» (1941). Она ушла из кино после 1950-х.
Актриса и танцовщица Азури (урожденная Анна Мария Гизелор) также прославилась в 1930-х и 1940-х годах своими выступлениями в фильмах «Gentleman Daku» (1937) и «Watan» (1938).
Читайте также: Блестящая и ослепительная Азури — первая танцующая звезда индийского кино
Первой победительницей конкурса «Мисс Индия» в 1947 году стала Прамила (урожденная Эстер Виктория Абрахам). Прамила действительно опередила время, начав свою карьеру в кино в качестве каскадёрши в проекте «Ulti Ganga» (1942) и «Весна / Basant» (1942). Она открыла собственную кинокомпанию Silver Productions, которая выпустила 16 фильмов и стала первой женщиной-продюсером в отрасли.
Еще один актер из еврейской общины в Индии, Дэвид Абрахам Чеулкар, более известный как Дэвид, начал свою карьеру в качестве сценариста фильма «Новый мир / Naya Sansar» (1941), первого проекта Ходжи Ахмада Аббаса. Он выиграл премию Filmfare за лучшую мужскую роль второго плана в известном на весь мир фильме «Чистильщики обуви / Boot Polish» (1954).
Более поздние поколения может знать его по ролям в фильмах «Всё дело в усах / Gol Maal» (1979) и «Между прочим / Baton Baton Mein» (1979). В 1969 году Дэвид был награжден правительственной премией Падма Шри.
В 1950-х годах также дебютировала Надира (урожденная Флоренс Изекиель). Ее первым фильмом стал в «Aan» (1952) Мехбуба Кхана в паре с Дилипом Кумаром. Позже Надира перешла на роли второго плана, в основном, как соблазнительница в таких фильмах, как «Господин 420» (1955) и «Я отдала сердце тому, кто принадлежит другой» (1960). Как и Сулочана, она была самой высокооплачиваемой актрисой и одной из немногих звезд, владеющих в Индии автомобилем Роллс-Ройс.
Между тем, за кулисами Джозеф Дэвид Пенкар был очень успешным драматургом и режиссером Императорской драматической труппы парси. Он раскрыл свой талант на экране с фильмом «Свет мира / Alam Ara» (1931) — первым звуковым кинофильмом в Индии.
Хореограф Дэвид Херман работал с RK Studios в 1950-х и 1960-х годах. Первый руководитель индийского кинематографического отдела Эзра Мир попал в Книгу рекордов Гиннеса как автор самого большого количества короткометражных и документальных фильмов. Банни Рубен, вышеупомянутый звездный публицист, позже стал историком кино и биографом, написав книги о Радже Капуре и Пране.
Вклад евреев в индийское кино по большей части игнорируется. Многие поклонники даже не подозревали, что их любимые звезды на самом деле были евреями, поскольку их родословная долго скрывалась. И только спустя годы правда стала выходить наружу. Документальный фильм «Шалом Болливуд: нерассказанная история индийского кино» режиссера Дэнни Бен-Моше пытается раскрыть эти потерянные лица и важную роль, которую они играли в дни расцвета индийских фильмов.
Мила — Bollywoodtime
Спасибо за статью о которой давно просила) Оч интересно и некоторые новые моменты таки для себя открыла.Рамола Деви красавица.Многие еврейки Болливуда совершенно никак не отличались от индийских коллег по типажу,что меня как-то удивило когда открыла их вклад в индустрию
Неожиданно Спасибо, очень интересно
Я отдала сердце тому, кто принадлежит другой (1960)
Dil Apna Aur Preet Parai — в оригинале коротко, а у нас))