Романтика и философия железных дорог в индийском кино
«Для людей в вагоне нет настоящего, проклятого настоящего, что в тисках держит мысль и в движении руки — быть может, оттого люди в вагоне и становятся философами»
© Леонид Андреев
Часть первая
Поезд был одним из первых образов, запечатлённых на плёнке и показанных ещё в 1896 году братьями Люмьер в своём знаменитом фильме «Прибытие поезда», премьера которого произвела столь ошеломляющий эффект на публику, что чувствительные дамы в ужасе падали в обморок от вида, движущегося прямо них состава. Годы шли, кинематограф развивался, а вместе с ним и зритель. Люди быстро привыкли к подобным изображениям, но образ полюбился и стал часто использоваться, со временем обретая многообразие функций и значений. А поскольку в Индии поезд — одно из любимых общественных средств передвижения, то это сделало железные дороги нередкой частью как арт-хаусного, так и популярного кино этой страны.
Поезд в кино — идеальное место для интриг, драмы, тайн и даже для убийства. Его коридоры, купе и крыша предоставляют широкие возможности для интересных и эффектных ракурсов и для постановки сцен общения и активного взаимодействия персонажей. А песня в поезде в индийском кино почти что отдельный жанр.
Очень часто роль поезда в кино не ограничивается простой ролью средства передвижения, доставляющего персонажей из пункта А в пункт Б, но выполняет более сложную роль. Индийские популярные фильмы являются отражением того времени, в которое они сделаны. Конные повозки уступили место автомобилям, воздушные шары — аэропланам, а затем самолётам. Только железные дороги остаются неизменными. В путешествии на поезде есть особая прелесть и романтика, не свойственная иным средствам передвижения.
Поездка по железной дороге может быть неотъемлемой части истории. Она может служить фоном для происходящих событий, местом действия, особым художественным пространством образом или символом. Иногда поезд появляется в кадре всего на несколько минут или даже секунд. В другом случае большая часть событий фильма будет связана с движущимся составом или даже будет происходить непосредственно внутри него.
В отдельную группу можно выделить фильмы, в которых поезд используется как место активного действия. Причём такие сложные подвижные экшен-сцены выглядят на экране особенно эффектно. Это может быть всего лишь один эпизод, как в фильме Случайный доступ / Ra.One Анубхава Сингха 2011 г. , Робот/ Enthiran 2010 г. Шанкара или Фанат/ Fan Маниша Шармы. Здесь есть возможность и показать виртуозно поставленные драки и продемонстрировать сверхчеловеческие способности персонажа, если они предусмотрены сюжетом, и устроить погоню внутри и снаружи вагонов, продемонстрировать трюки, вставить спецэффекты. Как правило это фильмы потенциально претендующие на звание блокбастера.
Сцена с поездом из Ra.One:
А иногда поезд может стать ключевой темой, вокруг которой выстраивается весь сюжет истории. Как, например, в фильме-катастрофе Пылающий поезд / The Burning Train Рави Чопры 1980 г. или в фильме о террористах, закладывающих бомбу в поезд и спецслужбах, пытающихся обезвредить её, как в Неуправляемом Скорость / Tezz Приядаршана 2012 г. Часто подобные картины основываются на сюжетах других историй из западного или восточного кинематографа. Tezz является официальным ремейком японского The Bullet Train.
Но бывает и так, что фильм почти полностью снятый в подвижном составе и вокруг него сочетает несколько жанров, имеет сложный сюжет со множеством разнородных событий, происходящих с пассажирами и работниками внутри поезда. Однако, как и в масале, в нём могут быть сцены не всегда выглядящие реалистично на экране, но зато эффектно. Таким является, например, Поезд (В поезде) / Thodari / Прабху Соломон 2016 с Дханушем и Кирти Суреш в главных ролях.
Пучи (Дхануш) работает официантом в поезде на популярном маршруте «Дели — Ченнай». На протяжении полутора суток он разносит по вагонам чай, макароны и котлетки. Работа — скучная, начальник — дурак, пассажиры — люди замороченные и трудные. Особенно в первом классе, будь то министр энергетики и его конвой или свита популярной тамильской киноактрисы. В секретаршу последней Пучи на этот раз даже влюбился по уши. К сожалению, это было не самое последнее событие в этой поездке. Сначала один из охранников министра слетел с катушек, потом соседние вагоны ограбили налетчики в балаклавах, еще позднее — под поезд попала корова, после чего машинист с горя умер от инфаркта, оставив неуправляемый состав нестись навстречу смерти на скорости 120 километров в час.
Здесь есть очень кривая песня Adadaa Ithuyenna композитора Д. Иммана, под которую персонажи обнимаются на крыши несущегося вперёд поезда. Впрочем, происходит всё не на самом деле, а в воображении главного героя.
© Падмини
Продолжение следует
Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть вторая
Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть третья
nino , спасибо за добрые слова!
Продолжение пишется. Про Swades тоже будет обязательно.
Julie_Agra написал(а):
В поезде была журналистка, которая брала интервью у Шаха, дочь погибшего. Она подтвердила, что у него было проблемы с сердцем. Он приходил на вокзал её встречать, а там такое творилось, даже для здоровых силачей опасно. Я видела видео-кадры — жуть.
Julie_Agra , первый и последний проезд суперзвезды на поезде…глупая затея,нельзя так с толпой заигрывать…
AElena , да, помню, что его в полицию вызывали((( Что-то думаю, после такого он ещё точно не скоро на поезде захочет снова проехаться.
Julie_Agra , и ,кажется,иск подавали на Шаха,а он послал своих людей и деньги в помощь семье несчастного.
Julie_Agra написал(а):
Да, про дяденьку не смешно… Чтож они такие буйные-то?
nino , да, но я так поняла, что его не задавили-затоптали, а именно что в этой толпе просто с сердцем плохо стало.
Julie_Agra написал(а):
Это был промоушен Raees…и дяденька скончался из за давки на перроне.
Julie_Agra написал(а):
Жесть, конечно. Хотя читать смешно
nino написал(а):
Потрясающий момент, да…
Энди написал(а):
Да банально, самолёт-то быстрее))))
ШРК несколько лет назад проехался на поезде до Дели в качестве промо-акции (забыла к какому фильму, может к тому же Фанату, или Раису) — так там на станции такооооое творилось…. Один дяденька из фанатов в толпе даже сердечный приступ получил. Если звёзды начнут на поездах рассекать, наверное всё расписание нафиг собьётся, люди на рельсы падать будут и прочие непотребства… Горячие ж натуры-то. Аэропорт всё же проще в этом плане, совсем уж простой люд на самолётах не летает, поспокойнее себя ведут если увидят кумира)))
Падмини , Спасибо за такую занимательную статью, с интересом буду ждать продолжения.
Anita написал(а):
Когда прочла заголовку статьи, первое что стала искать на заставочном фото, кадр из Swades. Этот эпизод с стаканчиком… и Шах в нём… Моего образования не хватает, чтоб выразить мои чувства.
Julie_Agra написал(а):
Особенно смешно в контексте названия статьи — «Романтика и философия железных дорог»)))
А вот ещё скажи, пожалуйста, а звезды экрана на поездах вообще ездят или только летают? А то в какую группу не зайди, везде сплошняком фотографии актёров и актрис из аэропортов (в аэропортах наверное уже должность дежурного фотографа есть, если не целый отдел работников ). А вот с ж/д вокзалов фоток нет. Почему?
Энди написал(а):
Ехали как-то в Ченнайском экспрессе:)))) (начало уже звучит как анекдот). Одурели слегка от долгой поездки, всё же юг далековато от нас. Ну и на вторые сутки вдруг слышу русскую речь в соседнем отсеке. Причём, кажется, не совсем нормативную))) Я уж решила, что кукушечкой двинулась от долгого пути. Оказалось, что попутчики включили на ноуте фильм «До свидания!», где одна из героинь была русской. Ну и я такая радостная им говорю: «О!!! Круто!! Я тоже русская, я тоже из России!» Надо видеть, как странно они на меня смотрели….
И только потом, уже после поездки, я узнала, что героиня-то была проституткой))))))
Julie_Agra написал(а):
В моём рассказе будет больше двух частей. Так что это только самое начало: в общем и про экшен-сцены в поездах. Дальше будет об использовании поезда в других смыслах.
Но я с удовольствием готова почитать твои истории параллельно!! И уверена не только я.
Anita написал(а):
Будет про все фильмы из коллажа кроме одного — (нижняя полоска — левый кадр) — «Поезда на Дарджилинг» Уэса Андерсона, не потому, что фильм плохой. Просто это не часть индийского кинематографа.
а про фильмы с заставочного коллажа будет что-нибудь?
Julie_Agra написал(а):
Расскажи чего-нибудь!))) интересненького
О, спасибо за такую колоритную статью! Люблю поезда вообще, поезда в кино и поезда в индийском кино))) Ждём продолжения!
Аноним , да нет, ну опять же это общее утверждение) Если к примеру ходить в Индии только по трущобам, то нельзя сказать что вся Индия — это трущобы, равно как и если гулять по дорогим жилым комплексам для миллионеров.
В индийских поездах есть несколько классов. Есть общие вагоны по типу «сколько набилось столько и поедет». Есть дешёвые слипер-классы, где вместо кондиционеров — отсутствие стёкол в окнах, просто решётки на них для безопасности. Но зато каждый уже со своим билетом и местом. Есть класс 3 АС — он как наш плацкарт, только не по две полки, а по три, одна над другой. Зато с кондеем уже Есть 2 АС — тоже как плацкарт, тут уже две полки, всё привычно. И каждый отсек огорожен персональной «шторкой». Есть 1 АС — как наши купе (если на 4 полки) или СВ (если на две). Во всех туалетах есть возможность, пардон, подмыться. Есть отдельная раковина для умывания и чистки зубов — не прямо в толчке, простите, а отдельно. Горячее питание трижды в сутки. В общем, если не экономить на билетах — то вовсе всё не так страшно.
Что творится у них на ж/д в реальности — то там такой тихий ужас, что им бедным не до романтики.
Какая интересная тема))) Супер!
Я обожаю романтику индийских поездов — и в фильмах, и в жизни. Много что есть про них порассказать)))