Радж Капур — бродяга Болливуда


Радж Капур занимает особое место в индийском кино. Именно он в первую очередь открыл нам мир индийского экрана. Осенью 1954 года, когда в Советский Союз приехала представительная делегация индийских кинематографистов: Х. А. Аббас, Бимал Рой, Ришикеш Мукхерджи, Дев Ананд, Четан Ананд, Нирупа Рой, Радж Капур, Наргис и другие — весь цвет индийского кино. Они привезли пять фильмов, в том числе классические «Два бигха земли» и «Байджу Бавра». Все картины имели нерядовой успех, критика назвала «Два бигха земли» Б. Роя «великим фильмом». Однако воистину сенсационный успех выпал на долю «Бродяги» Капура с участием юной талантливой Наргис. Это можно понять, только вспомнив время, с которым связано появление у нас «Бродяги». Это было время, когда все зрители до тошноты были перекормлены стандартными биографическими лентами и лакировочными картинами типа «Кавалера Золотой Звезды» или «Кубанских казаков». Время робкого пробуждения интереса к простым человеческим чувствам, первых обращений нашего искусства к темам любви, быта, семьи и т. п. В то время немудреный «Бродяга» был, как глоток свежего воздуха. Это подтверждается тем, что через двадцать лет фильм Капура был вновь выпущен на экраны, и новое поколение зрителей приняло его спокойно, куда хуже, чем, скажем, «Танцора диско».

Тридцатилетний — в 1954 году — Радж имел более чем двадцатилетний стаж работы актером. Его отец — Притхвирадж Капур был крупным кинематографическим и театральным деятелем 30-х и 40-х годов (в «Бродяге» — в роли отца и в «Хождении за три моря» — в роли визиря), владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра, называвшегося «Притхви Тхиетар». Радж рассказывает, что впервые вышел вместе с отцом на сцену в шесть лет, а девяти лет дебютировал — конечно, в крохотном эпизоде — в кино. Юношей Радж работает помощником режиссера на одной из бомбейских студий, довольно часто снимается и одновременно работает в театре отца как актер и художник — оформитель (неплохая школа, согласимся). В 1946 году он создает как режиссер свой первый фильм — «Огонь», в котором играет главную роль, а его партнершей выступает восемнадцатилетняя Наргис. Успех фильма позволяет Раджу уже в следующем году открыть свою студию — «Радж Капур филмз», существующую и по сей день. В первых картинах новой студии они неразрывны — Радж и Наргис, и успехи, в общем-то, делят честно пополам. Неудивительно поэтому, что какое-то время эмблемой студии было изображение Раджа Капура с каким-то музыкальным инструментом в руках, и Наргис, которая ласково склонялась над ним, словно утешая его боль. Вместе они работают семь лет и создают пятнадцать фильмов, в том числе «Бродягу» (1951), «Господина 420» (1955), «Под покровом ночи» (1956) и другие.
На счету Капура десятки фильмов и без малого сотня ролей. Он охотно снимался и у других режиссеров. Много удач, но есть и просчеты. Но все, что он сделал в кино, точно сориентировано на массового зрителя, все проникнуто любовью к людям и демократизмом отношения к действительности. Не случайно сценаристом ряда его картин, в том числе и «Бродяги», был Ходжа Ахмед Аббас писатель и кинематографист передовых взглядов, с сочувствием относившийся к коммунистической партии. Если вообще можно говорить о народности искусства в приложении к бомбейскому кинематографу, ориентированному, прежде всего на получение прибыли, то первое место в таком разговоре займет Радж Капур. Почти в каждой его картине освещается какая-либо проблема, пусть не самая кардинальная, но, безусловно, жизненная. Так, в «Бродяге» говорится, что ломает судьбу человека, превращает его в преступника не фатальная предопределенность, не рок, а жизненные обстоятельства: бродяга Радж стал вором потому, что его в детстве бросил безжалостный и эгоистичный отец-судья. В ленте «Чистильщики» затронута болезненная проблема — детская беспризорность. В фильме «Под покровом ночи» показаны бездушие и беспринципность бюрократических властей и так далее. В сравнительно недавнем и достаточно сказочном фильме «Бобби», как уже было сказано, звучит протест против устаревших норм жизни. То же самое можно сказать и о многих его ролях в картинах других режиссеров. Например, в «Абдулле» режиссера Санджая Кхана Радж играет старого отшельника, выступающего против религиозной вражды — также крайне острая проблема в условиях Индии. Вникая в причины успеха молодого Раджа, критики указывали на близость его постоянного героя чаплиновскому Чарли. «Индийский Чарли» — это определение рефреном проходило через статьи о молодом Капуре. Радж не спорил с этим. Более того, в автобиографичной картине «Я — клоун» он, монтируя кадры из первых своих картин по принципам немых чаплиновских лент, как бы сам указывает на свою родословную. Но маска Раджа не была слепком с маски Чарли. В основе это были разные социальные типы: Чарли в общем-то трагический герой, изнемогающий в борьбе с сытым и равнодушным обществом, не дающим ни гроша надежды маленькому человеку; Радж, напротив, исполнен оптимизма и веры в будущее; даже страдая, он верит, что Индия, сбросившая путы колониализма, пойдет вперед и рано или поздно станет страной социальной справедливости. В Радже воплотились многие черты индийской действительности 50-х и 60-х годов и многие особенности национального характера. В нем зрители узнавали самих себя, в его приключениях и злоключениях видели собственные невзгоды, стремления, надежды. За все это они платили Раджу беспрецедентной любовью. Любовь простых людей к Раджу превосходит все, что можно вообразить. Однажды, в начале 70-х годов, небольшая группа кинематографистов, в которую входил и один из авторов данных строк, убедилась в этом воочию. В Бомбей должен был приехать советский космонавт. А было это время резкого обострения политической борьбы, нападок на Индиру Ганди, и реакционные силы решили сорвать встречу народа с космонавтом. Радж, узнав об этом и возмутившись, разослал по городу радиофицированные легковые машины. Из них сообщалось, что в такой-то день и час, на такой-то площади он, Радж Капур, будет приветствовать советского космонавта и приглашает всех людей присоединиться к нему… На площади собрались тысячи и тысячи людей!
Радж казался в молодости обычной «звездой» — с постоянным имиджем, своего рода маской. Однако, в отличие от обычных «звезд», он с возрастом уверенно и спокойно перешел на разнообразные роли, даже на роли стариков, не утратив при этом симпатий зрителя. Объясняется это, очевидно, тем, что Радж Капур был не только «звездой», но и прекрасным, тонким, высокопрофессиональным актером.
Радж Капур дожил до времен, когда три его сына стали на ноги профессионально — Рандхир Капур как режиссер, Риши Капур как актер, и Раджив Капур как режиссер и актер. Он умер вскоре после получения величайшей награды — Приз Дадасааб Фалке, что было наименьшее, что страна могла вернуть человеку, который сделал столько для нее, редкому кинематографисту с душой.
Его смерть 3 июня 1988 года — большая утрата для индийского кино.

Немного информации о съемках «Бродяги»:
В картине «Бродяга» Радж Капур одновременно выступил и как актер, и как режиссер. Радж приступил к съемкам, не имея достаточно средств. Его партнерша по фильму Наргиз вспоминала, что он как одержимый носился по друзьям и знакомым, занимал деньги, чтобы платить операторам, монтажникам и актерам, которые еще не стали его друзьями.
Друзьям Радж не платил, просил подождать, пока лента не принесет грандиозные, по его словам, доходы. Радж радовался, что большинство сцен в картине снималось не в павильонах, а на природе.
Однако кредиторы не всегда были готовы ждать. Настало время, когда уже и друзья истощились и не могли помогать деньгами, и родители Наргиз отказали в очередном кредите ее кинопартнеру. Тогда, чтобы спасти мужа от долговой тюрьмы, Кришна, жена Раджа, заложила свои драгоценности. Когда картина вышла на экран и собрала очень хорошую кассу, Радж выплатил все долги с процентами. Рашид Бейбутов, азербайджанский певец, друг Капура, рассказывал, что и
впоследствии Радж нередко вкладывал в производство фильмов капитал жены.
В «Бродяге» отца главного героя играл знаменитый театральный актер Притхвирадж Капур, отец Раджа Капура. Радж вспоминал, увидев, что зрители после показа «Бродяги» готовы нести его сына на руках до машины, сказал: «Вот настают времена, когда не о тебе будут говорить: Радж, сын Притхвираджа, а обо мне — отец того самого Капура». Вскоре так и случилось.
Бдительно следила за тем, что происходило на съемочной площадке, пожилая родственница актрисы Наргиз. По строгим канонам Наргиз, будучи незамужней мусульманкой, не могла одна без сопровождения выйти даже на улицу, а уж тем более находиться в обществе стольких мужчин. Но, по слухам, несмотря на постоянный надзор, Капура и Наргиз связывало нечто большее, чем просто партнерские отношения. Именно поэтому актриса почти семь лет снималась только в фильмах Капура, они сыграли более 50 влюбленных пар.
В «Бродяге» Раджа Капура индийцы впервые увидели на экране полуобнаженную купающуюся женщину в европейском костюме.
Позже Наргиз в шутку заявляла: она жалеет о том, что не выставила счет Раджу за моральные издержки, но не по поводу сцен купания, а по поводу жакета. «Если европейские женщины находят эту одежду удобной, то йоги могут позавидовать их выдержке»,- говорила актриса.
Радж ввел еще одно новшество — пригласил исполнять песни за своего героя известного в то время индийского певца Мукеша. Говорят, что и до Капура режиссеры часто просили профессиональных исполнителей петь вместо актеров.
Но Радж первым не стал это скрывать. Кстати, в советском прокате герой Капура говорил и пел голосом Рашида Бейбутова.
Этот исполнитель, заметим, пел на 70 языках мира. Радж Капур после просмотра в Союзе озвученной копии признавал, что Рашид поет лучше Мукеша.

Подбор информации — Савитри, Annet

Share Button
Просмотрено 1 232 раз(а)

Радж Капур — бродяга Болливуда: 5 комментариев

  • Январь 24, 2012 в 9:54 дп
    Permalink

    Легенда)

    0

  • Январь 1, 2012 в 8:02 дп
    Permalink

    В фильме «Бродяга » Капур гоаорил не голосом Бейбутова, его дублировал Н. Александрович,А пел Мукеш. Бейбутов был только на пластинках.

    0

  • Октябрь 12, 2010 в 5:53 дп
    Permalink

    я из Узбекистана. у нас, все любит индийское кино. особенна когда в главних ролях Раж Капур, Шахрух Хан играет. мне очен понравился статья «Радж Капур — бродяга Болливуда». желаю успех то кто написал это статья.

    0

  • Июль 19, 2009 в 6:43 дп
    Permalink

    Несомненно, Радж Капур, для нас многих, символ Индии, лицо этой сказосной страны. Восмпоминания из дества, покрытые пленкой времени- компания друзей рдителей, молодые,красивые, пели песни из «Бродяги» и «Господина 420», заметьте на хинди, мама моя, необыкновенной красоты женщина, белолицая, с вьщимися волосами цвета тициановского золота,огромными карими глазами, тонкими бровями и длинными загибающимися ресницами, ярок очерченными губами, белоснежными как сахар зубами, танцует под мелодию, и папа смотрит на нее такими влюбленными глазами!
    Вот такие у меня ассоциации с Раджем Капуром. А потом был «Сангам», который мы смотрели с моей полюбившей впервые в жизни подружкой. И много других фильмов. Актер, романтик, комик с такими грустными глазами, знавший, наверное, такое, что нам всем было неподвластно.
    Пара Наргис-Радж до сих для меня остается одной из самых лучших, пара, которая говорила только глазами, в которых было столько недоговоренности и «химии».
    Спасибо, девочки, за эту статью и за весь тот материал, подготовленный в теме Капуров.

    1+

  • Июль 19, 2009 в 5:01 дп
    Permalink

    я видела фильм Бродяги и очень люблю старые фильмы….. Раджа Капура это самый лучший актёр!!!

    1+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *