Радж Капур — бродяга Болливуда

Радж Капур занимает особое место в индийском кино. Именно он в первую очередь открыл нам мир индийского экрана. Осенью 1954 года в Советский Союз приехала представительная делегация индийских кинематографистов: Х.А. Аббас, Бимал Рой, Ришикеш Мукхерджи, Дев Ананд, Четан Ананд, Нирупа Рой, Радж Капур, Наргис и другие — весь цвет индийского кино. Они привезли пять фильмов, в том числе классические «Два бигха земли» и «Байджу Бавра».

Все картины имели нерядовой успех, а критики назвали «Два бигха земли» Б. Роя «великим фильмом». Однако воистину сенсационный успех выпал на долю «Бродяги» Капура с участием юной талантливой Наргис. Это можно понять только вспомнив время, с которым связано появление у нас «Бродяги». Это было время, когда все зрители до тошноты были перекормлены стандартными биографическими лентами и лакировочными картинами типа «Кавалера Золотой Звезды» или «Кубанских казаков». Время робкого пробуждения интереса к простым человеческим чувствам, первых обращений нашего искусства к темам любви, быта, семьи и т.п.

В то время немудреный «Бродяга» был как глоток свежего воздуха. Это подтверждается тем, что через двадцать лет фильм Капура был вновь выпущен на экраны, и новое поколение зрителей приняло его спокойно, куда хуже, чем, скажем, «Танцора диско».

Тридцатилетний — в 1954 году — Радж имел более, чем двадцатилетний стаж работы актером. Его отец — Притхвирадж Капур был крупным кинематографическим и театральным деятелем 30-х и 40-х годов (в «Бродяге» — в роли отца и в «Хождении за три моря» — в роли визиря), владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра «Притхви».

Радж рассказывает, что впервые вышел вместе с отцом на сцену в шесть лет, а с девяти дебютировал — конечно, в крохотном эпизоде — в кино. Юношей Радж работал помощником режиссера на одной из бомбейских студий, довольно часто снимался и одновременно работал в театре отца как актер и художник-оформитель (неплохая школа, согласимся).

В 1946 году он создал как режиссер свой первый фильм — «Испепеляющая страсть», в котором сыграл главную роль, а его партнершей выступила восемнадцатилетняя Наргис. Успех фильма позволил Раджу уже в следующем году открыть свою студию «Радж Капур филмз», существующую и по сей день. В первых картинах новой студии они неразрывны — Радж и Наргис, и успехи, в общем-то, делят честно пополам.

Неудивительно, что логотипом студии было изображение Раджа Капура со скрипкой в руках, и Наргис, которая ласково склонялась над ним, словно утешая его боль. Вместе они работали семь лет и создали пятнадцать фильмов, в том числе «Бродягу» (1951), «Господина 420» (1955), «Под покровом ночи» (1956) и другие.

На счету Капура десятки фильмов и без малого сотня ролей. Он охотно снимался и у других режиссеров. Много удач, но есть и просчеты. Но все, что он сделал в кино, точно сориентировано на массового зрителя, все проникнуто любовью к людям и демократизмом отношения к действительности. Не случайно сценаристом ряда его картин, в том числе и «Бродяги», был Ходжа Ахмед Аббас — писатель и кинематографист передовых взглядов, с сочувствием относившийся к коммунистической партии.

Если вообще можно говорить о народности искусства в приложении к бомбейскому кинематографу, ориентированному, прежде всего на получение прибыли, то первое место в таком разговоре займет Радж Капур. Почти в каждой его картине освещается какая-либо проблема, пусть не самая кардинальная, но, безусловно, жизненная. Так, в «Бродяге» говорится, что ломает судьбу человека, превращает его в преступника не фатальная предопределенность, не рок, а жизненные обстоятельства: бродяга Радж стал вором потому, что в детстве его бросил безжалостный и эгоистичный отец-судья.

В ленте «Чистильщики обуви» затронута болезненная проблема — детская беспризорность. В фильме «Под покровом ночи» показаны бездушие и беспринципность бюрократических властей и так далее. В сравнительно недавнем и достаточно сказочном фильме «Бобби», как уже было сказано, звучит протест против устаревших норм жизни.

То же самое можно сказать и о многих его ролях в картинах других режиссеров. Например, в «Абдулле» режиссера Санджая Кхана Радж играет старого отшельника, выступающего против религиозной вражды — также крайне острая проблема в условиях Индии. Вникая в причины успеха молодого Раджа, критики указывали на близость его постоянного героя чаплиновскому Чарли.

«Индийский Чарли» — это определение рефреном проходило через статьи о молодом Капуре. Радж не спорил с этим. Более того, в автобиографичной картине «Мое имя клоун» он, монтируя кадры из первых своих картин по принципам немых чаплиновских лент, как бы сам указывает на свою родословную. Но маска Раджа не была слепком с маски Чарли. В основе это были разные социальные типы: Чарли в общем-то трагический герой, изнемогающий в борьбе с сытым и равнодушным обществом, не дающим ни гроша надежды маленькому человеку; Радж, напротив, исполнен оптимизма и веры в будущее; даже страдая, он верит, что Индия, сбросившая путы колониализма, пойдет вперед и рано или поздно станет страной социальной справедливости.

В Радже воплотились многие черты индийской действительности 50-х и 60-х годов и многие особенности национального характера. В нем зрители узнавали самих себя, в его приключениях и злоключениях видели собственные невзгоды, стремления, надежды. За все это они платили Раджу беспрецедентной любовью. Любовь простых людей к Раджу превосходит все, что можно вообразить.

Однажды, в начале 70-х годов, небольшая группа кинематографистов, в которую входил и один из авторов данных строк, убедилась в этом воочию. В Бомбей должен был приехать советский космонавт. А было это время резкого обострения политической борьбы, нападок на Индиру Ганди, и реакционные силы решили сорвать встречу народа с космонавтом. Радж, узнав об этом и возмутившись, разослал по городу радиофицированные легковые машины. Из них сообщалось, что в такой-то день и час, на такой-то площади он, Радж Капур, будет приветствовать советского космонавта и приглашает всех людей присоединиться к нему… На площади собрались тысячи и тысячи людей!

Радж казался в молодости обычной «звездой» — с постоянным имиджем, своего рода маской. Однако, в отличие от обычных «звезд», он с возрастом уверенно и спокойно перешел на разнообразные роли, даже на роли стариков, не утратив при этом симпатий зрителя. Объясняется это, очевидно, тем, что Радж Капур был не только «звездой», но и прекрасным, тонким, высокопрофессиональным актером.

Радж Капур дожил до времен, когда три его сына стали на ноги профессионально — Рандхир Капур как режиссер, Риши Капур как актер, и Раджив Капур как режиссер и актер. Он умер вскоре после получения величайшей награды — Приза Дадасахеба Фалке, что было наименьшее, что страна могла вернуть человеку, который сделал столько для нее, редкому кинематографисту с душой.

Его смерть 3 июня 1988 года — большая утрата для индийского кино.

Немного информации о съемках «Бродяги»:

В картине «Бродяга» Радж Капур одновременно выступил и как актер, и как режиссер. Радж приступил к съемкам, не имея достаточно средств. Его партнерша по фильму Наргис вспоминала, что он как одержимый носился по друзьям и знакомым, занимал деньги, чтобы платить операторам, монтажникам и актерам, которые еще не стали его друзьями.

Друзьям Радж не платил, просил подождать, пока лента не принесет грандиозные, по его словам, доходы. Радж радовался, что большинство сцен в картине снималось не в павильонах, а на природе. Однако кредиторы не всегда были готовы ждать. Настало время, когда уже и друзья истощились и не могли помогать деньгами, и родители Наргис отказали в очередном кредите ее кинопартнеру.

Тогда, чтобы спасти мужа от долговой тюрьмы, Кришна, жена Раджа, заложила свои драгоценности. Когда картина вышла на экран и собрала очень хорошую кассу, Радж выплатил все долги с процентами. Рашид Бейбутов, азербайджанский певец, друг Капура, рассказывал, что и впоследствии Радж нередко вкладывал в производство фильмов капитал жены.

В «Бродяге» отца главного героя играл знаменитый театральный актер Притхвирадж Капур, отец Раджа Капура. Радж вспоминал, увидев, что зрители после показа «Бродяги» готовы нести его сына на руках до машины, сказал: «Вот настают времена, когда не о тебе будут говорить: Радж, сын Притхвираджа, а обо мне — отец того самого Капура». Вскоре так и случилось.

Бдительно следила за тем, что происходило на съемочной площадке, пожилая родственница актрисы Наргис. По строгим канонам Наргис, будучи незамужней мусульманкой, не могла одна без сопровождения выйти даже на улицу, а уж тем более находиться в обществе стольких мужчин. Но, по слухам, несмотря на постоянный надзор, Капура и Наргис связывало нечто большее, чем просто партнерские отношения. Именно поэтому актриса почти семь лет снималась только в фильмах Капура.

В «Бродяге» Раджа Капура индийцы впервые увидели на экране полуобнаженную купающуюся женщину в европейском костюме. Позже Наргис в шутку заявляла: она жалеет о том, что не выставила счет Раджу за моральные издержки, но не по поводу сцен купания, а по поводу жакета. «Если европейские женщины находят эту одежду удобной, то йоги могут позавидовать их выдержке»,- говорила актриса.

Радж ввел еще одно новшество — пригласил исполнять песни за своего героя известного в то время индийского певца Мукеша. Говорят, что и до Капура режиссеры часто просили профессиональных исполнителей петь вместо актеров. Но Радж первым не стал это скрывать. Кстати, в советском прокате герой Капура говорил и пел голосом Рашида Бейбутова. Этот исполнитель, заметим, пел на 70 языках мира. Радж Капур после просмотра в Союзе озвученной копии признавал, что Рашид поет лучше Мукеша.

Подбор информации — Савитри, Annet

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Радж Капур — бродяга Болливуда: 5 комментариев

  • Avatar
    24 января, 2012 в 09:54
    Permalink

    Легенда)

    0
  • Avatar
    1 января, 2012 в 08:02
    Permalink

    В фильме «Бродяга » Капур гоаорил не голосом Бейбутова, его дублировал Н. Александрович,А пел Мукеш. Бейбутов был только на пластинках.

    0
  • Avatar
    12 октября, 2010 в 05:53
    Permalink

    я из Узбекистана. у нас, все любит индийское кино. особенна когда в главних ролях Раж Капур, Шахрух Хан играет. мне очен понравился статья «Радж Капур — бродяга Болливуда». желаю успех то кто написал это статья.

    0
  • Avatar
    19 июля, 2009 в 06:43
    Permalink

    Несомненно, Радж Капур, для нас многих, символ Индии, лицо этой сказосной страны. Восмпоминания из дества, покрытые пленкой времени- компания друзей рдителей, молодые,красивые, пели песни из «Бродяги» и «Господина 420», заметьте на хинди, мама моя, необыкновенной красоты женщина, белолицая, с вьщимися волосами цвета тициановского золота,огромными карими глазами, тонкими бровями и длинными загибающимися ресницами, ярок очерченными губами, белоснежными как сахар зубами, танцует под мелодию, и папа смотрит на нее такими влюбленными глазами!
    Вот такие у меня ассоциации с Раджем Капуром. А потом был «Сангам», который мы смотрели с моей полюбившей впервые в жизни подружкой. И много других фильмов. Актер, романтик, комик с такими грустными глазами, знавший, наверное, такое, что нам всем было неподвластно.
    Пара Наргис-Радж до сих для меня остается одной из самых лучших, пара, которая говорила только глазами, в которых было столько недоговоренности и «химии».
    Спасибо, девочки, за эту статью и за весь тот материал, подготовленный в теме Капуров.

    9+
  • Avatar
    19 июля, 2009 в 05:01
    Permalink

    я видела фильм Бродяги и очень люблю старые фильмы….. Раджа Капура это самый лучший актёр!!!

    3+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *