Raazi / Заговор (2018). Рецензия Pol’a
Для начала хочу обратить пристальное внимание читателей и зрителей на исторический контекст фильма, без знания которого будет мало что понятно, особенно на самых первых минутах просмотра. А он очень любопытен. Итак, на дворе 1971 год. В Восточном Пакистане (это отделившаяся от Индии восточная часть провинции Западная Бенгалия) борьба, целью которой является обретение независимости этой территории, переходит в горячую фазу. Разумеется, Индия использует эту ситуацию в своих целях, поскольку заинтересована в том, чтобы слабить влияние Пакистана в регионе и получить на своих восточных рубежах дружественного соседа. Пакистанская сторона не без основания подозревает Индию в оказании помощи повстанцам и делает все возможное для сохранения целостности государства. Накалившаяся атмосфера во взаимоотношениях двух стран приводит к началу вооруженного конфликта, который в последствии назовут третьей индо-пакистанской войной.
Главная героиня фильма Сехмат – индийская разведчица, внедрена в семью высокопоставленного военнослужащего армии Пакистана, под видом невестки. Находясь в непосредственной близости к лицам, принимающим ключевые решения, она по крупицам добывает ценную информацию и передает ее в разведывательное бюро Индии по каналу радиосвязи. Ее разведданные оказали неоценимую пользу армии и, особенно, флоту Индии, так как под угрозой уничтожения оказался индийский авианосец, являющийся главной ударной силой в акватории Бенгальского залива. Благодаря информации Сехмат индийским вооруженным силам удалось раскрыть замысел противника, превентивно нанести удар и уничтожить пакистанскую подводную лодку, представлявшую наибольшую угрозу для авианосца.
Такова подложка для сюжета. Но история, разворачивающаяся в картине вокруг этих событий, безусловно богаче и интереснее. Отточенный сценарий, основанный на литературном произведении, не дает заскучать, держит в напряжении на протяжении всего фильма. Основным достоинством этого шпионского боевика является последовательность повествования, которая не оставляет белых пятен и вопросов, типа, «а как это так?», «с чего бы это?», которые в изобилии имеются в других фильмах подобного рода. В Raazi история очень логична и, в некотором смысле, проста для понимания. Каждая сцена в фильме имеет свой логический смысл. При внимательном просмотре (особенно при втором и последующих) все события окажутся ясными, понятными, разложенными по полочкам, будет объяснение у каждого действия. Но это никак не умаляет достоинств картины.
Для кого этот фильм? В первую очередь он для любителей шпионских саг. Фильм является образцовым примером того, как нужно делать такие картины. Во вторую – для поклонников Алии Бхатт (вроде меня). Её игра завораживает, а эмоции главной героини Сехмат кажутся невероятно правдоподобными, пробирающими до самой глубины души. Без сомнения – это её очередная актерская вершина. И в последнюю очередь этот фильм предназначен для зрителей, ищущих в нем романтическую линию. К сожалению, она очень слаба, и полностью «убивается» патриотическим смыслом (хорошо, что не пафосом). В одной из веток, при обсуждении этой картины, читатели пытались предугадать ситуацию, в которой героине придется делать выбор между государевым делом и личным счастьем. Должен огорчить – этого выбора в фильме нет, и нет даже намека на такой поворот. Ни Сехмат, ни ее муж Игбал Саед (Вики Каушал) не смогли поступиться со своими принципами, которые основаны на чувстве патриотизма и долга перед Родиной. Мне, человеку, прошедшему через полный цикл советского воспитания от октябрёнка до члена КПСС, эта ситуация до боли знакома и очень понятна (но это не означает, что я её одобряю, скорее наоборот).
Фильм, как мне кажется, задает зрителю один очень важный вопрос – есть ли что-то в жизни человека важнее, чем гражданский долг и благополучие родного государства? И он не дает прямого ответа. Каждый посмотревший должен ответить на него сам. И это есть самый главный месседж картины. Особенно важными, в этом смысле, представляются последние минуты.
Но Raazi не только боевик. Разумеется, он еще и драма. Причем многослойная, охватывающая практически всех действующих лиц этой истории. Посудите сами: пакистанская семья Икбала в этой тайной разведывательной операции и, при непосредственном участии Сехмат, потеряла всех сыновей и преданного слугу. С другой стороны в семье Сехмат узнают о смертельной болезни отца, который принимает решение послать вместо себя на задание свою молоденькую и неподготовленную дочь. Поверьте, я сам отец, и не могу понять этого. Мать Сехмат все прекрасно осознает, но не имеет права перечить мужу и пытаться протестовать против его решения. В этом фильме у нее немного слов, но своим взглядом она передает зрителю эту боль. Но самая главная драма разворачивается в душе самой Сехмат. Представьте, юная девочка-студентка. В отличие от своего отца, слыхом не слыхивала о том, к чему ей следует готовиться. Она даже представить себе не могла какую незавидную судьбу ей уготовал отец – выйти замуж за незнакомца с противоборствующей стороны, заниматься шпионажем внутри новой своей семьи и, при необходимости, убивать. Уверен, что такое ей не могло присниться в кошмарном сне. И ей пришлось это вытерпеть, пройти через адовы душевные муки и выполнить задачу. Алия Бхатт прекрасно передала это душевное состояние внутреннего отчаяния и борьбы с самой собой.
Однако, фильм этот не без сомнительных моментов. Вот два примера, которые могут расцениваться как спойлеры. Но без них не обойтись.
Попав в новый дом, Сехмат начинает обустраивать свой быт. Первым делом она растягивает бельевую веревку на крыше дома, которая одновременно и терраса. Понятно, что это не простая веревка, а проволока, служащая антенной для радиопередатчика. Белье – это маскировка. Удивление вызывает само наличие ее на крыше богатого дома, где не принято сушить белье таким образом, где есть большой штат слуг, занимающихся именно таким обязанностями. Почему это разрешается делать невестке, почему никто не обратил внимание на такое «безобразие» на крыше – не понятно.
Второй пример, еще более удивительный. В течение всего фильма мы видим, как глава дома и его сыновья постоянно уезжают на службу куда-то в штаб. Сам штаб нам ни разу не показали, но вот служебные совещания с привлечением офицеров этого штаба происходит преимущественно в домах как генерала Саеда, так и других высших офицеров. Мало того, в рабочем кабинете в доме на столе (даже не в сейфе) спокойно лежат секретные документы! У меня просто нет слов! Такое нарушение при работе с секретными документами даже в мирное время расценивается, как измена. Если в пакистанской армии так принято, то совершенно не удивительно почему она в итоге проиграла.
Ну а что с ответом на главный вопрос? Какова все-таки цена личного патриотизма гражданина в масштабе государственных задач? Мне кажется, что до Сехмат дошло — пять копеек в базарный день. Но это мой личный вывод, с которым, уверен, многие не согласятся.
И все-таки, и все-таки – фильм прекрасный! Смотрится на одном дыхании. Не удивлюсь, что у некоторых зрителей появится желание его пересмотреть.
Моя оценка 10 из 10!
P.S. 2018 год не перестает удивлять!
Аноним ,
Anita написал(а):
Ага, получится как в комедийном ролике о расскраске Штирлица:
TheOleg написал(а):
Не иначе, успех Uri не даёт спокойно спать
Pol , интересная тенденция, чуть что случись резонансное — сразу фильм хотят снять.
Pol написал(а):
мамочки, а этого-то куда понесло, куда ему про войну?
Ekaterina написал(а):
Ответ — да!
Хотел приберечь инфу до следующего выпуска новостей, но раз вопрос задан — отвечу:
Продюсер-режиссер Санджай Лила Бхансали, босс T-Series Бхушан Кумар, продюсер Махавир Джайн и режиссер Абхишек Капур собрались вместе, чтобы воссоздать на большом экране воздушные удары индииских ВВС 26 февраля по предполагаемому лагерю подготовки террористов на территории Пакистана (Балакот). Эти удары были совершены в отместку за нападение на Пулваму, которое произошло за две недели до этого. Источник, связанный с фильмом, сказал, что создатели решили тем самым отдать дань уважения индийским военно-воздушным силам, и что большая часть прибыли от фильма будет передана в благотворительный фонд Вооруженных Сил Индии.
TheOleg , в ВК видела инфу, что это он веб-сериал свой так рекламирует, с огоньком будет проект))…
Ekaterina написал(а):
Трудно сказать. Наверное поубавится пылу.
Акшай например бешенно рекламил свой «патриотический» Кесари.
А сегодня в инстаграме ему чуть зад не поджарили, даже страшно стало что а если бы пошло что не по плану у них. Не хватало еще копченого Аки.
То есть переключился на другую тему.
Интересно, в связи с очередным индо-пакистанским шабашем, последуют патриотические фильмы?
Из последнего что смотрела понравился «Гази атакует»-The Ghazi Attack, 2017 с Рана Даггубати. Фильм был интересен в плане быта и отношений на подводной лодке, сравниваешь с нашими, ну естественно, что наши лучше, уже хотя бы по форме, не говоря о боевой составляющей!!!
Главное, в чем удивили — это то, что достойно, не карикатурно показали капитана пакистанской подлодки(!), больше за него переживала….
TheOleg написал(а):
Ну, каждому свое.
Кто-то ищет историческую точность (я ни в коем случае не осуждаю, сам такой).
А кто-то следит за сюжетом , который есть в фильме. Сценаристы не виноваты в том, что он кажется нелогичным. Ведь сценарий основан на литературном произведении.
Вспомните Штирлица. Много ли там логичных действий и исторической правды?
В новостях пишут что пакистанцы возле своих вод вычислили индийскую подлодку.
Такое впечатление, что у Моди насмотрелись этих «патриотичных» фильмов и потеряли связь с реальностью.
За того пилота сбитого писали в инсте — Шахрукх, Шилпа Шетти, Шахид Капур и т.д.
В инсте Шаха куча критики на него что типа он подпольно помогает пакистанцам…
Как они не поймут, фильмы это одно, а реальная жизнь соооооовсем другое.
Посмотрел я фильм в «озвучке Хани-Хасини специально для Пола» (вот это поворот )
Мыслей много, но попробую собрать хоть часть в кучу и как то описать:
1. Игра Алии — в принципе не увидел там особой сложности, походила, поулыбалась, поплакала, покричала. Такая себе девочка лет 18-ти. Хотя от нее большего и не требовалось, и играть там особо и нечего. Ну ладно.
2. Сам сюжет — тут нет просто слов. Если фильм для любителей индийской романтики вроде меня и что бы «разбавить» просмотр новым сюжетом — да, вполне неплохо.
Но для любителей фильмов подобного жанра — тихий ужас.
И вот почему:
То что индийка выходит замуж за сына какого то там генерала в Пакистане — та в принципе ничего тут подозрительного не вижу, столько столетий их история переплетена и родственники есть и с той и с той стороны. Поэтому может показать что это ляп, но вполне логичный.
Но вот что происходит дальше — я даже не знаю как описать…
— передатчик в доме и азбукой Морзе в 1971 году???? Серьезно?) Немцы в 1941 в Бельгии в Брюсселе вполне успешно запеленговали и накрыли группу Гуревича. Тот же Рихард Зорге вел передачи с яхты что б японцы его не поймали. А тут прямо из дома, в 1971 году…
— в такой большой семье где куча женщин в доме и особо не занятых, где все всё видят, никто не заметил? Та её бы раскрыли почти сразу.
— Тот же Зорге использовал для шифрования сообщений статистический немецкий ежегодник с кучей цифр. Что использвовала Алия непонятно, и главное когда? Чтоб в доме этого никто не заметил. Тот же Макс радист Зорге ночами на пролет шифровал сообщения, так как объемы были колоссальными. Фут, один из радистов Радо — тоже и шифровал и передавал сообщения, и это занимало очень много времени. Не 5 минут как в фильме.
— Эти ее телефонные разговоры на рынке типа «погода ухудшилась пришлите зонтик» — вы серьезно??? На Гавайських островал была одна женщина передвала японцам данные о состоянии флота в письмах о куклах типа «Сломанные английские куклы будут полностью починены в мастерской лишь через несколько месяцев.» и соответственно была поймана.
— И главное — что вообще могла она передать и разведать? Кто во сколько приходит домой и что кушает? Ну допустим что да — что собирались и что-то там обсуждали. И что там прямо такие секреты?
— Теперь главное её достижение потопление подложки Гази. Индийцы без нее не знали что у Пакистана есть такая подлодка?) И что в случае обострения они попробуют ее перебросить к берегам современного Бангладеш? Это и ежу понятно, для этого не надо мучить никакую Алию.
Из вики «Индийцы узнали о присутствии подводных лодок в Бенгальском заливе, перехватив радиограмму, направленную в Читтагонг, главный порт Восточного Пакистана, в которой был запрос о наличии там специального сорта смазочного масла, которое использовалось только на подводных лодках. Командующий индийским флотом Н. Кришнан принял решение о немедленном уводе кораблей, в том числе авианосца, в море, чтобы обезопасить их. В то же время индийцами были предприняты все усилия, чтобы ввести пакистанцев в заблуждение и убедить их, что «Викрант» находится в порту Вишакхапатнам, главной базе индийского Восточного флота. Индийцы наладили интенсивный радиообмен ложными сообщениями, в расчёте на их перехват пакистанцами.» Тоесть по сути они девали то что и англичане с немцами — отслеживали перемещение по радиосообщениям. Зачем тут Алия?
То что ее потопили тоже никакая не её заслуга — скорее всего пакистанцы не смогли в море найти ни одного корабля и подошли очень близко к порту где и были замечены и их лодку повредили индийцы глубинными бомбами, что и спровоцировало далее взрывы и гибель. Опять же — не заслуга Алии а раздолбайство пакистанцев. Немцы в свое время подплывали к Нью-Йорку, но не к стоянке флота. И топили в море. И имели очень много лодок, и то много потеряли. При том что Шарк читали англичане довольно успешно.
— сцена с планом Б — что такого знала Алия что могло повредить индийцам что нужно было её мочить? Ну поймали бы пакистанцы — ну рассказала бы то что и так пакистанцы знают — она ж у них информацию брала. Раскрыла бы других? Каких, когда всех уже повязали?
— и т.д. и т.п.
В целом — фильм чисто для просмотра, не для подключения мозга.
После него решил я продолжить тему и посмотрел «Агент Винод». ( напишу в соответствующей теме)
Pol , понятно, это чтобы выбора у сынули не было, только «мать её индия»)))))
Как же в головах людей все извращено !!!…любовь к родине и любовь к членам семьи,долг перед государством и долг перед ближними,вера в бога и религия…мир,война,добро,зло-все вверх ногами и все манипулируется ,обыгрывается и раскрашивается в цвета текущей потребности…
Отлично сработанный фильм! Команде браво,актерам браво,Алия супер ! Но…
Фильм по-человечески вредный,история по-человечески подлая.Урапатриотизм любой ценой-ваще паскудство.Хочется выть ЛЮДИ,ЧТО ЖЕ ВЫ ТВОРИТЕ !!!! Все согласны,что война зло,так не воюйте !
Короче, фильм меня выбесил,именно, сюжетом и патриотическим пафосом.
Ekaterina написал(а):
Когда он родился, папаня уже погиб!
Pol , О, так папаню ещё и замочили?! М-да, слов нет)))))))))))
Ekaterina написал(а):
Не совсем так. Отец погиб (спойлер), осталась мать. Поэтому Индия стала для него Родиной. Но вот выбор он мог бы сделать в пользу мирной профессии, но он Воин. Стал офицером Индийской Армии.
Роль сына очень короткая в фильме. Не раскрыта вообще. Поэтому кто он на самом деле — одни догадки.
1. Что-то в последнее время БВ тянет на патриотические фильмы про войну то с Пакистаном, то с Китаем… к чему бы это? хотят новой «махабхараты»?….
2. Терзают смутные сомнения: ни один крупный военный конфликт в то время не обходился без США и СССР, Пакистан был зоной влияния янки, а Индия дружила с нами… Нет, конечно явного вмешательства не было, т.к. от Вьетнама ещё не могли отойти, но помощь спецами, оружием, дипломатической поддержкой, почему бы и нет…
3. Из комментов так понимаю, что сынуля героини предпочел сторону мамы, т.е. стал «индийским павликом морозовым»? Хороший пропагандистский ход)))
Энди , а вот мне показалось, что план Б, по которому стали действовать ее коллеги, просто подорвал в ней какую-то внутреннюю веру. Произошло опустошение. Я это так понял.
А что касается сына — это тоже отдельная песня. Будучи сыном пакистанского офицера и разведчицы-индианки, он выбирает военную службу. Тем самым он включается в этот бесконечный индо-пакистанский конфликт, вставая на стороне Индии против соплеменников отца. Не подумайте, что я это осуждаю. Это выбор жизненного пути. Просто для него он был, видимо, особо тяжелым, но он его сделал.
Спасибо, Pol!
Фильм интересный, Алия хороша!
Немного не соглашусь по итоговому посылу.
!!!СПОЙЛЕРЫ!!!
«Цена личного патриотизма в масштабе государственных задач»? Разве Сехмат оценила его в «5 копеек в базарный день»? Ее раздавленность — итог того, что она итак сдела больше, чем могла вынести. Она надорвалась. НО!!! Кем стал ее сын? Вот и ответ! Дед, отец, Сехмат, теперь ее сын. Династия. Причём династия по собственной воле. Это воины. Их личность — это Родина. Она это прямо и говорит в самом начале фильма, ещё ДО всех событий. Просто фильм показывает изнанку этого процесса, что все эти чувства все равно проходят через личный страх, через сомнения, через ломку. Но то, что ее сын продолжил воинскую династию говорит о том, что «до Сехмат дошло», что все эти жертвы не напрасны. И, кстати, как мне показалось, и мать ее все это понимала и ПРИНИМАЛА. Что никак не умаляло ее страх за дочь, ее любовь к ней.
Скорей всего о бардаке в штабах — правда.
И это не только Индия, Пакистан, в том же Египте, Сирии, в 60-70-х годах творился лютый песец, несмотря на наличие туевой тучи советских специалистов, который стоил проигранными войнами.
Pol , не водку, ну может пепси))))
На самом деле я всегда смеюсь, как проходят индийские мальчишники — собираются мужчины разных возрастов, кушают сладости и пьют лимонадик))))
Но в стране бардак, бардак, это факт. Что тогда, что сейчас. Хотя мне кажется, в Пакистане сейчас даже больше порядке, чем в Индии.
Julie_Agra написал(а):
Мне просто не понятно, чем они тогда заняты в штабах? Не водку же пьют?!
Бельевая верёвка на крыше богатого дома — вполне себе привычное явление в странах Индостана и по сей день, не то что в тех лохматых годах))) А молодая невестка на первых порах в семье — действительно кто-то вроде прислуги, вряд ли ей тут же в распоряжение собственную прачку и собственную горничную предоставили. Так что думаю, сам момент с тем, что девушка протягивает верёвку, не должен вызывать подозрений.
Секретные документы не в сейфе — ну это ОЧЕНЬ по-индийски. Пусть даже на таком высоком уровне. Тут многие оружие без лицензии так же хранят чуть ли не на бельевой полочке в шкафу. Типичное индостанское разгильдяйство. Где-то они дотошные формалисты и бюрократы, а где-то — всё трын-трава.
Сам фильм не смотрела, это чисто по бытовым аспектам)