«Мачеха делила каждую кастрюлю». Печальный закат легендарного режиссёра Мехбуба Кхана
Мехбуб Кхан был мечтателем, который сбежал из родного города, чтобы связать свою жизнь с кино. Не имея образования и подготовки, он снимал фильмы, которые удостоились номинации на «Оскар». Благодаря своей приземленной чувствительности и врожденному воображению, Кхан завоевывал признание во всем мире.
Его называли индийским Сесилем Блаунт Демиллем. И самый большой комплимент Кхану сделал сам Демилль, который написал режиссеру: «Мы с нетерпением ждем того дня, когда вы вновь очаруете экран, привнеся романтику и магию Индии».
Но, достигнув зенита славы с драмой «Мать Индия», Мехбуб упал на самое дно после провала фильма «Сын Индии». Измученный долгами и унынием он скончался безвременно, полный отчаяния и горя. Тем не менее, его наследие и Mehboob Studio являются напоминанием о том, каким торговцем мечты он был.
В стенах его студии по-прежнему рождаются миллионы хитов, миллионы романтических мелодрам и миллион звезд… Фабрика грез никогда не позволит Мехбубу Кхану стать историей.
ГЕНИЙ
Мехбуб Рамзан Кхан родился 9 сентября 1907 года в тихом городке Билимора, что в штате в Гуджарат. Он не ходил в школу и рос без образования. Но с самого детства мечтал стать актером. В 16 лет Мехбуб сел в поезд, направляющийся в Бомбей, но отец буквально снял его со станции и вернул домой.
В 23 года парень снова ушел из дома. Бесконечно ожидая возле студии Jyoti Studios, он надеялся найти работу. В итоге смог пробиться в массовку в Imperial Film Company Ардешира Ирани. Интересно, что его дебют был «скрытым». Кхану достался один из 40 разбойников в сказке «Али-Баба и 40 разбойников» (1927).
Спустя годы он снял свой первый фильм «Перст Аллаха» (1935). Вдохновленный картиной Сесила Б. Демилля «Знак креста» (1932), Кхан рассказал о римско-арабском столкновении. Этот фильм также ознаменовал прочную дружбу Мехбуба с оператором Фаредуном Ирани.
В другом своем проекте «Единственный путь» (1939) режиссер высмеивал двуличность системы. В 1940 году он снял драму «Женщина», который позже переснял как «Мать Индия» (1957) с участием Наргис. Эта эпическая сага — путь женщины, пережившей капризы судьбы. Кстати, Наргис была его любимицей. Именно Мехбуб снял 14-летнюю начинающую звезду в фильме «Судьба» (1943), а затем в «Репутации» (1949) с Раджем Капуром и Дилипом Кумаром.
Своим любимым фильмом режиссер считал «Амар» (1954), хотя зрители так и не смогли принять героя с недостатками (по сюжету главный герой Дилип Кумар обесчестил беспомощную девушку Нимми). Кстати, Дилип очень хотел сыграть и отца, и сына в фильме «Мать Индия» .
Но его звездная аура, как опасался Мехбуб, ослабила бы влияние его главной героини Радхи. Зрители видели Наргис и Дилипа возлюбленными. Следовательно, Мехбуб не хотел воплощать их в образе матери и сына.
МАТЬ ИНДИЯ
Переделка «Женщины» была значительным шагом для режиссера. «Мать Индия» обожествила индийскую мать (которую играет Наргис) и придала ей всемирный статус. Проект стал лауреатом премии Filmfare Awards за лучший фильм и лучшую режиссуру. Наргис получила приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия, 1958 год).
«Мать Индия» также стала первым представителем Индии на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке в 1958 году. Драма была выбрана в качестве одной из пяти номинаций в этой категории. Однако его показали в субботу, когда членов Академии было совсем немного. Фильм Мехбуба проиграл «Ночам Кабирии» Федерико Феллини всего один голос, оставив режиссера в печали.
На следующий день, когда Мехбуб был в Columbia Studios, у него случился сердечный приступ. Он пробыл в США несколько месяцев, где интенсивно лечился. Там он написал сценарий своего амбициозного проекта «Тадж-Махал». Исторический роман должен был быть совместной постановкой с Майком Тоддом («Вокруг света за восемь дней»).
Но после своего возвращения в Индию Мехбуб занялся «футуристическим» фильмом «Сын Индии» (1962), который впервые представил преступный мир в кино на хинди. В качестве героя он выбрал Саджида Кхана. Фильм оказался колоссальным провалом и изменил траекторию его жизни.
ЧЕЛОВЕК
Мехбуб был набожным мусульманином. В течение 40 лет он регулярно посещал мечеть в Аджмере и даже построил рядом бунгало. Он никогда не касался алкоголя и очень любил крикет. Хотя у него была машина, водить он не любил.
Мехбуб был женат дважды. От первой жены Фатимы у него родилось трое сыновей: Аюб, Икбал и Шаукат и три дочери: Зубейда, Мумтаз и Наджма. В 1942 году он женился на своей героине из фильма «Женщина» Сардар Ахтар. Его сын Икбал рассказывал в интервью, что отношения с мачехой у всех детей были очень теплыми.
«Я помню, как она плакала у меня на плече. Во время съемок фильма «Гордость» у отца завязался роман с актрисой Надирой и вторая мама жаловалась: «Он бросил вашу мать и женился на мне, а теперь он дружит с ней», — поделился Икбал в интервью Filmfare.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ЗАКАТ
Возвращаясь к последним годам жизни Мехбуба — неудача «Сына Индии» нанесла серьезный ущерб его жизни. Кредиторы не давали ему спать спокойно. Убитый горем и униженный, режиссер сетовал на то, что очень многим помог в жизни, а когда у него случилась беда — ни один человек не протянул руку помощи. Он умер в возрасте 57 лет от сердечного приступа, 28 мая 1964 года.
«Мой отец оставил долгов почти на три миллиона рупий — огромную сумму по тем временам. Мы остались без студии, без денег. Не могли платить зарплату персоналу. Все его звездные друзья разбежались… Может, он умер от разочарования. Или из-за долгов…», — признался Икбал Filmfare.
После ухода Мехбуба Кхана взаимоотношения между Сардар Ахтар и детьми режиссера также ухудшились. Мачеха потребовала свою долю и подала в суд. «Она была нам матерью и мы не считали ее мачехой, но только до тех пор, пока она не захотела своей доли. Она делила через суд все — каждую кастрюлю и сковородку в доме. Слушания прошли быстро, и она осталась директором компании отца вместе с моими братьями», — сказал Икбал в том же интервью.
Сардар Ахтар ушла из жизни 2 октября 1986 года после сердечного приступа в Нью-Йорке, США.
Мила — Bollywoodtime