Легендарные сценаристы — Салим и Джавед
В ту ночь, когда Джавед Актар получил свою первую награду, я задавался вопросом, скажет ли он что-нибудь о Салиме Кхане, который был его соавтором в течение ряда лет. Салим-Джавед, команда, которая дала Индии новое измерение фильма, заставила индустрию серьезно взглянуть на сценариста, дать ему тот статус, которого он заслуживает, заставила платить сценаристам и оказывать им больше уважения, чем некоторым великим звездам.
И я был прав. Имя, которое Джавед Актар упомянул в своей речи, было именем Салима Кхана, и я знаю многих, кто помнит дуэт Салима и Джаведа, и кто плакал из-за того, что один из членов этого дуэта никогда не сможет вернуться.
Салим… Это был Принц Салим, он выглядел по-королевски и отчаянно мчался вперед. Сначала он попытался стать героем кино, но ему это не удалось. Джавед был поэтом из Бхопала, который приехал в Бомбей искать работу в фильмах; борец, у которого никогда не было уверенности не то, что в своем будущем, а даже в том, что он доживет до конца дня в таком городе, как Бомбей, что он найдет себе пропитание. Оба молодых человека присоединились к еще одному начинающему автору, который работал в Отделе историй на студии Sippy Films, где они создали сценарии Andaaz, «Зиты и Гиты» и «Мести и закона». Салим и Джавед стали лучшими друзьями и однажды они решили оставить Отдел историй и создать свою собственную команду. Они назвали себя Салим-Джавед и начали борьбу, в исходе которой не были уверены. Они шли по пути, которого еще не было в мире.
В тот короткий период, когда они были тандемом Салим-Джавед, сценаристы смогли доказать, что являются особой категорией. Они написали сценарии таких фильмов, как «Слоны — мои друзья»/Haathi Mere Saathi, Zanjeer, «Зита и Гита»/Seeta Aur Geeta, «Месть и закон»/Sholay, Deewar, Trishul, Kala Patthar. Некоторые из этих фильмов стали самыми большими хитами в истории индийского кино. Каждый сценарий, который они писали, приносил картинам такой успех, о котором другие не могли даже мечтать. Салим и Джавед превратились в продавцов мечты очень высокого класса, людей, которые превращали иллюзию в реальность.
Салим-Джавед — два имени, но одна торговая марка, гарантировавшая хит. Фабрика грез Болливуд знала это. Салим-Джавед были суперзвездами 70-х и 80-х гг. Они покупали автомобили, на которые не зарабатывали даже актеры. Они платили такие цены, по сравнению с которыми покупки других казались крошечными. С ними хотело работать самое большое количество режиссеров за любые деньги, потому что они знали, что сценарий этих парней может изменить их жизнь.
Салим-Джавед стали первыми авторами, чье имя было известно везде, где когда-либо показывали индийские фильмы. Они дали фильмам и сценарию новое достоинство. Они вернули авторам, ранее бывшим половыми тряпками, гордость. Потом что-то изменилось, пошло не так, как надо; заголовки всех газет пестрили объявлениями того, что Салим-Джавед решили разойтись. Они пошли разными путями, Салим вновь стал Салимом Кханом, а Джавед — Джаведом Актаром. Мир ждал, что они будут делать по отдельности.
Салим Кхан, старший в тандеме, первый написал самостоятельный сценарий. Это был Angaarey («Огонь»). Но в фильме вспышкой было только название. Потом он написал Falak («Небо»), но картина не произвела впечатления на земле. Салим не сдался. Он написал сценарий Naam для актера и продюссера Раджендры Кумара и режиссера Махеша Бхатта. В фильме сыграли Кумар Гаурав и Санджай Датт, отчаянно пытающиеся спасти свои карьеры. Благодаря фильму, им это удалось. Naam имел успех, и многие поверили, что Салим Кхан остался великим сценаристом. Однако, сам Салим так не думал. Он оставил свою карьеру и отказался давать интервью. Салим сосредоточился на семье, на которую ему не хватало времени, когда он был на Олимпе. Он поощрил сына Салмана играть, и тот стал большой звездой. Другие сыновья — Сохаил и Арбаз — последовали за братом. У Салима родилась дочь, которую он назвал Алвирой. Она вышла замуж за Атула Агнихотри, бывшего актера. Он примирил свою первую жену Салму и гениальную танцовщицу Элен. Его семья приняла Элен как мать. Сейчас Салим живет спокойной жизнью, игнорируя журналистов и не желая говорить, помнит ли он о своей дружбе с Джаведом.
Джавед Актар быстро нашел собственный путь. Он был удачен с самого начала. Его сценарии Betaab, Mashaal, Prem, Meri Jung и Roop Ki Raani Choron Ka Raaja были хитами. Возможно, он продолжил бы работать в этом направлении, но Яш Чопра предложил ему нечто новое. Яш знал, что Джавед — хороший поэт. И он попросил Джаведа написать стихи для песен в фильме Silsila. Яшу хотелось, чтобы у песен была очень хорошая поэзия. Джавед оправдал ожидания Чопры. И с этого момента он стал лириком. Поток его стихов не оскудевает до последнего времени. Джавед Актар — снова звезда, звезда в новом мире, созданном из слов. Он самый востребованный автор стихов, который просит и получает все, что хочет. Он четко знает секреты ритма и мелодии, слова и чувства. Он писал песни для великих фильмов и для маленьких фильмов, которые ему нравились. Его работа добавляет важный штрих к лучшему из фильмов. Джавед пишет стихи не только для кино. Он творит для литературы. Его сборник Tarkash является одним из ярких событий в современной индийской литературе. Недавно он написал пьесу Kaifi aur Main. Он снова вернулся к сценариям. Возможно, он напишет еще одну легенду. Джавед — волшебник. Он связан со всем, что происходит в обществе и стране. Он принимает участие в митингах, семинарах, дебатах, демонстрациях. Мужчина, который когда-то боялся сцены, теперь способен собрать тысячи слушателей в любой точке мира. Его личная жизнь тоже изменялась. Он оставил свою первую жену Хани (Tillottama: она играла капризную дочку тетушки в «Зите и Гите» и написала несколько сценариев, в том числе «Ты не одинок») и женился на актрисе Шабане Азми, но все еще общается с Хани и их общими детьми Фарханом и Зоей. Джавед получил лучшие из наград, в том числе высшую премию Padma Bhushan из рук президента Индии.