Кино и история. Мехруниса / Малика-и-Джахан / Malika-i-Jahan
Malika-i-Jahan дословно переводится как «Госпожа Мира». Она была первой и главной женой Султана Алауддина Кхилджи. Являлась дочерью Джалалуддина Кхилджи – первого султана династии Кхилджи, дяди Алауддина. В фильме С. Л. Бхансали «Падмаават» используются оба имени: Малика и Мехруниса по отношению к одной и той же героине, которую играет Адити Рао Хидари. Это чётко слышно, если смотреть кино на языке оригинала — хинди.
Но отличие героини фильма от реальной Малики не только в имени, но и в характере. Мехруниса у Бхансали хрупкая, нежная, даже робкая, ранимая, похожая на цветок. В то время как реальная Малика-и-Джахан была амбициозной и высокомерной дамой. Вначале своих отношений с Алауддином имела очень большое влияние на него и через супруга на всю государственную политику. Её муж был старшим сыном старшего брата её отца — Шахабуддина Масуда и приходился ей двоюродным братом. После смерти Шахабуддина Алауддина воспитывал его дядя — Джалалуддин. Младший брат Алауддина – Алмас Бег также был женат на дочери Джалалуддина.
Малика-и-Джахан вышла замуж за Алауддина задолго до того, как её отец стал султаном в 1290 году. После восшествия на престол Джалалуддин сделал Алауддина главным церемониймейстером при дворе, а его брата Алмас Бега – главным конюхом. Однако брак не был счастливым. Малика очень гордилась тем, что была дочерью султана, и Алауддин охладел к ней из-за её надменности. Ещё больше ухудшились отношения между супругами, когда Алауддин женился второй раз на Мехру – сестре одного из своих генералов Алп Кхане. Таким образом С.Л. Бхансали использовал для создания образа своей Мехрунисы фактически двух реальных женщин, которые были жёнами Алауддина.
Малика проявляла открытую враждебность и ревность по отношению к Мехру. Однажды, когда Алауддин и Мехру были вместе в саду, Малика-и-Джахан накинулась на Мехру. Разгневанный Алауддин в свою очередь поднял руку на свою первую жену. О случившемся доложили султану Джалалуддину – отцу Малики, но тот не предпринял никаких действий против зятя. Видимо посчитал, что тот прав.
Алауддин также был в плохих отношениях со своей тёщей — матерью Малики и первой и главной женой Джалалуддина. В конфликте между супругами она постоянно вставала на сторону дочери и старалась изо всех сил настроить султана против зятя, пытаясь уговорить отправить последнего в отдалённую часть страны как опасного потенциального мятежника. Тёща и первая жена совместными усилиями попортили много крови Алауддину до того, как тот захватил трон. В 1296 году Алауддин заманил Джалалуддина в ловушку и убил, после чего провозгласил себя новым султаном. Малика-и-Джахан никогда не простила мужу убийство своего отца.
К сожалению никаких портретов Малики-и-Джахан и её соперницы Мехру до наших дней не дошло. Во всяком случае в сети ничего подобного не отыскать.
(с) Падмини
Milavina , рада, что вам было интересно! Вот только мне нравится вИдение Бхансали. Я вообще в «Падмаават» не вижу недостатков, одни сплошные достоинства.
Ниже,вы с Pol,привели приблизительные сцены развития событий-вот чес слово,если бы в фильм запустили такую интригу,смотреть стало бы гораздо интересней
И всё заканчивается поединком на мечах! В стиле амазонок! И потом в Индии наступает время матриархата!
Шучу, конечно.
У него женщина должна быть женственной всегда (за что его не любят индийские феминистки!), даже та, что очень сильная. Кроме того, пусть он не во всём передаёт точные исторические события и художественно трансформирует образы героев ( и как!), но нравы и культуру эпохи передаёт достоверно.
Привлекая для этих целей целый арсенал профессионалов и консультантов.
Боюсь только С. Л. Бхансали никогда бы не стал снимать фильм по такому сценарию.
Спасибо, Пол.
Интересный исторический персонаж! Представил себе вариант сценария, где властная Мехруниса, которую играет красавица Адити, сталкивается с Падмавати, которую играет не менее красавица Дипс. Во где драма-то была бы