Guzaarish / Мольба. Рецензия Aminochk’и


Когда я только узнала о том, что будет снят фильм о человеке, прикованном к инвалидному креслу – решила, что буду его смотреть. Мне эта тема близка, как никому. Мысли об эвтаназии приходили в мою голову не раз. Чем ближе был релиз фильма, всё больше сомневалась, не хотела смотреть. Казалось, будет тяжело, но решила не прятать голову в песок, и скачала фильм. Теперь мои мысли о нём.

Оговорюсь сразу, что не люблю Бхансали как режиссёра – кроме Black ни один его фильм не затронул в душе ничего. Слишком скучные, мрачные, затянутые, и напоминают спектакли с их пафосом. Но если в «Тьме» всё было наполнено энергией Мишель, её радостью познания мира, несмотря на недуг, то этот фильм наполнен отчаянием. Что лучше? Жить как Мишель, не видя мира. Или жить как Этан видя мир, но не имея возможности его познавать? Мишель выбрала жизнь. Этан выбирает смерть. Его выбор, его право, безусловно. Когда 12 лет ты изо дня в день (задумайтесь на секунду, сколько это всего дней!) ты просыпаешься, открываешь глаза, и перед тобой снова отчаяние, боль, гнев…. Где взять силы, чтобы справиться с этим? Где взять силы, чтобы продолжать жить, не взирая на все эти проблемы? Позволить другому человеку помогать тебе, так как ты не можешь позаботиться о себе сам. Постоянно испытывать чувство вины, обиды, унижение…. Морально это очень тяжело. Моральные страдания они порой сильнее физических. От физических есть лекарства, от душевной боли – лекарств нет. Не придумали таблеток для души. Ты не можешь забыть, не можешь ничего изменить, ты живёшь здесь и сейчас, и от тебя ничего не зависит. Можно рассуждать с той позиции, что Этану повезло – он имеет возможность работать, может помогать другим, он живёт в большом доме, за ним ухаживает персональная сиделка. Многие люди (особенно в нашей стране) не имеют возможности даже бывать на улице, общаться с себе подобными. Они годами заперты в четырёх стенах, прикованы к кроватям, потому что размер квартиры не позволяет ездить на коляске. Если смотреть на Этана с этой стороны – безусловно, его можно назвать счастливым в какой-то мере. Но сам Этан против такой жизни. Он устал. Его тело не слушается, он даже не может почесать нос. Представьте себе, как это…. Здоровый человек может проверить это на себе – свяжите руки, и дождитесь, когда что-нибудь на теле начнёт чесаться. И? Дальше, что? Ничего. Ты не можешь. Ты не чувствуешь своего тела. Вообще. И так 12 лет, изо дня в день. 12 лет…. Просто удивительная цифра (у меня, как и у Этана прошло 12 лет с тех пор). И каждый, кто приходит в твою жизнь, пытается донести до тебя мысль, что он тебя понимает. Да никто из окружения Этана не понимает, ЧТО значит жить так, как он живёт! Никто, кроме тех, кто сам не испытал последствия заболевания на себе. Его называли трусом. Смешно. Трус? Трус сдался бы раньше, сложил руки, и всё. Этан боролся, но сил больше нет. Где их взять?

Если рассматривать сам вопрос об эвтаназии, то я против. Потому что каждый случай индивидуален, и так как существует вероятность ошибки (будь то медицинская ли ошибка, или просто человеческая), нельзя точно знать, что будет завтра. Вероятно, найдут лекарство от этой болезни. Вероятно, изменится сам пациент…. А ещё можно под эвтаназию можно списать всё, что угодно. Врачебную ошибку, корысть родственников, мечтающих завладеть имуществом больного, и так далее. Тем более, что за пациента решают – жить ему или умереть. И кто-то другой приводит механизм в действие. Этан даже сам себя убить не может. Ни перерезать вены, ни повеситься, ни выпить таблетки. Парализованным вообще сложно это сделать, если рядом с ними нет ни ножей, ни таблеток, ни перекладины, на которую можно забросить петлю….

Этан так и не принял такую жизнь. И себя в таком состоянии тоже. Если ты не можешь принять себя, и полюбить, будучи немощным, никто в этом не поможет. Но прийти к этому сложно, практически невозможно….

Сам фильм снят в мрачных тонах, выделяя лишь некоторые яркие и световые оттенки. Сильный контраст по сравнению с мрачным тоном фильма. Но разве можно было снять его иначе? Я не думаю. Мы видим мир глазами Этана. Это его видение ЕГО мира. Вот почему режиссёр усилил визуальное восприятие картинки, когда герой едет в машине. Он видит мир ярким, цветным, и красивым. Мир, в котором ему нет места. Там бегают по полям дети, гуляют люди, летают птицы, а ты лишь сторонний наблюдатель, не принадлежащий миру. Твой мир серый и мрачный, и ты каждый день вынужден бороться за существование в нём. Так стоит ли борьба всех этих сил? Наяву ты немощен, и лишь во сне, и мечтах – ты можешь ходить, бегать, прыгать и танцевать.

Понравилось, как на примере гнева (случай с Омаром, когда у него не получался фокус) показано, КАК он может помочь. Гнев на себя, свою беспомощность, судьбу…. И лишь вызвав его в себе, ты можешь достичь каких-то результатов. Гнев вообще хорошее чувство. Здоровый гнев, конечно. Он многим помогает. Гнев значительно лучше ненависти.

Да, хотелось бы ещё написать пару слов о поступке Этана, когда он оттолкнул от себя Эстелу. На такое может решиться не каждый человек. Оттолкнуть от себя того, кто тебе дорог – сколько же требуется душевных сил. Но Этан понимал, что останься она рядом, постепенно любовь превратится в ненависть. Будет отчаяние, которое перерастёт в гнев, а потом и в ненависть. Сначала на судьбу, потом на болезнь, а потом и на самого больного. И, чтобы избежать боли от предательства в будущем, он обезопасил себя заранее. Подстелил соломку, можно и так сказать.

Хотелось бы много чего написать, так как всё это так знакомо, но не буду. Достаточно и этого. Теперь об актёрах.

Ритик.
Я знала, что он хороший актёр, что справится с ролью, и, посмотрев фильм, убедилась в этом. Одни его руки, изуродованные контрактурой (у парализованных и руки и ноги такие) чего стоят. А это беспомощно откинутая голова, и безжизненные ноги в подъёмнике, когда его моют. У меня сердце ёкнуло, как это знакомо. Видела не раз, и испытывала тоже. Спасибо ему за то, что он досконально изучил проблемы таких людей, и так достоверно их передал на экране.

Айшвария.
При всей моей не любви к этой актрисе, здесь она мне не мешала. Да-да, именно не мешала. Порой её героини у меня вызывают недоумение, чаще раздражение. Не знаю в чём дело, в ней самой, или в героинях. Но София мне понравилась. Конечно, сложно представить сиделку с такой внешностью, но…. Единственное, что мне непонятно – это её любовь к таким вот балахонам. Если честно, в повседневной жизни, когда ухаживаешь за лежачими больными, это всё мешает. Но это, как мне кажется, фишка режиссёра, Бхансали любит такие вещи. Чтобы было несколько пафосно и вычурно.

Второстепенные персонажи тоже хороши. И актёры, исполняющие роли – тоже. Все на своём месте. Музыка, прослушанная до выхода фильма, показалась мне невероятно скучной. Но в фильме она была на своём месте. Не уверена, что буду слушать её в дальнейшем, но здесь она была хорошим фоном.

Оценку фильму не ставлю, это не требуется. Фильм заставляет задуматься, а такие фильмы не нуждаются в оценках.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *