Гуру Датт: свет, который горел вдвое ярче
Когда в 1964 году Гуру Датт покинул этот мир, якобы случайно переборщив со снотворным, мало кто мог предположить, какое международное признание принесут работы 39-летнего режиссера со временем.
9 июля 1925 года в городе Бангалор родился мальчик Васанткумар Шивашанкар Падукон. Позже его имя изменят на Гуру Датт, потому что посчитают более благоприятным, ведь мальчишка родился в четверг, в день планеты Гуру (Юпитер) по календарю хинди. Гуру Датт был старшим из пяти братьев и сестер: Атмарама, Лалиты, Деви и Виджая. Семья принадлежала к общине Читрапур Сарасват, известной своей (относительно) светлой кожей и красивой внешностью.
Читрапур Сарасват — брамины, родом из Северной Индии, в большинстве своем творческое и аристократическое общество. К слову, сестра Гуру Датта, Лалита Ладжми и ее дочь Калпана известны своими выдающимися достижениями в изобразительном искусстве и кино соответственно. Атмарам, который называл себя Атма Рамом, тоже был режиссером, а Деви Датт сделала успешную карьеру в рекламе. Шьям Бенегал — троюродный брат этих замечательных братьев и сестёр.
Согласно биографической книге «Гуру Датт: жизнь в кино», автора Насрина Кабира, опубликованной издательством Oxford University Press в 1997 году, отец Гуру Датта, Шивашанкар Падукон, учился в институте, когда женился на Васанти, матери Датта, которой было всего 12 лет. Падукон какое-то время работал директором в местной школе в Панамбуре, затем в деревне недалеко от Мангалора. В 1924 году он переехал в Бангалор и устроился в банк. Васанти поехала вместе с ним и год спустя у них родился Гуру Датт.
Семья Падукон была очень бедна. Раннее детство Гуру Датта прошло в тесноте маленькой квартиры в Бомбее. Его отец менял одну работу на другую, в результате чего семья постоянно находилась в состоянии экономической нестабильности. В 1929 году Васанти взяла с собой сына и уехала в Калькутту. Шивашанкар присоединился к ним позже и, наконец, устроился на работу в нефтяную компанию Burmah Shell на 30 долгих лет.
Семья несколько раз меняла место жительства. Когда они жили на юге Калькутты, Гуру Датт стал большим поклонником постановок театра Jatra, которые они регулярно давали на открытом пространстве рядом с домом Гуру. Он научился бегло говорить по-бенгальски, и это сослужило ему хорошую службу на всю оставшуюся жизнь.
Двоюродный брат матери Гуру Датта, Б.Б. Бенегал, дизайнер и художник кинематографических щитов, оказал положительное влияние на детей Падукон и сыграл особую роль в формировании личности самого Датта. В 1940 году парень окончил школу и устроился на работу телефонным оператором. В это время в компании своего кузена Сударшана Бенегала Гуру Датт начал фотографировать животных в зоопарке Алипора и растения в Ботаническом саду.
Его первым выступлением на сцене была пьеса, которую Гуру Датт поставил и сочинил сам. Его вдохновила картина, изображающая человека со змеей, обвивающейся вокруг его тела, выполненная Б.Б. Бенегалом. Он выступал на мероприятии, организованном сообществом Сарасват в Калькутте, и вызвал множество аплодисментов, получив приз в размере 5 рупий от одного впечатленного зрителя, который позже будет помогать Датту в распространении его фильма «Детектив / C.I.D.» (1956).
Вскоре после этого выступления, с помощью своего дяди Б.Б. Бенегала и друга семьи С.Р. Хеммади, Гуру Датт выиграл грант на пятилетнее изучение танцев в Культурном центре Удая Шанкара в Альморе. Парень обучался у великого Удая Шанкара с 1942 по 1944 год, но потом культурный центр был закрыт и Гуру пришлось уехать.
К тому времени его семья перебрались в Бомбей и ему снова пришлось сменить место жительства. Не зная, что делать дальше, Датт обратился за советом к дяде Б.Б. Бенегалу, который отвез его в Пуну и помог получить трехлетний контракт с кинокомпанией и студией «Прабхат» в качестве постановщика танцев.
Компания Prabhat Film была основана в Колхапуре в 1929 году великими режиссерами В.Г.Дамлом, С.Фатехлалом, С.В.Кулкарни и В.Шантарамом. Четыре года спустя студия переехала в Пуну, где была хорошо оборудована и считалась одной из самых влиятельных в 1930-1940-х гг, выпуская высоко оцененные фильмы.
Во время работы в «Прабхате» Гуру Датт время от времени играл в некоторых постановках второго эшелона, а также помогал режиссерам. Здесь он терпеливо изучал все аспекты кинопроизводства. Там же, во время создания фильма «Мы одни / Hum Ek Hain» (1946) Гуру Датт встретил актера Дева Ананда, который стал его близким другом на всю жизнь.
Гуру Датт покинул студию в 1947 году и вернулся в Бомбей, где целый год оставался безработным из-за рецессии, вызванной Независимостью и Разделом Индии. Затем он присоединился к режиссеру Гьяну Мукерджи в качестве помощника. Мукерджи прославился благодаря фильму «Судьба / Kismet» (1943), крупнейшего индийского блокбастера того времени.
Производство фильмов начало переходить от студийной системы к звездной. Финансисты, заработавшие много денег на черном рынке во время Второй мировой войны, предлагали актерам большие деньги, в том числе наличными. Технические специалисты и музыкальные директора также начали работать внештатно на контрактной основе, и эта система сохраняется и по сей день.
Первым фильмом Гуру Датта в качестве режиссера был «Высокие ставки / Baazi» (1951). После успеха он создал свой собственный продюсерский дом и снял первый фильм, в котором сыграл главную роль. Это был «Сокол / Baaz» (1953) в паре с Гитой Бали.
Гуру Датт подарил индийскому кинематографу настоящие шедевры: «Жажда / Pyaasa» (1957) — первый из трагической трилогии, в которую также вошли «Бумажные цветы / Kaagaz Ke Phool» (1959) и «Господин, госпожа и слуга / Sahib Bibi Aur Ghulam» (1962).
23 мая 1953 года Гуру Датт женился на Гите Рой после трех лет ухаживаний. Гита родилась в Фаридпуре (ныне Бангладеш), и в детстве получила музыкальное образование у Хирендранатха Нанди. В 1942 году, во время движения «Покиньте Индию», ее семья покинула Восточную Бенгалию и поселилась в индуистской колонии Дадар в Бомбее, в нескольких минутах ходьбы от квартиры Падукон.
Рой были настолько бедны, что им пришлось прекратить уроки музыки Гиты и отправить ее работать. Музыкальный руководитель Хануман Прасад представил ее в фильме «Bhakta Prahlad» (1946), а ее первым большим хитом стала песня «Mera Sundar Sapna Beet Gaya» под управлением и наставничеством С.Д. Бурмана для фильма «Два брата / Do Bhai» (1947).
Гита Рой работала со всеми ведущими музыкальными режиссерами своего времени и уже была популярной певицей, когда семья Падукон впервые встретила ее во время махурата (благоприятного первого кадра) для фильма «Высокие ставки».
Семья Рой не хотела, чтобы она выходила замуж за Гуру Датта, поскольку она уже была знаменитой, хорошо зарабатывала и была их основным источником существования, а Датт на то время только начинал, был неизвестен и мало зарабатывал по сравнению с ней. Кроме того, семья Гиты считала, что Гуру женился на ней именно из-за ее способности зарабатывать.
После замужества Гита Датт редко пела для фильмов, кроме тех, которые снимал ее муж, хотя как певица она продолжала пользоваться большим спросом.
Когда Гуру Датт умер в результате нелепого стечения обстоятельств 10 октября 1964 года, он оставил жену и троих маленьких детей — Таруна, Аруна и Нину. У него остался также незаконченный фильм «Ожидание весны / Baharen Phir Bhi Aayengi», который впоследствии полностью пересняли с Дхармендрой в главной роли.
Работы Гуру Датта выделялись среди других индийских фильмов 1950-х годов. Его фильмы начали показывать на международных фестивалях во Франции, Италии и США. Некоторые из его проектов были показаны по британскому телевидению, а «Жажда» (1957) и «Бумажные цветы» (1959) были выпущены в парижских кинотеатрах. «Жажда» также был показан на фестивале индийских фильмов в Токио.
Мало кто тогда мог предположить, какое международное признание и признание критиков принесут фильмы Гуру Датта со временем. По иронии судьбы в «Жажде» Гуру Датт предвидел отношение к самому себе (что истинный художник ценится только после того, как он ушел из жизни). То же самое можно сказать и о другом великом современнике Датта, Ритвике Гхатаке.
Хотя у Даттов была неспокойная семейная жизнь, Гита любила Гуру и отклоняла все предложения руки и сердца после его смерти. Она была еще довольно молода, слегка за 30, и все еще пользовалась большим спросом в карьере. Но после ухода мужа Гита начала пить и умерла в 1972 году. Ее песни остались в архиве истории индийской киномузыки.
Мила — Bollywoodtime
Это интересно: Гуру Датт и его муза, супруга Гита: 11-летний союз, полный взлетов и падений