Фатма Бегум — первая в Индии женщина-режиссер

Продолжая нашу специальную серию о женщинах-первопроходцах Болливуда, сегодня познакомимся с Фатмой Бегум — первой женщиной-режиссером в индийском кино, которая разбила стереотипы перед камерой и за ней.

Актриса, сценарист и первая индийская женщина, ставшая кинопродюсером и режиссером, Фатма Бегум родилась в 1892 году и заняла для себя нишу в индийском кино в то время, когда женщин не принимали даже в актерской профессии. Фатма была замужем за навабом Сиди Ибрагимом Муххамадом Якут Кханом III — последним правителем княжества Сачин (ныне штат Гуджарат). У них было три дочери: Зубейда, Султана и Шехзади, которые пошли по стопам матери и стали актрисами. К сожалению (или к счастью), муж бросил Фатму, и вместо того, чтобы совершить самоубийство (в те времена уход мужа был подобен смерти), храбрая Фатма, которая владела литературой на урду, присоединилась к театру, где быстро сделала себе имя.

Когда Ардешир Ирани основал Star Films Limited и продюсировал свой первый немой фильм Veer Abhimanyu (1922), на главные роли он выбрал Фатму и ее дочь Султану. Благословленная светлой кожей и потрясающей внешностью, Фатма сильно выделялась на фоне актеров-мужчин, которые играли женские роли. Народ сутками толпился у кинотеатров, чтобы хоть мельком взглянуть на красивую женщину в кино, и вскоре Фатма стала большой звездой. Она снялась еще в нескольких фильмах, таких как Sati Sardaba (1924), Prithvi Vallabh (1924), Kala Nag (1924), Gul-e-Bakavali (1924) и Mumbai Ni Mohini (1925).

Вскоре после этого, в 1926 году, Фатма основала свою продюсерскую компанию Fatima Films, а также написала сценарий и сняла фильм Bulbul-e-Paristan (1926) — роскошный проект, в котором участвовали ее дочери Зубейда и Шехзади. Основанный на персидской басне, он рассказывал об истории королевы, которая должна была использовать свои магические силы, чтобы навести кругом порядок. Фильм явил зрителю фэнтезийный мир, в котором женщины предстали в роли волшебниц и фей, а для создания спецэффектов использовалась фокусная фотография. На то время это был самый высокобюджетный фильм в индийском кино и стоил Фатме много денег.

Анусуя Кумар, писательница и исследователь, преподававшая в Университете Питтсбурга в США, указывает в своем сборнике о культуре Индии, что этот фильм вызвал интерес индустрии в фантастических фильмах. Автор пишет: «Выбор Фатмой Бегум персидской сказки для своего фильма вместо индуистского мифологического материала, использованного ее предшественниками-мужчинами, был примечателен тем, как он впервые открыл богатые воображаемые поля из многокультурных индийских общин парсов и армян и способствовал популярности на экране».

Она продолжает: «Bulbul-e-Paristan (1926) положил начало новому жанру фэнтезийных фильмов, таких как «Алладин и Чудесная лампа» (1931), Afghan Abla (1931) и Alam Ara (1931), созданных коллегой и другом Фатмы Бегум, Ардеширом Ирани».

До этого в кино доминировали мифологические и религиозные фильмы, а с выходом первого фильма Фатмы Бегум, начали набирать обороты костюмированные драмы и фильмы о волшебстве. В 1928 году компания Fatma Films была переименована в Victoria-Fatma Films. В период с 1926 по 1929 год Фатма Бегум сняла около девяти фильмов (среди которых популярные «Богиня любви» (1927), «Хир Ранджа» (1928), «Шакунтала» (1929). В большинстве этих фильмов женщины играли главные роли и исследовали чувственные и творческие черты характера своих героинь.

Дочь Фатмы — Зубейда была героиней немого кино и получила роль в первом индийском звуковом фильме Alam Ara (1931). А дочь Шехзади была опытной и популярной танцовщицей, наравне с современницами — Азури и Куку. Удивительно, но все три дочери Фатмы стали суперзвездами немого кинематографа.

Это интересно: Блестящая и ослепительная Азури — первая танцующая звезда индийского кино

Фатма продолжала сниматься до конца 1930-х годов, и ее последним фильмом, возможно, был Duniya Kya Kahegi (1937). Она умерла в 1983 году в возрасте 91 года, оставив богатое наследие в киноиндустрии. Она не только открыла возможности кинопроизводства для других женщин, но и благодаря своим фильмам подарила людям неоценимый опыт и перспективы развития кино в целом.

Автор: Суприт Кахлон
Перевод Милы специально для
Статья запрещена к копированию

Это интересно:
Уходит эпоха: вспоминая Шаши Капура…
Жизнь на своих условиях: вспоминая о Парвин Баби
6 женщин, которые стали первыми в индийском кино
Джадданбай: певица, актриса, композитор и режиссер
Замуж в 13, в 24 — вдова: Вспоминая первую женщину индийского кино, Камлабай Гокхале…

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Фатма Бегум — первая в Индии женщина-режиссер: 1 комментарий

  • Саима-ханум
    3 апреля, 2020 в 10:38
    Permalink

    Вот это дааа! Какая героическая женщина!!!! Молодец! Суметь в начале 20-го века выстоять, не сломаться, определить не только свою судьбу, но и судьбу своих дочерей — это дорогого стоит. Да ещё при всех стрессах дожила до 90 лет! Великая женщина.

    4+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *