Fan / Фанат / Маниш Шарма (2016). Рецензия Падмини

Одержимость

Однажды маленький мальчик из Дели увидел его фильм. Походка, жесты, мимика, необычное поведение и поступки персонажа произвели неизгладимое впечатление на душу и психику ребёнка. И чем больше малыш смотрел его фильмов, тем сильнее проникался. Он — Арьян Кханна, а мальчишка – Гаурав Чандана. Время шло, а детская привязанность лишь всё усиливалась, и всё глубже пускала корни в недра психики. Возможно, эта одержимость была столь велика, что оказала воздействие даже на внешность. Нет, конечно, Гаурав не стал фото-копией мегазвезды Арьяна Кханны. Но развившаяся благодаря усердным тренировкам аналогичная манера речи, походки и телодвижений делала сходство ощутимым и эффектным. Особенно для тех, кто никогда не сталкивался с кинозвездой в реальной жизни. Арьян заслонил для Гаурава стремление к образованию и карьере, встал выше сыновней почтительности к родителям и даже пылкой влюблённости к девушке из того же района. Кинозвезда заполнила собой для юноши практически весь мир и для всего остального в нём осталось не так уж много места. А самой большой мечтой для Гаурава стала возможность лично поздравить своего кумира с Днём рождения, вручить подарок и получить взамен 5 минут его личной жизни и внимания.

Слово fan можно перевести и как «поклонник» и как «фанат». Но в русском языке именно последний вариант, производный от «фанатизма» имеет чётко выраженную экспрессивную негативную окраску. «Фанат» означает не просто увлечённость творчеством своего кумира и пристальное слежение через все доступные средства за его реальной жизнью и карьерой, но и одержимость, толкающую на подлинно безумные поступки. Такое поведение шокирует обычных людей, вызывает непонимание даже со стороны близких, не разделяющих подобной увлечённости. Фанат способен совершать отдельные далеко не безобидные, а то и опасные для окружающих поступки. Исследованию этого сложного психологического феномена и посвящён фильм Маниша Шармы. Кино, в котором нет антагониста и протагониста как таковых. Противостояние Арьяна и Гаурава носит глубоко личный характер и вытекает из различного понимания ими по сути одних и тех же вещей. Нет ни одной песни, даже закадровой. Никакой романтики в её традиционном индийском понимании. Даже героини как таковой тоже нет. Это фактически представление одного актёра, поскольку обе главные роли в нём играет Шах Рукх Кхан, чья реальная внешность в облике Гаурава претерпевает поразительную трансформацию благодаря уникальным инновационным технологиям. Повествование непросто чётко делится на две части, но после традиционного интервала начинается по сути совсем иное кино.

Первая половина скрупулёзно реалистична и предельно честна в изображении всех деталей поведения персонажей. Она призвана втянуть зрителя в мир Гаурава, дать возможность эмоционально прикоснуться к его сокровенным чувствами состоянию души, увидеть жизнь, кино и мегазвезду его глазами. Во второй части и без того стремительная динамика повествования приобретает практически бешенный ритм. Всё происходит словно в темпе учащённого сердцебиения. Герои находятся в постоянном движении, пересекая разные уголки Европы и Индии. Реалистичная манера заменяется экшеном близким по духу современному Голливуду. Правдоподобие уступает место сугубо кинематографическим приёмам и трюкам, сложно совместимым с жизненными реалиями. Такой метод должен, с одной стороны, снять излишнюю напряжённость сюжета и понизить градус мрачной депрессивности, за счёт внесения элементов развлекательной феерии. В тоже время это позволяет прочувствовать насколько кардинально и непоправимо меняется личность Гаурава, после того как его мечты и иллюзии разлетаются на осколки, способные искромсать не только его собственную душу, но и повлиять на жизнь других людей. Даже такого далёкого и, казалось бы, совершенно недоступного кумира.

Природа и суть звёздной славы и воздействия её ореола на людей очень сложна и противоречива. В Индии кинозвёзд почитают до степени поклонения и обожествления. Фанаты иногда настолько поглощены своим кумиром, что на собственную карьеру и личные отношения времени и места уже не остаётся. Это в США звёзды могут пойти на многое, чтобы держать свою личную жизнь вдали от глаз любопытной толпы. Но в Индии все крупные кинозвёзды являются общественным достоянием. Публика, зрители, поклонники считают, что они вправе лезть в их частную жизнь. Гаурав полагает, что между ним и Арьяном есть незримая связь, поэтому он вырос таким похожим на своего кумира в молодости и поэтому у него так здорово получается копировать его стиль поведения. Юноша искренне верит, что имеет право на толику внимания к себе со стороны звезды. Ведь Арьян сам неоднократно публично заявлял, что многим обязан своим поклонникам. Чувства молодого человека настолько сильны, что являются настоящим наваждением. А одержимый в глазах нормальных людей выглядит сумасшедшим. Любовь фаната к кумиру сродни любви к возлюбленной. Поведение Гаурава напоминает Меджнуна, обезумевшего от своих чувств к Лейле. Это яростная, готовая всё смести на своём пути страсть, пусть и лишённая сексуального подтекста. Чувства юноши уходят своими корнями в раннее детство, поэтому они стали частью базовой структуры личности. Их нельзя изъять из психики принудительно, не разрушив её. И отказаться от них добровольно человек тоже не в состоянии. Такая одержимость, оказавшаяся несчастным безответным чувством, способна привести к внутреннему взрыву. И мирный в общем-то милый паренёк превращается в жаждущего реванша опасного и совершенно непредсказуемого типа.

Арьян – личность совершенно иного склада. Он мало зависим от своих эмоций и руководствуется в жизни разумом и целеустремлённостью. Эти двое слишком по-разному воспринимают окружающую реальность и поэтому просто не способны понять один другого. То, что допустимо и даже справедливо, по мнению одного, совершенно неприемлемо и невозможно в глазах другого. Поэтому сколько не стремись к компромиссу, он не выходит. Победить может только один. Тот, кто сильнейший. Причём силою, не столько заключающейся во внешнем влиянии и власти, сколько во внутренней воле и разуме.

© Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

43 thoughts on “Fan / Фанат / Маниш Шарма (2016). Рецензия Падмини

  • Роки Хинандани
    18 августа, 2023 в 20:16
    Permalink

    Посмотрел только сейчас и задался вопросом. Эпизод явления Короля народу конечно произвел впечатление и очень эпичен. Но задался вопросом вообще системы фанатства Болливуда. Почему у Шаха (актера) толпятся фанаты одни мужики? А девочкам фанаткам что делать? Интересно было бы посмотреть фильм на тот же сюжет, что бы героиня фанатских грез была бы женщина? Их тоже так же атакуют? Тоже одни мужики?

    0
  • Avatar
    14 февраля, 2019 в 21:14
    Permalink

    Julie_Agra , огромное, огромное спасибо за ответ. Сейчас буду читать.

    2+
  • Julie_Agra
    14 февраля, 2019 в 19:58
    Permalink

    Катерина , я вам ответила, но комментарий ждёт проверки, там ссылки.

    2+
  • Julie_Agra
    14 февраля, 2019 в 19:38
    Permalink

    Катерина , вот к примеру мои.

    Харри и Седжал:
    http://bollywoodtime.ru/jab-harry-met-sejal-kogda-harri-vstretil-sedzhal-retsenziya-julie_agra/

    Раис:
    http://bollywoodtime.ru/raees-bogatey-retsenziya-julie_agra/

    Ну и Зеро до кучи, если надо (больше вроде бы у меня нет рецензий на фильмы ШРК на этом сайте):
    http://bollywoodtime.ru/zero-nol-2018-retsenziya-julie_agra/

    А так по поиску можно поискать. Другие люди тоже отзывы писали свои)

    4+
  • Avatar
    14 февраля, 2019 в 19:22
    Permalink

    Добрый вечер. Прошу прощения за вопрос не по теме. Подскажите , где можно посмотреть рецензии на фильмы Раис и Когда Гарри встретил Седжал. Спасибо

    3+
  • Julie_Agra
    14 февраля, 2019 в 18:47
    Permalink

    Linast , абсолютно согласна, фильм не из лёгких. Часто его не посмотришь, но разок посмотрев — грузишься затем долго. Но как же я тащусь от игры Шаха здесь) И в качестве Гаурава (особенно), и в качестве Арьяна.

    8+
  • Linast
    14 февраля, 2019 в 18:02
    Permalink

    Посмотрела, пока только эмоции! вот это трэш! вот это меняется Болливуд! и мне это нравится , что меняется! и ШРХ мне тоже нравится, что меняется, все его последние фильмы, где неоднозначная история — вообще выше всяческих похвал, не знаю, почему людям не нравятся…… конечно фильм Фанат…. ну так скажем не для всех….. не для тех, кто захотел вечерком развлечься под классическое индийское кино, такой триллер…… Точно не буду смотреть второй раз, тяжелый очень, фильм хороший и сыграно хорошо, и меня не покидало чувство, что Младший — это совершенно другой актер, могли бы, кстати, и пригласить другого и также ему смоделировать лицо. и если после какого-нибудь фильма остается какое-то послевкусие, здесь какой-то такой мрачный осадок. Я такие фильмы не люблю, даже если бы такую роль сыграл другой классный актер из Голливуда, например, и тоже было бы так же жестко, мне бы тоже не понравилось, нет, «не понравилось» — не то определение, наверное такой жанр, просто не мой, но фильм классный, снято сильно, сыграно на пределе, музыка в конце…. по поводу задуматься это наверное к молодым, а для себя … да все равно задумалась, век живи — век учись….. сын растет….. не сотвори себе, млин, кумира. Елки-палки, вот это у меня ощущения сейчас…..

    6+
  • Linast
    14 февраля, 2019 в 14:21
    Permalink

    я совсем недавно стала поклонницей (фанаткой, после данной рецензии, сложно себя назвать ) ШРХ, года 4 наверное, и еще не все фильмы просмотрены….. вот наткнулась на этот фильм, еще не смотрела, но морально себя подготовила…..пока под впечатлением от «Zero»……. Спасибо за рецензию……

    5+
  • Avatar
    27 января, 2019 в 21:41
    Permalink

    Julie_Agra , Это да. После просмотра заключительной сцены в Raees я под впечатлением неделю ходила. До слез пробил финал. Музыка ещё такая…

    11+
  • Julie_Agra
    27 января, 2019 в 20:31
    Permalink

    Катерина , у меня та же ситуация. Нравятся все его роли последних нескольких лет, но это не фоновые фильмы, чтобы смотреть их между делом и под шумок. А когда вникаешь — много энергии жрёт. Фанат уж явно не из лёгких… А Раис!

    13+
  • Avatar
    27 января, 2019 в 20:01
    Permalink

    Julie_Agra , спасибо за ответ. Безусловно он изменился и изменились его роли. Мне последние фильмы нравятся все. Но Фан смотреть второй раз не могу. Тяжело . Хотя фильм снят отлично. Ещё раз спасибо за ответ.

    9+
  • Julie_Agra
    27 января, 2019 в 13:34
    Permalink

    Катерина написал(а):

    Добрый вечер. Будьте добры,поделитесь мнением,мог ли фильм Фан повлиять на то,как теперь принимают фильмы Шахрукха. Ну может на него обидились фанаты? Заранее спасибо.

    Моё мнение — именно с «Фаната» Шах стал определённо меняться как актёр, двинувшись в неожиданном направлении, отойдя от привычного образа — вернее, от нескольких привычных образов. Назовите это как хотите, кто-то считает что сценарии слабые, кто-то считает что Шаху пора уходить («я устал, я мухожук») — а я считаю, что именно «Фанат» положил начало ряду его творческих экспериментов, которые может быть плохо (или не очень хорошо) приняты массовой публикой, но при этом нашли своих ценителей и почитателей.
    Тут дело в том, что и ШРК тоже изменился внутренне. Я могу понять актёра, которому довольно скучно играть то, что он уже неоднократно делал раньше. Даже если народ этого требует…

    17+
  • Avatar
    27 января, 2019 в 10:49
    Permalink

    Падмини , Спасибо огромное за ответ smile

    4+
  • Падмини
    27 января, 2019 в 07:50
    Permalink

    Катерина написал(а):

    Добрый вечер. Будьте добры,поделитесь мнением,мог ли фильм Фан повлиять на то,как теперь принимают фильмы Шахрукха. Ну может на него обидились фанаты? Заранее спасибо.

    Здравствуйте
    Поскольку Вы написали под моей рецензией, то я возьму на себя смелость ответить.
    Мне не кажется, что фильм «Фан» ответственен за кассовые неудачи фильмов Шаха.
    Он, конечно, мог повлиять на отдельных людей, но не на массы в целом. Мне так кажется.
    Кроме того, не только фанаты делают кассу фильма. Фильм будет успешным, если понравится большинству зрителей: как фанатам Шаха, так и другим. Причём понравиться должен так, чтобы на него хотелось сходить несколько раз в кинотеатр.
    К тому же, проблемы со сборами фильмов сейчас у всех Трёх Кханов, а не только Шаха.
    Есть другие причины, которые влияют на кассу.
    Я попыталась их проанализировать со своей точки зрения в статье «Заговор против Трёх Кханов?», которая находится на этом сайте в разделе «Знаете ли вы?»

    5+
  • Avatar
    26 января, 2019 в 21:00
    Permalink

    Добрый вечер. Будьте добры,поделитесь мнением,мог ли фильм Фан повлиять на то,как теперь принимают фильмы Шахрукха. Ну может на него обидились фанаты? Заранее спасибо.

    4+
  • Julie_Agra
    21 января, 2019 в 18:19
    Permalink

    mo-tata , я тоже «Фаната» голливудского смотрела, причём ещё до фаната болливудского, когда у Шаха этой роли даже в проекте не было, так что была непредвзята и не с желанием сопоставить, кто у кого что украл. Смешно прям было, когда сплошняком повалили вот эти обвинения в плагиате — из которых делаю вывод, что как минимум одного из «Фанатов» критики точно не смотрели.
    Причём когда я просила назвать мне конкретное сходство сюжетных ходов — в ответ тишина, и вдоль дороги мёртвые с косами стоять (с). Это как с сюжетными «дырами» в «Зеро» — все про них говорят, но никто не может их конкретно назвать.

    10+
  • mo-tata
    21 января, 2019 в 16:44
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Ни о какой кальке и речи не идёт. Совсем разные сюжетные линии у фильмов, поведение героев, построение истории. Личности героев совершенно разные. Как «звёзды», так и «поклонника».

    Да, совершенно согласна. Я помню эти разговоры и волну негатива на этой почве. Специально пошла посмотреть фильм с Де Ниро. Ничего общего, кроме самой идеи «фанат-кумир». Да и после выхода фильма эти разговоры быстренько сошли на нет. Тем более меня удивило, что это всплыло сейчас mda

    9+
  • Julie_Agra
    21 января, 2019 в 15:19
    Permalink

    sakura написал(а):

    так как можно было подарить своим фанатам эту кальку c триллера The Fan с Робертом де Ниро ?

    Ничего общего, кроме названия. Ну, и собственно идеи о том, что фанатизм может быть одержимым и со знаком минус. Но эта идея лежит на поверхности, и не только в двух фильмах она показана. Есть куча фильмов о фанатах и фанатках, где от любви до ненависти. Ни о какой кальке и речи не идёт. Совсем разные сюжетные линии у фильмов, поведение героев, построение истории. Личности героев совершенно разные. Как «звёзды», так и «поклонника». Люди просто в постерах углядели сходство и ну орать что плагиат. Большинство из орущих-то в Индии даже не знает, кто такой Роберт де Ниро. Но заранее орут, что сюжет стырили, их же хлебом не корми, дай поорать почём зря.
    Этак можно про любой фильм о супружеских изменах сказать, что это калька с Анны Карениной.

    12+
  • AElena
    21 января, 2019 в 15:02
    Permalink

    sakura написал(а):

    ведь фильм заявлялся подарком фанатам, помните ?

    То есть после всех выходок Гаурава звезда пожурит и обнимет ? Типа,ты глупый мальчишка,но за твою фанатскую любовь я все прощу и будем друзьями ? Блокбастер !!!
    Подарок,по-моему,в том смысле,что звезда на самом деле показана понимающей и терпеливой.
    После нападения на Сида в «помощь» кумиру,как отреагировал Арьян ? Проучить легонько, по-тихому и домой,да еще оплатил.Нашел время лично приехать,не равнодушный.При встрече пытался мозги вправить.Мы,женщины,судим Гаурава по-своему,по -матерински,жалко,бедный,несчастный,почему бы не обнять…У мужиков другой подход и разговор по душам.Подарок ? А ведь мог бы привлечь прессу,телевидение и обратиться ко всем своим фанатам с отечески-пиарной речью-не делайте как Гаурав.Или просто отдать дело Сиду и забыть.Пусть засудят по закону.Если бы зависимость Гаурава не была бы такой глубокой,можно сказать легко отделался…
    Даже когда озлобленный фанат,изрядно навредив карьере звезды,перешел черту и коснулся самого дорогого,семьи и детей,взбешенный Арьян пришел один,без армии помощников,которые стерли бы нафиг в порошок и Гаурава и всю его семью,добившись явки с повинной.Выступил на конкурсе,просто рассказав правду монологом «Гаурава»,обелил свое имя…а дальше ? ушел бы домой ? Но Гаурав начал стрелять,потом эта гонка и драка на крыше…
    А эти слова,разве не подарок ? «Я готов все забыть и ты забудь.Живи своей жизнью и дай мне жить своей» !!! Ведь Арьян до самого конца пытался вытащить этого мальчишку из фанатского омута в реальность.Уже ни злобы,ни жажды мести…только жалость,тоска и отчаяние от бессилия.
    Подарок фанатам-это отрезвляющее предупреждение.Не приносите свою личность и свою жизнь на алтарь любви ко мне.Кто понял,тот будет благодарен,а кто обиделся на Шаха за этот фильм,тот пусть лучше идет в фанаты к другой звезде.

    16+
  • nino
    21 января, 2019 в 14:56
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    nino , это понятно, что фанаты везде — ненормаши, но просто в Индии это приправлено ещё и вполне официальным божественным культом))) То есть назвать актёра Богом никто не почтёт за святотатство. Тем более в индуизме сколько богов… Ну, и актёры сюда легко вписываются.
    Думаю, если бы в России где-нибудь фанатка поставила фото, ну к примеру, Димы Билана в красный угол и стала бы на неё креститься и молитвы шептать — это бы уже точно попахивало психушечкой. Здесь же, в Индии, вполне открыто и массово могут делать пуджу на фото артиста, которое будет стоять у них на алтаре рядом с ликами Кришны или там Ганеши… так что в Индии это реально официально одобренный массовый психоз)))

    Вы абсолютно правы и я понимаю, что в индии это безумие, практический, легализованное, но откровенно говоря, это для меня более смягчающие обстоятельства, чем отягчающие. Я не знаю, в индии были случаи, когда несколько десятки поклонников покончили собой, узнав о смерти своего кумира? Вы только представьте, в цивилизованной и монотеистической европе на какую орбиту мышления нужно выйти, чтоб пойти на такой шаг? Хотя, учитывая специфику местного бытия, потенция и тенденция развития событий в индии гораздо опасна.

    4+
  • Аноним
    21 января, 2019 в 13:26
    Permalink

    sakura написал(а):

    так как можно было подарить своим фанатам эту кальку c триллера The Fan с Робертом де Ниро ?

    Кризис идей и сценариев.
    Нам, может, этого не понять, но похоже они не могут иначе.

    На ютубе есть такой канал бэдкомедиант, иногда его смотрю, он делает обзоры на фильмы (не Болливуд, к сожалению). Так вот у него часто в роликах высмеивают обкуренного обнюханного в хлам сценариста. (например, лежит он никакой, тут ему звонят и говорят что Госкино дало деньги на новый сценарий, а он «нееееет, я после написания сценария «Викинга» завязал с наркотиками»).

    К сожалению, похоже, что многие сценаристы там живут в каком то своем мире, далеком не то что от реальности, а часто от здравого смысла. И придумать что то новое просто не могут никак вообще, вот и копируют все что плохо лежит.

    5+
  • sakura
    21 января, 2019 в 13:02
    Permalink

    есть мнение, чем профессионал отличается от любителя.
    последний спрашивает «как (это делать)», а профи — «зачем…».

    вот не пойму я, зачем это надо было…
    ведь фильм заявлялся подарком фанатам, помните ?

    ШахРукх как-то говорил, что получает от своей звездности больше, чем теряет )
    мож цитата не точная, но суть в этом.
    так неужели, хотя бы для баланса, нельзя было это как-то отразить ?

    как на него молятся, например…
    буквально — на него и за него )
    усилиями своих фанов ШахРукх давно благославлен и даже обожествлен, разве нет?

    сколько преданного обожания и искренней любви он получает…
    так как можно было подарить своим фанатам эту кальку c триллера The Fan с Робертом де Ниро ?

    7+
  • Julie_Agra
    21 января, 2019 в 12:38
    Permalink

    nino , это понятно, что фанаты везде — ненормаши, но просто в Индии это приправлено ещё и вполне официальным божественным культом))) То есть назвать актёра Богом никто не почтёт за святотатство. Тем более в индуизме сколько богов… Ну, и актёры сюда легко вписываются.
    Думаю, если бы в России где-нибудь фанатка поставила фото, ну к примеру, Димы Билана в красный угол и стала бы на неё креститься и молитвы шептать — это бы уже точно попахивало психушечкой. Здесь же, в Индии, вполне открыто и массово могут делать пуджу на фото артиста, которое будет стоять у них на алтаре рядом с ликами Кришны или там Ганеши… так что в Индии это реально официально одобренный массовый психоз)))

    7+
  • nino
    20 января, 2019 в 21:49
    Permalink

    Падмини , большое спасибо за такую тщательную и скрупулезную рецензию — ведь тема очень щепетильная. Могу подписаться под каждым вашим словом, только одно хочу добавить от себя, хотя и боюсь, что не миновать мне тухлых помидоров.

    В Индии кинозвёзд почитают до степени поклонения и обожествления. Фанаты иногда настолько поглощены своим кумиром, что на собственную карьеру и личные отношения времени и места уже не остаётся.

    Думаю, этот роковой знак стоит не только на индийских фанатах. Самым ярким примером фанатичного безумия, для меня, является Beatles и та истерия, что творилось вокруг него. В детстве сама была увлечена, многое смотрела, читала и наслушалась более чем достаточно, в том числе, что были факты самоубийств поклонников после кончины Леннона. Так что да, «Природа и суть звёздной славы и воздействия её ореола на людей» очень и очень сложна и опасна. Каждая персона, обладающая силой славы, старается распространить свое влияние на своих поклонников, сознательно или бессознательно внедряя и поощряя безрассудное поклонение к себе. Конечно, никто не преднамеревается сотворять Гауравов, но в их существовании они, однозначно, несут свою долю ответственности.
    Julie_Agra написал(а):

    Фанат изменил своего кумира, и эти изменения гораздо глубже, чем можно себе представить. Последние кадры — тому подтверждение. Возможно, он стал лучше понимать чувства КАЖДОГО своего поклонника, машинально отыскивая лицо Гаурава в толпе. Каждый может оказаться Гауравом. И… наверное, Арьяну теперь будет нужно найти более подходящие слова и более подходящие поступки, чтобы не повторить непоправимое… Мне кажется, он в полном смятении и раздрае в конце фильма. Терзается чувством вины.

    Да, его мир, как внутренней, так и внешний, навсегда изменён, он смотрит иными глазами и видит иное перед собой. И хотя он был убеждён в справедливости и честности своей позиции, от своей доли в происшедшем он не может отторгаться. Неумолимый голос совести сидит в каждом из нас, нравится нам это или нет.
    Julie_Agra написал(а):

    Толпа навсегда перестала быть для него безликой. У каждого индивида — свой богатый внутренний мир

    Это и есть, на мой взгляд, наилучший вариант хеппи энда для этой истории.

    Сам фильм никак не могу назвать любимейшим для себя, слишком уж тягостный для меня, но он, несомненно, один из самых глубоких и тяжелых в карьере Шаха, как в плане технического исполнения роли, так и восприятия посыла самого фильма.

    8+
  • Avatar
    20 января, 2019 в 21:11
    Permalink

    Julie_Agra , Да, и еще эту фразу часто говорят подростки, и делают гордый вид. Но на самом деле это просто попытка ребегка оправдать глупости , совершенные из-за того, что не научился владеть собой.
    А лишение себя жизни, это способ решения всех проблем ребенка, не умеющего взаимодействовать с окружающим миром.
    Фанат- фильм о несформировавшейся личности, пошедшей по неправильному пути развития и отказавшейся начать правильно работать над собой из потакания своему эго, из-за страха встретиться с реальным миром, совершившей самоубийство. Плохо то, что такому недочеловеку придается некоторый ореол героизма, а его глупому поведению оттенки правильности.

    4+
  • Avatar
    20 января, 2019 в 21:01
    Permalink

    Julie_Agra , Да, ему не понять паталогичность сознания, и это хорошо. Иначе он тоже был бы психом, без оглядки совершающим преступления…

    2+
  • Julie_Agra
    20 января, 2019 в 17:05
    Permalink

    Виталий написал(а):

    Дело в том, что искусство должно нас учить чему то, и обычно это происходит посредством сюжета, в котором главный герой фильма, косячивший раньше, начинает поступать правильно или просто образумеваетсч, но в Фанате нас этого просто лишили.

    Очень спорное утверждение.
    Далеко не все любят назидательную мораль, крупным планом размазанную по экрану. А уж чудесное исправление героя, раскаяние и осознание своих ошибок — это ну такая лажа была бы.
    Фанатизм (даже со знаком минус) — это не просто прихоть. И тут не сработает принцип «всё понял, исправлюсь». Это глубоко психологическая проблема, которая не решается на раз-два.
    Всё гораздо сложнее. Фанат погибает, но при этом он остаётся верен именно своим убеждениям. Он неизменно уверен в своей правоте. И его коронная фраза в фильме — «Rehne de… Tu nahi samjhega» — звучит даже в последние мгновения перед падением.
    «Забей. Тебе всё равно не понять». (с)

    12+
  • Avatar
    20 января, 2019 в 16:14
    Permalink

    Игра Шаха, конечно, очень сильная, но эта концовочка с падением в стиле Байкеры 3 оставляет тяжелые впечатления. Нет никакого желания пересматривать.
    Дело в том, что искусство должно нас учить чему то, и обычно это происходит посредством сюжета, в котором главный герой фильма, косячивший раньше, начинает поступать правильно или просто образумеваетсч, но в Фанате нас этого просто лишили.

    5+
  • Julie_Agra
    20 января, 2019 в 13:03
    Permalink

    mo-tata написал(а):

    Есть у меня такое с некоторыми любимыми фильмами. Люблю, но часто пересматривать не могу.Слишком много душевных сил забирают.

    Аналогично.

    8+
  • mo-tata
    20 января, 2019 в 00:33
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    если бы всё закончилось хэппи-эндом и Арьян Кханна спел и сплясал бы на свадьбе Гаурава.

    А что, так тоже можно было shock laugh Не не, чур меня. Может и была вторая часть фильма, как пишет Падмини, «киношная». Для меня, может быть, слишком «киношная», но я просто отключалась на некоторых моментах от логики и тупо Шахом любовалась laugh Но заменить конец фильма на ваниль с сахаром. Неееееее, без меня… Вот сижу в этой теме сегодня целый день, и постоянно ловлю себя на мысли, что ностальгирую по Шаху в этом фильме. По его эмоциям, по его невыносимому выражению этих эмоций через глаза, жесты, язык тела. Но не могу заставить себя еще раз пересмотреть. Надо настраиваться. Есть у меня такое с некоторыми любимыми фильмами. Люблю, но часто пересматривать не могу.Слишком много душевных сил забирают.

    9+
  • gur3107
    19 января, 2019 в 23:11
    Permalink

    Julie_Agra , да, у героя Шахс было право злиться на Гаурава, и я, как зритель не везде одобряла его (Гаурава) действия, но мне было очевидно, чем тот ведом. Но от Арьяна у меня осталось ощущение жестокости (возможно, объяснимой), но чрезмерной. Это мое ощущение, я на нем не настаиваю для всех смотрящих фильм -))))

    3+
  • gur3107
    19 января, 2019 в 23:06
    Permalink

    mo-tata , я абсолютна согласна, что в этом фильме к каждому герою применимы свои «за и против», поэтому фильм и хорош.

    5+
  • mo-tata
    19 января, 2019 в 22:36
    Permalink

    gur3107 написал(а):

    но и Гаурав не каждый.

    Ну это для нас, как зрителей, Гаурав «не каждый». Мы видим его жизнь, его историю с самого детства и проникаемся к нему симпатией и жалостью. А для Арьяна он кто? Ненормальный, который шантажировал и угрожал его конкуренту. Что у него в голове? Что он сделает в следующий раз? Мы всегда опасаемся того, чего не можем понять или дать объяснение. А для Арьяна Гаурав и его поступок не был понятен. Он только точно знал, что это плохо. И не захотел вникать и не захотел принимать эту беззаговорочную слепую любовь к себе. Поэтому на протяжении всего фильма, в каждом следующем эпизоде противостояния героев задаю себе вопрос : Что правильно, что нет? Как надо было поступать героям чтобы избежать всего этого ужаса? Где должна была прерваться эта цепь трагических событий. И не нахожу ответа. Оба правы в своей правоте и одновременно не правы в своем эго. У меня от этого фильма полный «когнитивный диссонанс» laugh Как говорит вики: — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. laugh laugh laugh

    8+
  • Julie_Agra
    19 января, 2019 в 22:25
    Permalink

    gur3107 написал(а):

    Можно держаться линии, вот я актер, свою работу, делаю, нравится — смотрите, нет не ходите на меня. Но он же выходит к фанат, собирающимся у его дома, он же поощрает это. Тогда не выходи. Или что это он может, а для большего он слишком велик?

    Так Арьян на Гаурава обозлился не из-за того, что он просто попросил 5 минут внимания. Этой сцене предшествовало, вообще-то, другое событие, практически криминального характера, когда Гаурав вообразил, что он вправе расправляться с обидчиками Арьяна. Он слишком много на себя взял. Звезда рассердилась на фаната не за фанатизм. А за преступление, прикрывающееся «любовью к Арьяну».

    7+
  • gur3107
    19 января, 2019 в 21:44
    Permalink

    Спасибо за рецензию. Я видела фильм, но почему-то сама не думала о том, что Гаурав настолько рос на Арьяне, что это сделало их похожими, что логично. Спасибо за эту мысль.
    Я когда смотрела фильм, мне было понятно человеческое желание звезды сохранить право на приватность, НО Гаурав был абсолютно прав швырнув Арьяну его слова о фанатах. Я понимаю, что пять минут для каждого фаната не найдешь, но и Гаурав не каждый. Можно держаться линии, вот я актер, свою работу, делаю, нравится — смотрите, нет не ходите на меня. Но он же выходит к фанат, собирающимся у его дома, он же поощрает это. Тогда не выходи. Или что это он может, а для большего он слишком велик?
    Короче, танцевать и петь вместе не нужно, но извиниться мог, я думаю.

    5+
  • Julie_Agra
    19 января, 2019 в 19:42
    Permalink

    mo-tata , на волне обсуждений Фаната читала и такую из версий — дескать, народ принял бы фильм лучше, если бы всё закончилось хэппи-эндом и Арьян Кханна спел и сплясал бы на свадьбе Гаурава. Боже, как я рада, что такого не случилось.

    6+
  • mo-tata
    19 января, 2019 в 19:14
    Permalink

    Падмини ,
    Большое спасибо за рецензию. И для меня фильм является одним из лучших в фильмографии Шаха. Один из наиболее глубоких, многогранных и многослойных. Нет явного героя и явного злодея (как в боьшинстве индийских фильмов). Демоны внутри. Черное и белое идут рядом, крепко держась за руки. Я до сох пор не могу дать себе ответа, должен ли Арьян был уступить Гаураву и подарить ему пять минут себя или нет. Или то, что случилось закономерно и с этим ничего не поделаешь. И всегда задаюсь вопросом, как тебе Арьян живется с мыслью, что вольно или невольно, но стал виновником гибели человека. Но в тоже время, смог бы сам Гаурав жить после всего того, что случилось. И какова была бы эта жизнь, если все, во что ты верил беззаговорочно, рухнуло в одночасье. Весь твой мир, такой счастливый и беззаботный провалился в ад. Эмоционально и психически Гаурав к финалу был уже мертв. Сумел бы он возродиться? Думаю нет. Поэтому для меня не ответа на вопрос, могла ли эта история (не фильм, а история фанат-кумир) быть со счастливым финалом. Перебираю, фантазирую в голове варианты, так и так. Стараюсь оправдать поступки то одного, то другого. Но всегда прихожу к трагедии… Не сотвори себе кумира.

    15+
  • Падмини
    19 января, 2019 в 16:27
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Но вот эти кадры, где Гаурав стоит возле дома Арьяна… Они настолько достоверны, аж сердце щемит.

    ППКС

    Julie_Agra написал(а):

    Может, потому, что для массовых сцен использовали документальные, а не постановочные кадры.

    Да, об этом писали. Там вроде были кадры, снятые на день рождения Шаха. smile

    Julie_Agra написал(а):

    Я сама была фанаткой триста лет тому назад))) Не Шаха, вообще не из Болливуда, но чувства Гаурава мне понятны. Хотя я до его поступков не доходила всё же. Но так же обижалась на кумира, как будто мне он прям вот что-то должен))))

    А вот у меня не было такого опыта… Уж не знаю, к сожалению или счастью…
    Шах — тот, кого я больше всех артистов любила. Но поскольку впервые начала смотреть его фильмы на касетах в детстве и жила тогда в такой местности, где об актёрах индийского кино было сложно что-то узнать, то у меня было какое-то странное обожание персонажей Шаха в фильмах.
    Сейчас с содроганием вспоминаю, какую настоящую истерику вызвал у меня первый просмотр BAZIGAR… И только из-за Шаха … из-за того, как он сыграл.

    11+
  • Julie_Agra
    19 января, 2019 в 13:30
    Permalink

    Падмини написал(а):

    А вот тут я бы тоже слова «будет нужно» заменила бы на «будет стараться».
    И будет стараться посмотреть на себя иногда со стороны, глазами его фанатов… потому что фанаты для него теперь не так, как раньше — больше не безликая масса.
    Он понял, что эта толпа состоит из отдельных индивидов, каждый из которых может оказаться очень сложной личностью…

    Да, скорее всего — будет стараться) Толпа навсегда перестала быть для него безликой. У каждого индивида — свой богатый внутренний мир, понимаешь)
    Но вот эти кадры, где Гаурав стоит возле дома Арьяна… Они настолько достоверны, аж сердце щемит. Может, потому, что для массовых сцен использовали документальные, а не постановочные кадры. Такие эмоции и такое массовое обожание (= помешательство) сложно подделать. Онли ин Индия))))
    Я сама была фанаткой триста лет тому назад))) Не Шаха, вообще не из Болливуда, но чувства Гаурава мне понятны. Хотя я до его поступков не доходила всё же. Но так же обижалась на кумира, как будто мне он прям вот что-то должен))))

    10+
  • Падмини
    19 января, 2019 в 13:16
    Permalink

    Мимопроходил написал(а):

    Первая половина очень качестванная, вторая цирк.

    А я вот не могу согласиться с этим мнением. laugh
    Но всё, что могла по этому поводу уже сказала в тексте.

    Оксана А. написал(а):

    Один из любимых фильмов,

    аналогично.
    Оксана А. написал(а):

    Один из любимых фильмов, пересмотрен уже нное количество раз

    Я три раза уже посмотрела. И только после этого решилась на текст. Потому что только после третьего раза для себя окончательно расставила все точки над i

    Julie_Agra написал(а):

    Для меня это один из любимых фильмов ШРК.

    Тоже самое

    Julie_Agra написал(а):

    Ты знаешь, а я вот не думаю, что Арьян действительно победитель, а Гаурав — побеждённый.

    Ты тут не совсем верно меня поняла.
    Дословно я написала: «Победить может только один».
    И сейчас думаю, что вероятнее вместо «может» логичнее было бы написать «должен».
    В любом случае, мною имелось в виду то, что могло/должно было случиться. Кто-то один мог/должен был победить.
    Но победил ли? И есть ли победитель в итоге. И чувствовал ли Арьян себя после всего именно сильнейшим. И если да, то сильнейшим в качестве кого?
    дело в том, что фильм подразумевает возможность разного варианта ответа на эти вопросы в зависимости от того, какой зритель и какими глазами ( в том числе и внутренними глазами ума и сердца) смотрит на происходящее в нём.
    И эту неоднозначность и вариативность я хотела передать и в тексте (при том, что в рецензии спойлеры недопустимы), но видно недостаточно подходящие слова смогла подобрать в этот раз.

    Julie_Agra написал(а):

    Точнее, физически-то так и есть, но… Фанат изменил своего кумира, и эти изменения гораздо глубже, чем можно себе представить.

    Так и есть. Я тут полностью согласна. Только не думаю, что это можно назвать проигрышем.
    Я думаю, что изменения произошли в лучшую сторону, а что это как не победа …?
    Но можно трактовать и не только так. И тем и хорош фильм. Тем, что очень непрост.

    Julie_Agra написал(а):

    И… наверное, Арьяну теперь будет нужно найти более подходящие слова и более подходящие поступки, чтобы не повторить непоправимое… Мне кажется, он в полном смятении и раздрае в конце фильма. Терзается чувством вины.

    А вот тут я бы тоже слова «будет нужно» заменила бы на «будет стараться».
    И будет стараться посмотреть на себя иногда со стороны, глазами его фанатов… потому что фанаты для него теперь не так, как раньше — больше не безликая масса.
    Он понял, что эта толпа состоит из отдельных индивидов, каждый из которых может оказаться очень сложной личностью… smile

    13+
  • Julie_Agra
    19 января, 2019 в 12:23
    Permalink

    Дождалась наконец-то))))
    Спасибо за рецензию! Как всегда — глубоко, детально и свежо.
    Для меня это один из любимых фильмов ШРК.
    Ты знаешь, а я вот не думаю, что Арьян действительно победитель, а Гаурав — побеждённый. Точнее, физически-то так и есть, но… Фанат изменил своего кумира, и эти изменения гораздо глубже, чем можно себе представить. Последние кадры — тому подтверждение. Возможно, он стал лучше понимать чувства КАЖДОГО своего поклонника, машинально отыскивая лицо Гаурава в толпе. Каждый может оказаться Гауравом. И… наверное, Арьяну теперь будет нужно найти более подходящие слова и более подходящие поступки, чтобы не повторить непоправимое… Мне кажется, он в полном смятении и раздрае в конце фильма. Терзается чувством вины.
    Вообще, фильм о многом заставляет задуматься. Для тех кто смотрит только глазами — пусть это будет очередная «путышка» Шаха. Для меня — пища для размышлений.
    Кстати, показывала фильм своей сестре, она клинический психолог. С точки зрения психологической достоверности вот эта вот одержимость показана очень точно. Не зря многие фанаты ШРК обиделись на него из-за этого фильма. Кто-то узнал себя…
    Ещё раз спасибо.

    13+
  • Оксана А.
    19 января, 2019 в 08:30
    Permalink

    Спасибо, прочитала с большим интересом и удовольствием. Один из любимых фильмов, пересмотрен уже нное количество раз, и с каждым просмотром нахожу что-то новое для себя. Очень жаль, что знаковые сцены были удалены, особенно сцена когда Арьян был в тюрьме, цензура не пропустила. Моей семье, не индоманам, фильм пришёлся по вкусу и мы его очень бурно обсуждали))))

    12+
  • Мимопроходил
    19 января, 2019 в 07:29
    Permalink

    Аналогичные чувства про первую половину но вторая половина не голливудщина а фиг знает что. Начиная с эпизода побега Гаурава от полицейских создатели пошли совершенно не туда. Первая половина очень качестванная, вторая цирк. Эти прижки по крышам, погоня с мотоциклом и тд, очень сильно испортили впечатление, лично мне. По первой половине намечалась крепкая трагическая драма, зачем режжисер во второй части включил Рохита Шетти?!эх. Первая половина 8,5/10, вторая 4/10. Итого 6,5/10.

    10+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *