Awara / Бродяга. Рецензия Тиллоттамы

Радж Капур, Притхвирадж Капур, Наргис

Ну, что можно сказать про этот фильм? Я даже баллы не ставлю, потому что это КЛАССИКА, которая выше всяких оценок. Когда я начинала смотреть «Бродягу», то даже не ожидала такого уровня режиссуры и актерской игры, а также глубокой идейности и гуманистичности этого фильма.

История, в общих чертах, такова: судья Рагунатх (Притхвирадж) убежден, что человеческие качества человека определяются наследственностью, то есть сын преступника никем, кроме преступника, быть не может. По этой причине он осуждает потомственного бродягу Джагу, хотя в преступлении, в котором его обвиняли, тот был совсем не виноват. Жизнь Джаги пошла под откос, и он задумал отомстить Рагунатху.
Джага похитил его жену Лилю и, не притронувшись к ней даже пальцем, через некоторое время отпустил. Конечно, среди окружения Рагунатха сразу же пошли нехорошие слухи. Счастливый судья не обращает на них внимания, но его оборона дает слабину, когда Лиля сообщает, что ждет ребенка. Близкие Рагунатха в лицо говорят ему, что Лиля родит ребенка Джаги. Рагунатх ломается и выгоняет Лилю из дома. Его сын Радж (Радж Капур) рождается и вырастает в бедняцком квартале. Рагунатх живет одиноко и несчастно. Он стал опекуном дочери своего умершего друга – Риты. Рита с детства знакома с Раджем, не подозревая, чей он сын. Радж, хоть мать и пыталась уберечь его от этого, все же становится преступником, сообщником Джаги. А Рита готовится стать адвокатом.
Радж и Рагунатх никак не пересекаются друг с другом, но однажды Радж все-таки узнает, что это его отец и что он обрек их с матерью на горькое существование…

Вот, скажем так, сюжетная канва, но самое интересное в фильме не внешние перипетии в жизни бедняги Раджа, а его внутренний конфликт. Радж – никто, пустое место, бродяга. Он славный малый, добрый, любящий, но в глазах общество он прежде всего пария, достойный только презрения.
Просто потрясающе, как Раджу Капуру (и сценаристу Аббасу) удалось в исключительно коммерческую историю вложить такую острую проблему. В этом ценность «Бродяги» и его заслуга в мировом кинематографе.

Об актерах:
Притхвирадж Капур – вот это личность! Я преклоняюсь. От его игры просто мурашки по коже, он превосходно передал все нюансы внутренней ломки и муки своего героя. Это бесподобно.
Радж Капур – красавец. Честное слово, он преступно красив. На фотографиях незаметно, но стоит увидеть его глаза, и понимаешь, от чего сходила с ума матушка-Индия. Я очень уважаю его как актера и как режиссера. Он – одна из величайших фигур в кино, а уж его вклад в индийское кино и вовсе оценить невозможно.
Наргис – роль Риты не была слишком сложной для нее. Но она воистину грандиозная актриса. Она прожила роль своей героини, а не просто изобразила ее (что, к сожалению, не так уж часто можно увидеть в современном кино, и не только индийском).

После «Бродяги» у меня проснулся интерес к реалистическому кино Индии. Увы, у нас почти неизвестны имена Сатьяджита Рея, Мринала Сена, Шьяма Бенгала и многих других, которые стали мэтрами индийского кино, создававшими удивительные картины индийской жизни. Честное слово, это необходимо смотреть. Фильмы Карана Джохара и Яша Чопры, конечно, замечательны, но нельзя оставлять тот пласт индийского искусства, который посвящен серьезным социальным проблемам.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *