«Звезда погасла»: на 99 году жизни ушёл легендарный актёр Дилип Кумар (1922-2021)
Дилип Кумар, последний из триумвирата актеров, правивших хинди-кинематографом в 1950-х и 60-х годах, скончался в больнице Мумбаи. Ему было 98 лет.
В Индии после обретения независимости господин Кумар и две другие звезды Радж Капур и Дев Ананд олицетворяли собой эпоху Золотого века индийского кино. Дилипа, как одного из первых актеров по системе Станиславского в стране, часто сравнивали с Марлоном Брандо, еще одним ранним последователем этой техники, хотя Кумар считал, что первым применил ее.
«Я осознал важность глубокого изучения сценария и персонажей и в своей игре опирался на собственные интуитивные наблюдения и ощущения», — писал Дилип в своей автобиографии «Вещество и тень» (2014). «Правда в том, что я актер, который развил метод».
Его подготовка к ролям стала легендой. В последней сцене мегахита 1961 года «Ганга и Джамна» он бегал по студии, чтобы попасть на съемочную площадку в момент изнеможения. Для одной только песни из фильма 1960 года «Кохинур» он научился играть на ситаре. Для эмоциональных сцен в фильмах «Шакти» (1982) и «Факел» (1982) он использовал воспоминания о том, когда умер его брат, перебирая в памяти боль, которую он видел на лице своего отца.
Его настоящее имя — Юсуф Кхан. И родился он в Пешаваре (тогда часть Британской Индии, ныне Пакистан) 11 декабря 1922 года. Он был четвертым из 12 детей Айши и Мохаммеда Сарвара Кхана. Его отец был торговцем фруктами и перевез семью в Бомбей, где Дилип учился и рос.
Случайная встреча с бывшим учителем изменила его жизнь. Когда он сказал, что ищет работу, учитель познакомил его с первой индийской актрисой Девикой Рани, которая вместе с Химаншу Раем основала студию Bombay Talkies. Дилип мечтал найти любую работу, но госпожа Рани спросила, не рассмотрит ли он возможность стать актером.
Кумар, который видел только один фильм в своей жизни — военный документальный — был сбит с толку, но деньги убедили его. Девика Рани дала ему псевдоним, чтобы скрыть его мусульманское происхождение. Она была убеждена, что это поможет его карьере. Так он стал Дилипом Кумаром.
Его первый фильм «Приливы и отливы», снятый в 1944 году, оказался провальным, поскольку резкий критик Film India Бабурао Патель назвал его «амебным дополнением к нашим артистам кино». Но в 1947 году его игра в фильме «Светлячок» в паре с Нур Джехан получила более положительные отзывы. К тому времени, когда годом позже был выпущен фильм «Шахид» («Мученик»), критик Патель хвалил его: «Дилип Кумар крадет картину своей глубоко прочувствованной и в то же время естественной игрой».
А затем последовали хиты: «На той стороне», «Роса» и «Репутация», где он сыграл с Раджем Капуром и Наргис. В 1954 году Кумар получил недавно учрежденную премию Filmfare за лучшую мужскую роль в саге о любви «Клеймо позора». А потом выиграл еще семь статуэток Filmfare за лучшую мужскую роль в дополнение к Премии за заслуги перед жанром. Книга рекордов Гиннеса отметила его 97-летие за «несравненный вклад» в индийское кино.
Во многих его ранних фильмах он гонялся за недостижимыми женщинами. Мелодрама 1950 года «Джоган» («Монахиня») заканчивается тем, что он плачет у могилы возлюбленной. Дилип Кумар получил прозвище «Король трагедий» после того, как снялся в серии драм, которые, по словам психолога, подорвали его здоровье. В одном из них, фильме 1951 года «Встреча», он играет слепого человека, зрение которого восстанавливается хирургическим путем. Но он снова слепнет, когда понимает, что они с хирургом влюблены в одну и ту же женщину. Чтобы подготовиться к роли, Дилип часами наблюдал за слепым нищим на Центральном железнодорожном вокзале Бомбея.
Одна из самых известных трагедий Кумара — это «Девдас» (1955) Бимала Роя о человеке, который становится алкоголиком, когда его любимая детства покидает его.
Личная жизнь Дилипа также была яркой. У него были отношения с актрисами Камини Каушал, Мадхубалой (с которой он снялся в блокбастере «Великий могол») и Сайрой Бану, на которой он женился в 1966 году, когда ему было 44 года, а ей всего 22. В 1980-х годах, еще будучи женатым, Кумар тайно женился на светской львице Асме Рехман. Новости распространились быстро, и все это превратилось в скандал, но его супруга мужественно пережила измену и осталась рядом с ним. А потом Дилип расторг свой второй брак, назвав его «Ошибкой всей жизни».
В профессиональном плане послужной список Кумара был безупречным, его фильмы не только имели успех, но и оставили неизгладимое впечатление в сердцах зрителей. «Новый век», «Мадхумати», «Рам и Шьям» сегодня являются классикой.
В 1970-х Дилип Кумар взял паузу, поскольку в Болливуд пришли более молодые и подвижные актеры. Он вернулся в 1981 году с блокбастером «Горячее сердце», который изменил его экранный образ. У него были похожие роли в мультизвездных проектах, таких как «Всемогущий», «Карма», «Торговец» и особенно «Шакти», где он впервые сыграл с действующей суперзвездой Болливуда Амитабхом Баччаном.
Последним фильмом господина Кумара был «Форт» 1998 года. К тому времени его стиль казался «более чем устаревшим», — написал рецензент из India Today . «Его игра доисторическая. Длинные, затяжные диалоги Дилипа Кумара не соответствуют времени».
Дилип Кумар получил премию Падма Бхушан — одну из высших гражданских наград Индии в 1991 году. Премию Дадасахеба Фальке — высшую награду Индии за кинематографическое мастерство в 1994 году. И Падма Вибхушан в 2015 году. С 2000 по 2006 год он был членом партии Раджья Сабха в верхней палате парламента.
Но на эти награды индийского правительства ушло гораздо меньше газетной бумаги, чем на решение пакистанского правительства в 1998 году удостоить его высшей гражданской награды — Нишан-и-Имтиаз. На фоне обострения религиозной напряженности Дилип Кумар был заклеймен индуистскими политиками как антинародный — они попросили его вернуть награду Пакистану. Он не согласился. В своей автобиографии он сказал, что это возвращение «могло бы только испортить отношения между Индией и Пакистаном».
Эти слова доказали, что Кумар был тактичным дипломатом за кадром. На экране его персонажи были более мятежны. В драме 1970-х годов «Сагина», когда его назвали предателем, он ответил: «Если ты выпил молоко своей матери» — то есть, если ты достаточно мужествен, — «тогда иди за мной».
Даже в этом грандиозном контексте его определяла доля реализма.
Мила — Bollywoodtime
Какая печальная новость! Очень жаль, что закончился жизненный путь легендарного актера. Эпоха ушла.