Жизнь и Времена Раджарама Ванкундре Шантарама (начало)

Начало
Пионер Индийского кинематографа

Очень редко в кинематографе, как в индийском, так и международном можно встретить такого многогранного и выдающегося деятеля, каким был В. Шантарам. Неординарный актёр, изобретательный редактор, проницательный режиссёр и продюсер. У него было много талантов. Он создал новый стиль кинопроизводства и монтажа. Как актёр, сыграл как минимум в двух знаковых для Индии фильмах, которые сам же и режиссировал. Как продюсер заботился о том, чтобы его фильмы затрагивали важные экономические, социальные и политические проблемы общества. Вначале он выступал за борьбу против колониального господства, а после обретения независимости за развитие и модернизацию страны и заботу о её богатом духовном и культурном наследии.

Рождённый на рубеже веков он стал свидетелем эволюции кинематографа от немого кино начала 20-го века до зарождения цифровых технологий в 80-х годах. Шантарам дебютировал как режиссёр во времена немого кинематографа. К приходу звукового кино он уже был известен, а в период цветного кинематографа уже стал буквально легендой.

Раджарам Ванкундре Шантарам родился у Раджарама и Камалы Шантарам в самом начале 20-го века — 18 ноября 1901 года — всего через пять лет после возникновения искусства кинематографа. Его отец — Раджарам был владельцем крохотной лавки. В дополнение к своему скудному доходу он подрабатывал в театральной труппе, ставившей музыкальные пьесы, длившиеся до поздней ночи, в качестве человека, подливавшего масло в лампы. У второго из пяти сыновей — В. Шантарма, несмотря на бедственное положение семьи было счастливое и беззаботное детство. Его почти баловали. Он не интересовался учёбой и ходил в школу только потому, что не мог от этого отвертеться.
В школе Шантарам больше внимания уделял внеклассной работе, нежели учебным занятиям. Он считался хорошим мимом и часто выступал на школьной сцене. Во время одного из подобных выступлений его заметил известный в то время театральный актёр Говиндрао Тембе. Он пригласил мальчика в свой театр «Гандхарва Натак Мандали», который основал вместе с Ганпатрао Бодасом и Балой Гандхарвой.

Однако в театре Шантарама ждало огромное потрясение. В первый же день своего пребывания в «Гандхарва Натак Мандали» мальчик понял, что у него нет ни голоса, ни слуха, необходимых для пения. То были времена популярности музыкальных пьес. И отсутствие музыкального дарования стало для Шантарама проклятием. В лучшем случае он мог быть актёром массовки или мальчиком на побегушках за кулисами. Промучившись так целый год, Шантарам вернулся домой, пообещав, что никогда в театр не возвратится. Переживая от того, что потерял столько времени напрасно, он снова начал ходить в школу, решив для себя, что обязательно чего-нибудь добьётся в жизни.

Семейное финансовое положение было тяжёлым. А Шантараму нигде не удавалось найти заработок. В конце концов друг семьи помог ему устроиться в железнодорожную мастерскую. Шантарам, который всегда был трудолюбив, с усердием приступил к работе. Он смог настолько впечатлить своего начальника, что тот назначил его руководителем маленького отдела. А зарплата юноши выросла аж до роскошных 12 анн в день. Дела быстро шли в гору, но с юношей произошёл несчастный случай. Два его пальца были сильно повреждены. И шрамы от той травмы сохранились у Шантарама на всю жизнь.

Ему снова пришлось искать работу. Но он уже знал, что творчество — это то, что очаровывает его больше всего. Он одержим был этой идеей. Его дядя по материнской линии — Бабурао Пендхаркар был менеджером знаменитой кинокомпании Махараштры. Шантарам попросил его помочь с работой. Тот устроил юноше встречу с его будущим наставником — режиссёром и художником Бабурао Кришнарао Местри, также известным как Художник Бабурао и Лев Кинематографа.

Когда Шантарам вошёл, Художник выглянул из-за холста и посмотрел на него. Юноша был худ с измождённым лицом, но от его правильных черт веяло острым умом. Затем не говоря ни слова, Художник вернулся к своей живописи. Шантарам был растерян, но дядя пришёл ему на выручку. «Так мы нанимаем его?», — спросил он у Художника. Увлечённый живописью Художник, едва слышно ответил: «Да».

Когда в 1919 году Шантарам присоединился к Кинокомпании Махараштры Художник Бабурао был личностью, имевшей большой вес в киноиндустрии. В те времена эта кинокомпания была центром творческого развития и идеальной тренировочной площадкой для всех молодых энтузиастов, хотевших сделать карьеру в этой новой сфере деятельности.

Новое начало

Шантарам жаждал создать что-то новое, такое, чего ещё не было, что-то дерзкое и революционное. Было ещё трое такие как он: Кешаврао Дайбер, Вишнупант Дамле и С. Фатехлал. Они решились основать собственную компанию и даже нашли источник финансов для этих целей, которым стал Ситарам Кулкарни. Так возникла Кинокомпания Прабхат в Мангалвар Пэт в Колхапуре. Дата открытия 1 июня 1929 года.

Карьера Шантарама как режиссёра началась ещё в 1927 году в Кинокомпании Махараштры, когда Художник Бабурао поручил ему снять фильм «Нетаджи Палкар», основанный на подвигах лейтенанта Шиваджи. До наших дней не сохранилось ни одного фрагмента видео фильма. И В. Шантарама в качестве актёра можно увидеть в более раннем фильме Sinhgad (1923), также посвящённом лейтенанту Шиваджи в роли Шелар Мама.

Со-режиссёром Шантарама в фильме 1929-го года был Кешаврао Дайбер. Вместе они впоследствии сняли ещё пять картин. Первым из них был суперпопулярный Gopalkrishna (Детство Кришны) 1929 года с мастером Сурешем в главной роли. Соревнование на колесницах из этого фильма стало притчей во языцех. После такого успеха Шантарам старался, чтобы у каждого фильма, выпускаемого Кинокомпанией Прабхат было что-то своё уникальное, дававшее ему преимущество перед другими кинокартинами на рынке.

Следующим знаменитым фильмом Шантарама стал Udaykal (Гром с холмов) 1931 года, основанный на истории известно маратхского махараджи и полководца Шиваджи. В. Шантарам не только снял фильм, но и сыграл в нём главную роль Шиваджи. Первоначально фильм назывался Swarajyache Toran (Флаг независимости), но был переименован, потому что Совет по цензуре, расценил его как неявную попытку пропаганды борьбы за независимость Индии.

Когда в 1931 году вышел первый индийский звуковой фильм Alam Ara, руководство Кинокомпании Прабхат, решило перейти к производству звуковых картин. Но для этого им нужно было предпринять меры, ведь для съёмок со звуком в те времена требовалась тишина в студии. А Кинокомпания Прабхат располагалась в оживлённом городском районе Мангалвар Пет. Пришлось переехать на окраину Колхапура в парк Терабай.

Три из восьми первых звуковых фильмов на языке маратхи были сняты Кинокомпанией Прабхат. Это были Раджа Айдохьи, Agni Kankan (Принёсший клятву) и Maya Machhindra (Иллюзия). Режиссёром всех трёх выступал В. Шантарам.
В 1933 году В. Шантарам предпринял первую в истории индийского кинематографа революционную попытку по созданию цветного фильма — Sairandhari. Фильм должен был рассказывать о жизни одного из популярных героев Махабхараты. Цветная плёнка была отснята на студии Прабхат и потом отправлена для обработки в студию UFA, находившуюся в Германии. Слишком дотошные партнёры режиссёра оказались недовольны конечным результатом обработки плёнки. По их мнению, фильм вышел слишком кричащим в своей яркости и они решили переделать его.

(продолжение следует)

Фотографии из архивов Кинематографического и научно-исследовательского и культурного фонда В. Шантарама.
Текст: Санджит Нарвекар
Материал переведён Падмини.
Источник: artsandculture.google.com

Жизнь и Времена Раджарама Ванкундре Шантарама (окончание)

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook
Просмотрено 601 раз(а)

Жизнь и Времена Раджарама Ванкундре Шантарама (начало): 8 комментариев

  • Anita
    Декабрь 17, 2018 в 14:03
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Один нашла, но там ужасное качество видео, глазам больно смотреть.

    такой и есть, даsad муж что-то полчаса крутил в плеере, как-то выкрутил до приемлемого

    6+
  • Падмини
    Декабрь 17, 2018 в 06:24
    Permalink

    Anita

    Я не могу найти такой вариант. sad Один нашла, но там ужасное качество видео, глазам больно смотреть. Если знаете, где есть вариант с нормальным видео и английскими сабами, я буду признательна, если поделитесь ссылкой со мной в вк. Перейти на мою страницу в вк можно кликнув по нику здесь. smile

    4+
  • Anita
    Декабрь 17, 2018 в 00:12
    Permalink

    Падмини написал(а):

    К сожалению, это кино, считающееся лучшим у В. Шантарама, не переводили на русский язык.

    он давно есть с английскими титрами и там простой язык, так что при желании можно справиться

    6+
  • Аватар
    Декабрь 15, 2018 в 17:54
    Permalink

    Thanks!

    5+
  • Падмини
    Декабрь 15, 2018 в 11:56
    Permalink

    Anita , Pol , Савитри , Большое спасибо за поддержку!
    Продолжение, оно же окончание уже готово!

    Anita написал(а):

    Я у Шантарама смотрела

    Это так здорово! К сожалению, среди рускоязычных индоманов он мало известен.

    Anita написал(а):

    Do Aankhen Barah Haath

    Про этот фильм есть информация во второй части статьи. К сожалению, это кино, считающееся лучшим у В. Шантарама, не переводили на русский язык. Никто и никогда, насколько мне известно…

    Anita написал(а):

    Путешествие доктора Котниса

    А это кино есть в любительской озвучке.

    Вообще всего около 8-ми его фильмов переводились на русский так или иначе. В основном это субтитры.
    Два фильма привозились в СССР, но советского дубляжа на них в сети нет. Возможно он утрачен. Или где-то в пыли Госфильмофонда…

    4+
  • Anita
    Декабрь 13, 2018 в 12:56
    Permalink

    Падмини, спасибо! Я у Шантарама смотрела только Do Aankhen Barah Haath и Путешествие доктора Котниса, и они очень крутые. надо собраться что-нибудь довоенное глянуть при случае, если есть на ютьюбе

    9+
  • Савитри
    Декабрь 13, 2018 в 11:54
    Permalink

    Падмини, спасибо большое за статью!!! Очень люблю историю, тем более кинематографа, которым так увлекаюсь. Ждем продолжения!!!

    10+
  • Pol
    Декабрь 13, 2018 в 10:58
    Permalink

    Падмини, огромное спасибо! Статья очень интересная и полезная. Надо же знать корни того, чем все мы увлечены. Может быть сподвигнет кого-нибудь окунуться в мир ретро!
    Жду продолжения!

    9+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *