«Женщины были готовы на всё ради Гуру Датта» — рассказывает его брат Деви Датт
Продюсер и брат легендарного Гуру Датта, Деви Датт, опровергает гипотезу о самоубийстве Гуру и раскрывает интересные подробности его жизни.
Его проекты сочетают в себе творчество и коммерческий успех. «Детектив», «Высокие ставки», «Жажда», «Полнолуние», «Господин, госпожа и слуга». Даже «Бумажные цветы», который тогда потерпел крах, теперь считается культовой классикой.
Дубли крупным планом со 100-миллиметровым объективом в его фильмах, которые стали известны как «дубли Гуру Датта», мастерская игра со светом и пропитанные меланхолией кадры по-прежнему восхищают кинематографистов. Но как человек он жил на грани.
Беспокойное детство, безрассудная юность, слишком большое стремление к совершенству… Он мог жить только в крайности. Однажды Гуру сказал: «Что такое жизнь, друг? Это успех и неудача. А между ними ничего нет».
У нас было нелегкое детство. Отец (Шивашанкер Рао Падукон, банкир) и мама Васанти (учительница) ссорились каждый день и в доме стояла невыносимая атмосфера. Мама была одной из немногих девочек в нашей общине Сарасват Брахман, успешно сдавших экзамены на аттестат зрелости, за что община наградила ее ручкой Паркер.
Отец расстроился, что его не пригласили, поэтому когда мама с моими братьями Гуру и Атмарамом вернулись домой с подарком, мой отец схватил его, чтобы выбросить в окно. Но Гуру не позволил. Это был 1940 год. Гуру был старше меня на 13 лет и стал для нас отцом — для меня, моих братьев Атмарама и Виджая и сестры Лалиты (Ладжми).
Еще одно воспоминание из детства: день 1944 года, когда у нашей двери стоял длинноволосый мужчина. Это был Гуру Датт, но его совсем не узнать. Его исключили из школы танцев и хореографии Удая Шанкара, потому что он завел роман с ведущей леди труппы.
Затем его отправили в Пуну для работы с Бабурао Паем из Prabhat Film Company, но там он тоже завёл роман с танцовщицей, сбежал с ней и привел её домой. Жених девушки пригрозил полицией и вопрос удалось решить.
В 1947 году Гуру Датт переехал в Мумбаи и начал работать в фильмах «Школа для девочек» и «Борьба / Sangram» (1950). Затем Дев Ананд предложил ему режиссерский дебют с фильмом «Высокие ставки» (1951), сыграв в проекте главную роль.
Как и все его будущие фильмы, «Высокие ставки» имел две концовки. Изначально Дев Ананд отправился на виселицу. Финал Гуру — единственная сохранившаяся версия. В нем инспектор заставил злодея признать свое преступление.
Затем у Гуру наступил лучший период в жизни. Он снял «Сокол» (1953), «Туда-сюда» (1954), «Мистер и миссис 55» (1955) и «Детектив» (1956). В 1953 году Гуру Датт женился на Гите, с которой познакомился во время создания «Высоких ставок». У них было трое детей: Тарун, Арун и Нина. В 1956 году они переехали в свой дом 48 на Пали Хилл.
«Жажда» был единственным оригинальным фильмом Гуру. В остальном большинство его проектов были ремейками. Сначала он назвал фильм Kashmakash, но за него не хотел браться ни один продюсер, учитывая историю о разочаровавшемся поэте. В «Жажде» должен был играть Дилип Кумар. Актёра пригласили на махурат (съемка первого дубля) в AP Kardar Studio. Кроме того, в том же здании находился офис Б.Р. Чопры.
Господин Дилип поехал туда, чтобы встретиться с Чопрой. А между Чопрой и Гуру шло тихое соперничество. Время махурата уходило, а Дилип сидел и обсуждал с господином Чопрой сценарий фильма «Новый век». Гуру послал за ним, и Дилип ответил, что будет через 10 минут. Но не пришел. Гуру сделал первый дубль и решил сам сыграть главного героя.
Когда я женился на Чанде (моей жене) без ведома семьи, Гуру был очень расстроен. Позже смягчился и устроил нам пышный прием. Однажды я попросил брата снять в его студии рекламный фильм. Он сказал: «Для первого фильма тебе все будет бесплатно. Но со второго будешь платить каждому члену моей команды». Он даже попросил невестку дать мне 6000 рупий на открытие моей компании. Я был так тронут! Гита Датт была моей крестной матерью. Именно она настояла на том, чтобы я закончил образование.
Брат был человеком с большим эго, и это создавало проблемы. Во время работы над фильмом «Бумажные цветы» (1959) С.Д. Бурман сказал ему: «Не снимай этот фильм, это всего лишь твоя личная жизнь». Гуру ответил: «Пиши свою музыку и не лезь не в свое дело».
После этого они никогда не работали вместе. Брат не был бизнесменом, поэтому вскоре стал неплатежеспособным. Правда, банкротом себя признавать отказывался. Он верил своим друзьям, которые советовали ему пить и веселиться. Это привело к его падению.
О браке Гуру Датта
Брат считал, что на невестку плохо влияли ее родители и братья. Это было яблоком раздора в их семье. Они оба были доверчивыми — верили всем слухам друг о друге. На самом деле Гуру Датт был счастлив. Он любил женщин.
Он привлекал женщин по одной простой причине — через него они могли стать актрисами. Женщины были готовы на все ради него. Он любил алкоголь также, как любил творить. Но когда «Бумажные цветы» провалился, он был опустошен.
Он чувствовал, что его карьера режиссера окончена. Со временем невестка решила остаться жить рядом со школой для детей, а Гуру на некоторое время снял квартиру с тремя спальнями на Педдар Роуд, пока их бунгало не перестроили в высотное здание.
Его муза — Вахида Рехман
Отношения между Гуру Даттом и Вахидой Рехман были как у учителя и ученицы. Здоровье ее матери было хрупким, и она покинула этот мир примерно во время выхода «Жажды». Вахида-джи со своей старшей сестрой Саидой хотели вернуться в Хайдарабад, но Гуру настоял на том, чтобы они остались. Он снял ей комфортабельный дом и дал машину. Он считал ее своей музой, счастливым талисманом. И она действительно такой была для нас.
Между ними, конечно, была связь, но только временный роман, ничего серьезного. Мой брат почти не ходил домой — он практически жил в студии, чтобы закончить работу. Невестка подозревала, что он делает это из-за Вахиды…
К тому же ходили слухи, что он хотел развестись с Гитой, стать мусульманином и жениться на Вахиде. Но это неправда. Гуру, что бы ни случилось, никогда бы не бросил детей. У него не хватило смелости сделать это.
Вахида ушла от нас в 1962 году и мы очень по ней скучали. В том же 62, после выхода «Господин, госпожа и слуга» брат с невесткой наладили отношения. Было решено, что вся семья будет жить вместе в доме 48 на Пали Хилл после его реконструкции.
9 октября 1964 года он был в своей студии с Тануджей, Рехманом и режиссером Шаидом Латифом для съёмок «Baharein Phir Bhi Aayegi». Но Мала (Синха) застряла в Мадрасе, поэтому съемку отложили. Невестка поехала за детьми в школу и должна была привезти Таруна и Аруна вечером.
Мы уехали домой на машине. Гуру попросил меня купить воздушных змеев, так как хотел запустить их с детьми на выходных. Дома брат начал готовить омлет и пообещал, что будет чаще готовить, когда мы будем жить вместе.
Он сказал, что мы, братья, займем 9-й и 10-й этажи, откуда каждый вечер будем любоваться закатом. Именно тогда приехал наш бухгалтер и начал говорить о налогах, которые набежали за последние два года. Между ними разгорелся жаркий спор. Бухгалтер предупредил, что налоговики могут совершить рейд на студию, офис и дом в любое время. Гуру разнервничался и попросил меня уехать домой.
На выходе я встретил Абрара Альви и попросил его передать Гуру сообщение от невестки, что она сегодня не привезёт детей, так как было поздно. Это был мой последний вечер с братом. На следующий день он не проснулся. Я до сих пор считаю, что это был нecчacтный случай, просто переборщил со снотворным и aлкoгoлeм.
Вахида-джи ушла от нас в 1962 году. Гуру столкнулся с серьезными проблемами с подоходным налогом. Он был на грани банкротства. Больше всего переживал, что лишится студии.
Годы спустя
Невестка была потрясена обстоятельствами! Когда забирали его тело, она кричала: «Не уносите его!» Но больше, чем одиночество, ее беспокоила безработица. Тогда в киноиндустрии правили Лата Мангешкар и Аша Бхосле. Но я никого не виню. Днем Гита принимала запрещенные вещества, например чaрac, а вечером — aлкoгoль.
Ее язык опух и она уже не могла петь. Потом была не в состоянии стоять, настолько дезориентирована. Невестка ушла в мир иной в 1972 году из-за цирроза печени в возрасте 41 года.
Мила — Bollywoodtime