Вышла замуж в 13, добилась признания в 39: невероятная судьба известного хореографа Сародж Кхан

С уходом Сародж Кхан индийская киноиндустрия потеряла огромный талант и приобрела весомое танцевальное наследие. Известная женщина-хореограф умерла от остановки сердца 3 июля 2020 года; ей был 71 год.

Родители Сародж приехали в Мумбаи из Карачи (ныне Пакистан) после разделения страны, как и миллионы других семей, чтобы начать жизнь заново. Девочку, появившуюся на свет 22 ноября 1948 года, назвали Нирмалой Нагпал. Семья жила в маленькой квартире, где ютилось еще пятеро детей — четыре сестры и брат. Глядя на плачевное положение ее родителей, друг семьи пристроил маленькую Нирмалу в кино. Так, малышка сыграла актрису Шьяму в детстве, а в фильме Aaghosh (1953) маленькую Радху в паре с малышкой Нааз (которая исполнила роль Кришны).

После смерти отца в семье наступили настоящие черные дни. Нирмале едва исполнилось 10 лет и ей пришлось работать в несколько раз больше, чтобы содержать семью. Позже она стала фоновой танцовщицей на подтанцовке у таких звезд, как Мадхубала в фильме Ховрский мост / Howrah Bridge (1958).

Девочка настолько хорошо танцевала и схватывала на лету все движения, что сразу привлекла к себе внимание. Она очень сильно впечатлила Б. Соханлала — знаменитого южного режиссера танца. Он был поражен ее изящными движениями и сверхъестественной способности улавливать движения, просто наблюдая за человеком. Такой талант Соханлал просто не мог упустить и предложил 12-летней Нирмале стать его помощницей. А в 13 лет она вышла за него замуж, несмотря на то, что их разделяла 30-летняя разница в возрасте. Нирмале было 13, а Соханлалу 43. Он был уже женат и имел 4-х детей, но она долгое время об этом не знала.

Их брак продлился всего 4 года — в 17 лет девушка развелась. Но сотрудничество с мужем не прекратилось. В 14 лет Нирмала самостоятельно поставила танцы для актрисы Виджаянтималы в фильме Dr Vidya (1962) и оставалась помощницей бывшего супруга вплоть до 1973 года, став независимым хореографом по рекомендации актрисы Садханы для ее режиссерского дебюта Geeta Mera Naam (1974).

В 1975 году Нирмала вновь вышла замуж, на этот раз за бизнесмена Сардара Рошана Кхана. Но всегда очень тепло отзывалась о первом муже: «Он дал мне хлеб с маслом и имя. Сегодня, если я известна своими танцами, то это только благодаря ему».

Однако ей пришлось ждать много лет, чтобы получить признание, которое пришло вместе с сотрудничеством со Шридеви в Hawa Hawai (фильм «Мистер Индия», 1987), Dushman Tu Mera (фильм Волшебный бриллиант, 1986) и Mere Haathon Mein (фильм Чандни, 1989). А затем с Мадхури Дикшит, начиная с хита «Ek Do Teen» в фильме Жгучая страсть (1988), Tamma Tamma Loge в фильме Инспектор полиции (1990) и Dhak Dhak Karne Laga в фильме Сын (1992). После этого она стала одним из самых успешных хореографов Болливуда.

Только благодаря Сародж, которую невозможно было не заметить, у премии Filmfare появилась новая номинация: «Лучшая хореография». Она впервые получила ее за «Ek Do Teen» и выигрывала главный трофей еще семь раз. Это рекорд, который еще никем не побит. Сародж поставила более 2000 танцевальных номеров, но что удивительно, свою последнюю постановку она сделала для Мадхури — это была песня «Tabaah Ho Gaye» из фильма «Порок» (2019).

Сародж, которая позже открыла собственную Академию танца, считала, что ей посчастливилось работать в золотой период киноиндустрии, когда все были преданы своей работе. Она часто говорила, что индустрия похожа на одну большую семью, и ее знали и любили все, кто работал с ней на съемочной площадке. Кхан была последним из хореографов, которые знали, как адаптировать классический индийский танец на большом экране. В настоящее время фильмы заполонили ремиксы, а современные хореографы просто не знают, как ставить традиционные индийские танцы, такие как Катхак и Бхаратнатьям.

Сародж получила свою вторую Национальную награду за тамильский фильм Sringaram (2006), где ставила хореографию для всех песен. В молодости она пожертвовала многим, чтобы выучить правильные позы и техники классического танца и быть достойной учить других. Более того, она заставила актеров, таких как Санджай Датт и Санни Деол приобрести свой стиль в танце.

Именно она ставила несравненный танец Мадхури Дикшит и Айшварии Рай в исторической песне «Dola Re Dola» из Девдаса (2002) и танец Карины Капур «Yeh Ishq Hai» из фильма Когда мы встретились (2007), за который получила свою последнюю Национальную премию. Больше, чем движения, зрителей завораживало настроение и выражения звезд в песнях, и это была полностью заслуга Сародж Кхан.

Она работала в киноиндустрии более 60 лет. В 1990-х годах Сародж занялась написанием сценариев. Из-под ее пера вышли такие фильмы, как Неудачное похищение / Khiladi (1992) и Мы лучше всех / Hum Hain Bemisaal (1994) с Акшаем Кумаром, Обманщик / Chhote Sarkar (1996) с Говиндой, Вот и пришла любовь / Hote Hote Pyaar Ho Gaya (1999) с Каджол.

С юных лет она была членом Ассоциации танцоров кино и постоянно боролась за права фоновых танцоров. Она поднялась из нищеты, чтобы стать одной их великих женщин Болливуда. Ее путь похвален и трагичен. Даже когда все вокруг изменилось, Сародж отказалась сдаваться, до конца придерживаясь своих принципов и работы над тем, что знала и любила больше всего.

Светлая память этой прекрасной женщине! (1948-2020)

Мила — Bollywoodtime

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook
Просмотрено 195 раз(а)

Вышла замуж в 13, добилась признания в 39: невероятная судьба известного хореографа Сародж Кхан: 4 комментария

  • Ekaterina
    Июль 9, 2020 в 20:45
    Permalink

    Грустно, когда уходят такие, по настоящему талантливые люди, ещё грустнее, что нет у них продолжателей. Вот так и деградирует искусство….

    6+
  • Аватар
    Июль 9, 2020 в 13:24
    Permalink

    Саима-ханум написал(а):

    И согласна, что настоящий национальный индийский танец ушел из фильмов.

    Я тоже часто думаю о этом. Из новых Нора Фатехи к примеру танцует уже непонятно что.

    6+
  • Саима-ханум
    Июль 9, 2020 в 09:56
    Permalink

    А я всегда думала, что свои танцы Мадхури Дикшит ставит сама. Она же тоже хореограф. И согласна, что настоящий национальный индийский танец ушел из фильмов. Сейчас смотреть невозможно эти бессмысленные движения псевдо танцев, да ещё, прости Господи, танцев живота. А ведь в настоящем индийском классическом танце не только движения рук, движение брови имело свой смысл. Очень жаль, когда уходят такие профессионалы. И я хотела уточнить. У Сародж Кхан были дети? Может хоть кому-то передался её талант?

    8+
  • Аватар
    Июль 9, 2020 в 08:34
    Permalink

    В 13 лет? Ужас. Хорошо что сейчас такое вне закона.

    7+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *