Fanaa / Слепая любовь. Рецензия Милы
Не поверите, родные мои… Я этот фильм посмотрела сравнительно недавно, наверное, еще года нет. Долго искала лицензию, еще дольше ждала ее на Озоне (не было в поступлениях). В один прекрасный день получила письмо с уведомлением, что кино в продажу вышло и с трясущимися от предвкушения руками, заказала сей фильм .
Я так много слышала о Fanaa, что казалось, будто я его посмотрела. Столько рекламы, столько обсуждений, столько восторгов… Села смотреть и … затошнило от фильма. Честно. Я просто чувствовала себя ущербной, потому что мое мнение расходилось с мнением большинства. Мне было обидно.
Не побоюсь озвучить то, что вызвало отторжение:
Конфликт поверхностен и размыт. Похоже на эпизод, а не на что-то глубокое. Противоречия индусов и мусульман — благодатная почва для индийского кино. В Fanaa – это всего лишь рыхлые наброски, сырое повествование… Слов нет, чтобы описать всю абсурдность. Сквозь трещины сюжета эта идея уходит вон, не оставляя и следа, разве что терпкий запах разочарования. Не можете достойно развить мысль – не беритесь.
Наличие напряженных и скрученных персонажей, которые не мешали, а просто напросто можно было бы обойтись без них. Например, Табу… Или того хуже – дедушка Амира. Такой опупенный террорист – куда бы деться… Абсурдный. Тоже мне злодей. Причем нам показывают его от силы 5 минут, и он не то чтобы страх не нагнетает, он даже не запоминается. Однако именно из-за страха перед ним Амир угробил свою жизнь.
Про сюжет вообще умолчу. Тупо своровали куски из разных фильмов и слепили в колобок. Тут тебе и многострадальная мелодрама «Во имя любви», и эпизоды из «The Hero»… Про реалистичность даже не заикаюсь… тут ей не пахнет. Эта извращенная философия терроризма, искалечила весь фильм, от которого ждешь совсем другого… Сюжетная линия (борьба за «свободу») выглядит несерьёзно. Зло не пугает, добро не воодушевляет. А с детонатором вообще смех. Напоминает детскую игру «Кто последний добежит — тот беременный мужик!»
Могу долго продолжать, даже смаковать каждый свой тошнотворный приступ. Скажу одно – разочарованию не было предела. Не ожидала такой посредственности в подаче сюжетной линии. Никакой жалости к зрителям…
Мотивации пересматривать «Слепую любовь» у меня не было. Песни давно жили отдельной жизнью у меня в плеере.
И вот, в недавние вечера занялась я «круговоротом индийских фильмов в природе». Это называется «туда, сюда, обратно – тебе и мне приятно». Ребята, ну Вы поняли о чем это я, да? Поскольку этот фильм назвали практически все (!!!), я достала его из закромов коллекции. Имею привычку пересматривать то, что переписываю. Пока комп, бедолага, пыхтел в записях, я включила «Слепую любовь», дабы проверить, как переписалось.
И что Вы думаете, что я сейчас напишу? Конечно. Вы правы. Меня затянуло.
Дорогие мои форумчане, знайте, без Вас я бы никогда не включила этот фильм во второй раз, а с Вами я включила его уже раз 15…
Все вышеперечисленное имеет место (куда ж этому деться?). Но под другим углом этот фильм раскрылся для меня заново. Волшебно. Только Он и Она…
Сильнейшие психологические образы, казалось, тумба под телевизором трясется – такая исходила мощь от Амира и Каджол! Любовь — та, которая, сожрала, растоптала и выплюнула умирать… Та, которая ломает изнутри. Та, которая вечна, бессмертна и невероятно красива… Слепая любовь…
Я смотрела фильм, ощущая всей своей сущностью. После этого трудно остаться прежним. Для меня это стало откровением.
Амир Кхан (Рехан). Я казалось бы, должна была уже привыкнуть к актерскому таланту Амира… Но наверное не привыкну никогда. Наверное, я всегда буду удивляться его ролям. Я не люблю переигрывания и любую фальшь чувствую мгновенно. Здесь же не сомневалась и мгновения.
Амир уже давно не похож на многочисленных красавцев, которых он переиграл достаточно за свою жизнь. Первую часть фильма его герой мне не нравится. Слишком страшный, старый, с непонятными мешками вокруг глаз. Это претензии к гримеру, ибо во второй части фильма Амир – просто идеал для меня…
Вторую часть фильма он замкнут и нелюдим, все больше молчит. Каждый раз у меня возникает ощущение, что все это переживает сам Амир, а не какой то там вымышленный персонаж! Его игра – просто мурашки по коже!
Его Рехан не верит в любовь, а верит только в потребность. И прекрасная Зуни, так неожиданно вошедшая в его жизнь, рушит его стереотипы. Если мужчина и должен что-то доказывать — то только самому себе, а не другим. Этим, пожалуй, и руководствуется Рехан, пытаясь противостоять самому себе.
Его история, его страна, его правда. Его прошлое — ад, его будущее тоже ад. И не убежишь, не скроешься. И выхода нет.
И вот судьба снова сводит их вместе… Я верю, что как бы далеко человек не упал в колодец, как бы тяжко он не отравил свою душу своими поступками, он может оглянуться назад, и увидеть свет в конце тоннеля. Любая чернота, низменность и упадок человеческой души будет лишь усугубляться со временем, нужно найти в себе силы и повернуть все вспять, ведь никогда не поздно раскаяться и начать искуплять свои грехи, и счастлив тот, кто на сложном пути самопознания и искупления встречает руку помощи, находит близкого человека, и путь становится в два раза короче.
У Рехана было все это. Судьба подарила ему шанс. Но прошлое, умноженное на обстоятельства и жестокость настоящего, разрушили, разметали в прах его любовь.
Словно маятник, мучается Амир, мастерски передавая смятение героя, заставляя зрителя кожей чувствовать, что творится в эту минуту в его душе…
Каджол (Зуни). Живет только сердцем и чувствами и верит только в любовь. Встреча с Реханом пробудила в ней эмоции. Она не пыталась вырваться из своих ощущений, она помчалась навстречу сказке. Она делала один шаг, Рехан отскакивал на три назад… Она хотела нащупать нить, связывающую их, потому что сердце ее неумолимо трепетало от любви.
Она, строившая иллюзии о прекрасном принце в своих мечтах, осознанно выпустила ту самую ниточку, трезво понимая, что уедет, а он останется…
Необыкновенный момент — когда Рехан провожает Зуни на вокзал, они едут в такси, напряженные, и каждый думает о том, что неминуемо приближается.
Ее слова: «Принцам место в мечтах» и никакой мольбы в глазах. Никакой просьбы. Только любовь… Земля уходила из-под ног, когда я пересматривала эти моменты.
Никакой оголенности, физического эротизма в их любви. Взгляда достаточно. Любовь может не восприниматься мозгом до конца, но обязательно ощущается подсознательно-интуитивно: кожей, кровью, телом, клеточками, сердцем, душой.
Невероятно о вечном, необыкновенном и донельзя прекрасном. Их чувства жили, нарывали и горели.
Их вторая встреча. Ее неведение. Потрясающая энергетика, которая не дает оторваться от экрана. Сцены, когда Рехан попадает в дом раненым и как узнает ее – мои самые любимые.
С замиранием сердца смотрю на Амира, когда он сторониться не только Зуни, но и боится самого себя. В его планы не входило пускать в свою жизнь девушку. Тем более ту, ради которой он готов был на все.
Он гнал ее от себя, оправдываясь сферой своей деятельности, но на поверхности лежала все та же любовь – великое чувство во Вселенной. И он отдался ей снова… как срезанный ножом пшеничный колосок…
Я не умею описывать чувства, я только могу чувствовать… Простите меня за сбивчивость… Не могу описать эпизод, когда Рехан, разоблаченный Зуни, целую ночь шел к дому полковника и, найдя ее там, начал объяснять, что выхода нет… Что ему нужно пожертвовать своей любовью во имя спасения этой любви. «Они замучают Рехана на наших глазах, потом убьют тебя…, а потом, если сжалятся, убьют и меня» (дословно не помню, к сожалению). Эти слова пронзили мое сердце. Только этими своими словами Рехан признается, что жизнь без сына и любимой для него не имеет смысла.
Но и смысла бороться для Зуни тоже уже не было. Любовь стала злее и коровожаднее, она манила безисходностью…
Зуни умела любить и потеряла всех, кого когда-либо любила. Трагедии, выпавшие на ее долю, можно было поделить на несколько жизней, но там, в прошлом, она была счастлива, как никто.
Посмотрите им в глаза! Сморите долго, внимательно, поставьте кино на паузу и смотрите. На Амира, волком взвывшего от боли и отчаяния, но не смевшего поднять руку на Каджол… На Каджол, со взглядом раненой лани поднявшую руку на Амира…
На его последние движения и попытку спрятаться в теплых объятиях Зуни. Зарыться всем своим существом… Смотрите так долго, сколько вы сможете вытерпеть. Не больно ли?
Сейчас мне кажется, что в фильме нет ничего, кроме Амира и Каджол. Потому что кроме Каджол и Амира вообще ничего нет. И меня в том числе.
Такое ощущение, что они с первого раза все сыграли — ну вот невозможно такое отрепетировать и переснять с десятого дубля!
Фильм закончился, а Вы еще под впечатлением? Как я Вас понимаю….
После просмотра всегда лью горькие слезы и чувствую глухую боль, что сродни отчаянию. В этом нет ничего плохого или глупого. Наши слезы над судьбами героев — это очищение нашей души, привнесение в нее чего-то светлого, доброго и чистого.
Хочется стоя поаплодировать музыкальному сопровождению. Оно одно способно выразить всю ленту целиком, все оттенки смысла и чувства. Оно просто гениально. Нет слов.
Извините, если что не так… Выразила, что чувствовала.
И еще…. Я все понимаю. Я взрослая девочка. Но финал… Почему именно так? Почему не по-другому? Слез в фильме и так довольно, зачем добивать зрителя окончательно? Мы уже сделали вывод, что война оставляет после себя руины человеческой души, но зачем так то?
Всегда смотрю и надеюсь, что произойдет чудо! Я верю в чудо. Почему настолько душещипательно? Неужели Кунал Кохли, снимая фильм, подумал, что при счастливом завершении «Слепую любовь» будут любить меньше ????
Или может это я такая наивная? И в голове до сих пор отдается: Subahaan Allah Subahaan Allah…
Значение слова Fanaa — Погибель. Но Слепая любовь — мне кажется идеально. Лучшего названия не дашь.