Black / Тьма / Последняя надежда. Рецензия Тиллоттамы
Не ставлю этому фильму баллы, потому что это бесценный шедевр даже не индийского, а общемирового кино. Волею судьбы (но никак не моей) впервые я посмотрела его даже без русских титров, а мое знание хинди и английского составляет процентов 20 от возможного. Я насладилась просмотром, но все же представляю, чего была лишена. Именно поэтому я не смогу рассказать вам сюжет, боюсь, он будет слишком неконкретным.
В общих чертах: слепоглухонемая девочка Мишель (Рани) не знает, что такое жизнь до того момента, пока не появляется талантливый учитель Себрадж Сухаи (Амитабх). Он развивает Мишель настолько, что она заканчивает университет. Фильм кончается на светлейшей ноте…
Невозможно… невозможно… как любят это слово. Невозможно парализованному встать на ноги, невозможно победить неизлечимую болезнь, невозможно быть нормальным в ненормальных условиях жизни…
А столетия назад было невозможно вылечить грипп или подняться в воздух… Но к счастью, находились сумасшедшие, которые думали иначе…
Мне кажется, идея фильма в том, что нет ничего невозможного. Судя по фону (в частности, Чарли Чаплину и пишущим машинками), в фильме показано начало XX века. Даже если и позднее, не суть важно. Еще в середине прошлого столетия большинство ученых мыкались в человеческой психике, как слепые котята. Тогда представить, что человек, лишенный основных органов чувств, все же является человеком, а не инфузорией-туфелькой, было безумием. Однако история Хелен Келлер доказала, что это ВОЗМОЖНО. Что человек гораздо больше, чем плоть и кровь. Что человеческое сознание обладает таким потенциалом, который наука будет открывать до конца своего существования.
Бхансали в Black на примере Мишель доказывает то же самое. А то, что он отправляет Мишель в университет — попытка более глубокого погружения в ее внутренний мир. Потому что учеба Мишель — не механическая работа (типа ткать ковры), а труд интеллектуальный! Как может функционировать человеческий мозг, лишенный образов, звуковой и зрительной памяти? Режиссер доказывает, что может. И то, что ее профиль — искусства, наверное, тоже неслучайно. Потому что искусство — мир, полный воспоминаний и ассоциаций. Об этом есть замечательное стихотворение польского поэта. Не помню, наизусть, к сожалению. Но если примерно …
Поэт читает стихи слепым.
И каждое слово проходит проверку тьмой.
Как рассказать им о зеленых домах и красных крышах?..
… Но к нему тянутся руки…
И слепой просит автограф, которого никогда не увидит…
Путь Мишель к диплому кажется слишком долгим, но это естественно, ведь ее мышлению приходится приспосабливаться к традиционной форме обучения, придуманной для здоровых людей. А акцент на пишущей машинке — всего лишь ОДИН из примеров тех трудностей, с которыми она столкнулась. (К слову сказать, диплом она получила намного позже, чем освоила печатание) И на мой, в этом «зависе» нет ничего нереального. Все студенты сталкиваются с подобным. Когда знаешь все, кроме ЭТОГО.
Наверное, на счастливой ноте получения диплома можно было бы и закончить, НО Бхансали закидывает еще одну удочку. Это провокация уже для нас, современных зрителей. Когда-то история Мишель была бы невозможна (а ведь мы в нее верим), зато не верим в историю мистера Сахаи. Мы не верим, что возможно вылечить болезнь Альцгеймера. Через проблеск сознания у мистера Сахаи в финале режиссер вновь говорит нам, что нет ничего невозможного.
Рани – я преклоняюсь перед ней. Это даже не талант, это величие. Как она сыграла, о, я не найду слов, чтобы описать ее. Ее героиня мне так понравилась, такая чистая, светлая, наивная девочка, которую сразу любишь всей душой.
Амитабх – я наконец-то поняла, почему его боготворит вся Индия. Он не всегда полностью входит в роль, но уж если вошел, то это уже не Амитабх – это совершенно новый, яркий и живой характер. В мистере Сухаи не было ни черточки обычного Амитабха, это был только мистер Сухаи.
Остальных актеров я видела впервые, но запомнились все. Особенно понравилась мама Мишель, такое доброе, самоотверженное, по-настоящему материнское лицо.
Маленькую Мишель играла очень красивая девочка, ничуть не похожая на индианку, возможно, иностранка. Очень талантлива. Хотя у Санджая Лилы Бхансали не играют даже средне, только высший класс.
В фильме нет песен, как таковых, но абсолютно потрясающий саундтрек. Светлая, пронизывающая, берущая за душу мелодия.
В общем, обилие наград, полученных Black в прошлом и этом году я поддерживаю и жду-не дождусь, когда смогу посмотреть его с переводом. Кажется, он уже появился, потому что я встречала русское название фильма – «Последняя надежда», но, на мой взгляд, сущность его отражает именно оригинальное имя – Black, хоть на русском оно и не имеет такой убедительности.
Если не ошибаюсь, то этот фильм — римейк американского черно-белого фильма 1962 года «Сотворившая чудо». И в нём больше оптимизма, чем в индийском варианте. Но и этот вариант мне понравился!