Baana Kaathadi / Воздушные змеи. Рецензия Лорелии
«Ты воздушный змей, а она – нить. Держись за неё и от счастья воспаришь к небесам»
О чём этот фильм? О многом…
Но, конечно же, прежде всего это фильм о любви.
Рамеш+Прия… Два сердца, случайно столкнувшихся в толпе, две души нашедших себя друг в друге. Два человека, ставших друг для друга всем, нашедших друг в друге смысл жизни.
Первая любовь. Сильная любовь. Нежная любовь. Красивая любовь.
Это та любовь, которая не столько на кончике языка, не столько в глазах, сколько в сердце и поступках. Она в отношении друг к другу, в понимании друг друга.
Как это всё-таки удивительно встретить человека, который становится для тебя целым миром, становится смыслом и целью жизни.
Рамешь и Прия, парень и девушка, босяк и богачка. Он тёмненький, она светлокожая. Она прилежно учится, его же не заставишь читать учебники. Они такие разные, и всё же они очень похожи. Похожи тем, чем сходны друг с другом всем замечательные люди.
Это фильм об обществе, где господствует социальное неравенство, где правят стереотипы. Почему если ты беден, если ты низкого происхождения, если ты темнокож – то ты обязательно плох?
«Они люди низшего класса. У них в голове только плохие мысли, и это не изменится»
Кто же это первый придумал, что быть бедным и быть плохим – это одно и тоже? И почему до сих пор находится множество людей, желающих этому верить?! Разве форма всегда тождественна содержанию? Загляните в глаза бедняку, узнайте его мысли и стремления, зайдите к нему домой, посмотрите как он обращается со своими родными и домашними. Посмотрите, как матери низкого происхождения любят своих сыновей, как дети отказываются от удовольствий, чтобы порадовать своих матерей, как родители копят годами, чтобы подарить сыну дорогой подарок.
Но, в то же время, бедняка всегда окружает множество опасностей. Улицы, на которых он живёт, по ночам совсем небезопасны. Болезни, которые могут поразить его или его близких и на лечение которых ему может не хватить денег, могут толкнуть его на скользкий от крови неправедный путь.
Быстрые значительные деньги – это всегда неправедные деньги. И вступив на путь преступлений, возврата назад, возврата к нормальной жизни уже не будет никогда.
Это фильм о случае. О слепой его игре. Случай – это такое коварное всесильное божество, которое тебе может в одно мгновение подарить самое большое практически неземное счастье, а в другое мгновение – отнять всё, что у тебя было. И уже ничего нельзя будет поделать…
Это фильм ещё и о любви родителей к детям. И о трудном выборе между обязанностью и дружбой, и о состязаниях по запуску воздушных змеев, и даже о любви тамильцев к актёру Раджниканту.
Здесь много всего.
Самое удивительное, что это первый южноиндийский фильм, в котором мне совершенно не мешали традиционные вставные комичные ситуации. Не мешали они потому, что очень умело было вплетены в повествование и связаны с основной сюжетной линей косвенным образом. Поэтому здесь нет лишних персонажей, все на своих местах.
Я практически никогда не смеюсь при присмотре индийских фильмов, даже в комичных моментах, но тут я и улыбалась, и даже невольно смеялась временами. И немалая заслуга в том, переводчика и умелой адаптации забавных моментов, обличённых в слова. Вот несколько особенно порадовавших фразочек:
• «У меня желудок уже в узелок завязался»
• «Если бы меня отец так воспитывал, я бы уже стал великим мочёным»
• «Эй, промсарделька! Повернись к лесу задом, к нам передом»
Очень понравились актёры, сыгравшие главных героев. Очень свежие, очень юные, очень искренние, безусловно, талантливые, старательные. Думаю, у обоих есть потенциал.
У Адхарвы точёные черты лица, стройная фигура, хорошая пластика, он замечательно двигается в танце, временами немного искусственен, но в серьёзных эпизодах – я во всём верила ему.
Саманта – просто лучик света. Понравилась чуть ли не больше Адхарвы. Такая она вся позитивная, милая, нежная, временами прямо светится изнутри.
Саундтрек тоже запоминающийся. Думаю, нет ни одного любителя южноиндийского кинематографа, которому было бы незнакомо имя Ювана Шанкара Раджи. Мне не всегда нравилась его музыка. Бывают фильмы, где она у него излишне современная, очень оторванная от индийского колорита, чужеродна и даже… малоприятная на слух. Но здесь она хороша, особенно в комплексе со всеми остальными составляющими фильма. Прочувствована и стильна. Современна и колоритна. Где уместно – резкая, отрывистая и ритмичная, а где нужно лиричная и мелодичная, ложащаяся на душу.
Считаю, что фильм можно назвать прекрасным образцом традиционного тамильского кинематографа.