Великое индийское кино — 40-е годы
Вторая половина 40-х годов прошлого века в Индии была ознаменована обретением независимости, давшейся с таким большим трудом. На культурную сферу жизни это оказало большое влияние, вызвав подъём национального самосознания, прилив творческих сил, стремление к развитию и совершенствованию. Это не могло не сказаться на кинематографе. Именно с конца 40-х годов начинается т.н. золотой период индийского кинематографа, ознаменовавшим его расцвет. Это было время творчества таких великих режиссёров как Раджарам Ванкудре Шантарам, Мехбуб Кхан, Камал Амрохи и Радж Капур.
О некоторых лучших фильмах того периода, переведённых на русский язык из числа тех, что «необходимо увидеть хотя бы раз в жизни» и пойдёт дальше речь.
1. Dr. Kotnis Ki Amar Kahani / Immortal Journey of Dr. Kotnis / Бессмертное путешествие доктора Котниса / Раджарам Ванкудре Шантарам / Rajaram Vankudre Shantaram 1946
В ролях: Раджарам Ванкудре Шантарам, Джаяшри, Раджшри, Пратима Дэви, Бабурао Пендхаркар
Фильм является биографическим и снят по реальным событиям. Доктор Дварканатх Котнис (1910-1942) также известный под именем Ке Дихуа в Китае, был одним из пяти индийских врачей, отправленных в Китай для оказания медицинской помощи во время второй китайско-японской войны 1938 года. Он стал известен благодаря своей самоотверженности и преданности своему делу. Считается образцом и примером китайско-индийской дружбы и взаимопомощи. Наряду с канадским врачом Норманом Бетьюном его до сих пор помнят и чтят китайцы. В апреле, в день поминовения предков по китайской традиции, к его могиле китайцы приносят цветы. В Шицзячжуане, Хэбэй в Китае ему установлен памятник.
Живя и работая в Китае Дварканатх Котнис встретил местную девушку по имени Чинг Лан (играет Джаяшри) и влюбился в неё. Говорят, что актриса была выбрана на роль благодаря тому, что по своему происхождению была наполовину китаянкой.
Естественно, в 40-е годы фильмы не снимались за границей. Все съёмки происходили в Индии в специально созданных для этого декорациях. И роли китайцев исполняли загримированные индийские актёры.
Вскоре после выхода в индийский в прокат и большого успеха у зрителя Dr. Kotnis Ki Amar Kahani/ Бессмертное путешествие доктора Котниса, Шантарам заново перемонтировал фильм и и подготовил его англоязычную версию. «Бессмертное путешествие доктора Котниса» было показано в Индийской Лиге в Лондоне и после этого были куплены права на его широкий прокат в Великобритании.
Прекрасная песня из фильма — Main Hoon Nanhi Nayee Dulhan
2. Aag / Испепеляющая страсть / Радж Капур / Raj Kapoor 1948
В ролях: Радж Капур, Наргис, Нигар Султана, Прем Натх, Камини Каушал
Описание: Кевал Кханна (Радж Капур) — сын адвоката Кханна (Камал Капур) противиться желанию отца продолжить семейную традицию и стать юристом. Его мечта — театр!
Экзамены на адвоката успешно провалены и в гневе отец выгоняет Кевала из дома, но тот не унывает. Переехав в Бомбей, он встречает бывшего импресарио Раджана (Премнатх), который увлекся идеей молодого таланта поставить спектакль о своей первой детской любви. Вскоре они нашли на главную роль актрису (Наргис) и оба влюбились в неё…
Это был первый фильм, в котором Радж Капур выступил в качестве режиссёра и продюсера. Шаши Капур исполнил роль главного героя Кевела в детстве. Это было первый раз, когда Радж и Наргис появились на экране вместе. Aag был новаторским и экспериментальным проектом, вобравшим в себя очень много глубоких идей о духовности, искусстве и красоте. К сожалению, зритель не сумел оценить ни завораживающую эстетику фильма, ни передовые идеи режиссёра дебютанта. Успеха в кассе Aag не имел.
Одна из лучших песен фильма — Solah Baras Ki
3. Andaz / Репутация / Мехбуб Кхан 1949.
В ролях: Наргис, Радж Капур, Дилип Кумар, Куку, Мурад, Анварибай, Амир Бану, Аббас
Описание: Нина (Наргис) — богатая и испорченная дочь богатого бизнесмена. В один из дней решила прокатиться на лошади, но потеряла управление. На помощь ей приходит молодой человек, назвавшийся Дилипом (Дилип Кумар). У них завязываются дружеские отношения, и Дилип начинает часто посещать дом Нины, где он развлекает домашних и гостей своим пением. Отец Нины испытывает неприязнь к этому юноше из бедных слоёв общества и пытается помешать встречам молодых людей…
Это классика, которая впервые в индийском кино подняла очень важный вопрос – имеет ли женщина право дружить с мужчиной, если она уже замужем за другим или помолвлена. Могут ли вообще существовать платонические отношения между молодыми и привлекательными людьми противоположного пола?
Andaz стал одним из самых кассовых фильмов 1949 года. Это единственное кино, в котором Радж Капур и Дилип Кумар играли вместе основные роли. Говорят, что критики много спорили о том, чьё исполнение своей роли было лучше: Дилипа Кумара или Раджа Капура. Единого мнения нет до сих пор. Но Дилип потом всячески отказывался (опять-таки по слухам) от участия в фильмах вместе с Раджем Капуром. В том числе он отказался от приглашения самого Раджа снять в его «Сангаме»
Песня из фильма Tu Kahe Agar:
4. Mahal / Особняк / Камал Амрохи 1949
В ролях: Ашок Кумар, Мадхубала, М. Кумар, Виджаялакшми, Кану Рой, С. Назир, Eruch Tarapore, Sheela Naik, Лила Пандеу, Нилам
Описание: Хари Шанкар (Ашок Кумар) приезжает в старый особняк, известный как Сангам Махал, который купил его отец. Там он видит свой портрет на стене. Садовник рассказывает ему об этой картине и трагической судьбе двух влюбленных, связанных с нею. После этого Хари Шанкар видит в саду поющую и качающуюся на качелях девушку, когда он пытается приблизится к ней, та исчезает. Его его друг — юрист Шринат, предостерегает Хари Шанкара, просит держаться подальше от этого дома, и всячески пытается увезти своего друга из таинственного особняка. Однако никто теперь уже не может помочь Хари Шанкару, он продолжает все глубже и глубже погружаться в темный призрачный мир…
Это режиссёрский дебют Камала Амрохи и первый в истории индийского кино триллер на тему реинкарнации. Песни из этого фильма пользуются большой популярностью до сих пор. Это кино, сделало Лату Мангешкар знаменитой и установило правило, что закадровые исполнители могут быть звёздами также как актёры. Когда песня Aayega Aanewala впервые прозвучала на Всеиндийском радио, то по телефону начали звонить слушатели с просьбой назвать имя певицы. На радио его никто не знал, в кинокомпании тоже. Выяснили только в компании звукозаписи и объявили его на всю страну. Так Лата Мангешкар впервые обрела популярность.
Фильм также включён в список «10 великих романтических фильмов ужасов» Британского института кино.
Лучшая песня в фильме — Aayega Aanewala:
5. Barsaat / Сезон дождей / Радж Капур 1949
В ролях: Радж Капур, Наргис, Прем Натх, Нимми
Описание: «Сезон Дождей» – это захватывающая история про любовь. Такую любовь, которая приходит как тропический дождь — неожиданно и всепроникающе. Но в то же время, дождь приносит с собой очищение природе, надежду на будущее, предложение начать новую жизнь. Главные герои — поэт Пран (Радж Капур), для которого универсальной сутью жизни является любовь, и его друг Гопал (Прем Натх). Они неожиданно для себя влюбляются в простых девушек из сельской Индии. Любовь Прана – это откровенное, чистое и всеохватывающее чувство к Решме (Наргис). У Гопала отношение к этому чувству совершенно иное — материальное, физическое и потребительское. Но истинная любовь, в конце концов, побеждает как в жизни, так и в смерти…
Этот фильм стал первым большим коммерческим успехом Раджа Капура в качестве режиссёра, позволившим ему открыть собственную киностудию в 1950 году. Один из рекламных плакатов к этому фильму, изображающего Раджа Капура держащего скрипку в одной руке и поддерживающего изгибающийся стан Наргис другой рукой — стал логотипом его новой кинокомпании.
Сборник песен фильма входит в список 100 лучших саундтреков Болливуда.
Одна из самых знаменитых песен фильма — Mujhe Kisi Se Pyaar Ho Gayaa:
© Падмини
Савитри , Спасибо большое, особенно за слова «серебряный экран», которое дороже «золотого мыла»- сюжетным смыслом, порядочностью, искренностью,глубокими переживаниями чувств…
Anita написал(а):
-Да, похоже с концами за неуплату сервера. Но там очень мутная история…
Падмини написал(а):
ой, а его закрыли?
Anita написал(а):
Особенно после закрытия бвторрентс
Савитри , Sav it ri ,
Спасибо за ваше лестное мнение!
Я очень люблю чёрное-белое кино, монохром, серебряный экран — как его ещё называют.
Хотя и современные цветные фильмы мне тоже нравятся.
Можно сказать, что это во много совсем разное кино. У каждого свои достоинства
Падмини, спасибо большое за статью! Всегда жду от вас что-то новое о вечном.
Кинематограф тех времен поистине завораживает. Я очень люблю черно-белые фильмы. Для меня в них намного больше чувств и души нежели в львиной доле современных красочных проектах.
Спасибо, очень глубокий материал. Интересный и Вами проработанный до профессионального мастерства. Можно только хвалить, благодарить и про себя удивляться— бывают же такие умницы
Падмини написал(а):
с этим тяжко, старое мало переводят. Если вдруг кому — Кисмет есть на ютьюбе с английскими титрами, c Neecha Nagar конечно совсем плохо, его даже с английскими титрами онлайн нет
Аноним , Anita , Pol ,
большое спасибо за отклик!
Я отлично понимаю, что старого кино здесь практически никто не знает. Но это история индийского кинематографа. То кино отличается от современно очень сильно. Но у него есть своё собственное очарование. Кроме того, многие сюжеты современных фильмов, это в основном переработка того материала, что был создан как раз в период с конца 40-х по середину 60-х. Я уже не говорю о том, что тогда создавались как новаторские многие технические и повествовательные приёмы, на которых зиждется кино в Индии до сих пор и которые делают его таким самобытным, уникальным явлением в мировом кинематографе.
Кроме того, у монохромного изображения есть возможности, лишённые у цветного кино — это контрастность, подчёркивание текстуры и фактуры предметов и материалов, нюансированная игра со светотенью, в отличных фильмах имеющая глубокую содержательную осмысленность.
Anita ,
При выборе списка фильмов я ориентировалась прежде всего на те из них, что можно в сети найти с переводом: с озвучкой или русскими субтитрами.
Падмини, спасибо за экскурс в Историю! Очень здорово. Если представится возможность, обязательно что-то посмотрю.
Про доктора Котниса подумал вот о чем. Он оказывал медицинскую помощь китайцам в 1938 году, когда те воевали с Японией. И тут я вспомнил про фильм «Офицеры», момент где косящий под китайца Лановой встречает Юматова. Так вот встреча эта произошла на той же самой китайско-японской войне.
В Tu Kahe Agar Jeevan Bhar кстати можно так же наблюдать Куку, самую первую it-girl Болливуда. Она же «крестная мать» Хелен
с фильмами в списке я совершенно согласна, но добавила бы еще два — Kismet (прототип всех историй про потерянных детей, революция в актерской игре и первый полноформатный симфонический оркестр за кадром) и Neecha Nagar Четана Ананда (экранизация «На дне» Горького, «прадедушка» всех параллельщиков и более или менее реалистичных сюжетов про тяжелую жизнь бедных людей, а так же первый индийский фильм, съездивший в Канны). Они оба до независимости сняты, конечно, но мне кажется, влияние оказали изрядное.
Не смотрел фильмы 40-х.
Картинки выглядят неплохо.
Смотрел уже фильмы 70-80-х.
Иногда, бывает, тянет пересмотреть.