Ушел слишком рано: яркая и короткая карьера Иррфана Кхана

На протяжении многих лет в индийском кино было много актеров-звезд и суперзвезд. Особое помешательство на звездах в Индии пришлось на 80-е гг. прошлого столетия. Именно в такой сценарий вошел серьезный молодой артист по имени Иррфан Кхан. Он не геройствовал на экране, как некоторые другие актеры. Не бегал между деревьями с героиней с песнями и танцами. Не крушил злодеев и даже не танцевал в типичных клипах Болливуда. У Кхана было только одно качество — умение играть. И играть так, что лишь немногие могли с ним сравниться.

Иррфан был одним из тех редких актеров, которые стали популярными в Индии и за рубежом исключительно благодаря своему таланту. Потерять такого актера — это печаль не только для любителей кино, но и для самого кинематографа.

Он начал свою карьеру в 1986 году с ролей в таких телесериалах, как Katha Sagar и Srikant. Затем сыграл маленькую роль в фильме Миры Наир «Салам, Бомбей» (1988). Принимая во внимание его обычную для индийца внешность, никто и подумать не мог, что 20 лет спустя Кхан станет всемирно известным актером.

Иррфан получил шанс показать свой широкий спектр актерских навыков в сериале Шьяма Бенегала «Открытие Индии» в том же 1988 году. В проекте он играл разных исторических персонажей, таких как принц Салим Джахангир, вождь Наджиб-уд-Даула, Малаякету из Мудраракшасы и так далее.

Затем последовали хорошие роли в таких фильмах, как Drishti (1990) и Смерть одного доктора / Ek Doctor Ki Maut (1990), но, к сожалению, он не смог добиться больших успехов в Болливуде за первые десять лет своей карьеры. В 90-х Иррфан продолжал сниматься в популярных сериалах на хинди. А в 2001 году режиссер Асиф Кападия предложил Иррфану роль в своем международном проекте Воин / The Warrior (2001), с которой актер справился просто блестяще!

Начало нового тысячелетия также ознаменовалось появлением новых нетрадиционных тем в кинематографе, которые пробовали снимать, в основном, режиссеры-новички. Было похоже, что они пытаются возродить движение параллельного кино, которое было известно в 1970-х и 1980-х годах, когда его возглавляли такие режиссеры, как Шьям Бенегал и Говинд Нихалани.

Иррфан Кхан всегда очень сожалел о том факте, что к тому времени, как он окончил Национальную Школу Драмы, движение параллельного кино практически умело. Возрождение движения дало новую надежду для его карьеры.

Кхан сыграл в дебютном фильме Тигманшу Дхулии Сила духа / Haasil (2003), в котором также снялись Джимми Шергилл и Ришита Бхатт. И хотя фильм не собрал большой кассы, благодаря роли студенческого политического лидера, на Иррфана обратили пристальное внимание.

Свой престижный проект, криминальную драму Макбул / Maqbool (2004) режиссер Вишал Бхардвадж готовил уже специально под Иррфана. В своей первой главной роли в Болливуде актер вышел победителем. Именно этот фильм ознаменовал его приход в кинематограф в качестве главного героя.

В середине нулевых у Иррфана была череда посредственных и откровенно плохих фильмов: Зависимость / Rog (2005), В нескольких лицах / Chehra (2005), Загадочное исчезновение / Chocolate (2005), Семь с половиной кругов / 7½ Phere (2005) и Киллер / The Killer (2006). Эти проекты совсем не отдают должного его таланту. Но, наверное, этот путь Иррфану все же нужно было пройти… ибо впереди его ждало нечто большее — международная арена.

Кхан получил главную роль в фильме Миры Наир «Тезка» (2006). Это была дань уважения Миры, которая много лет назад сняла его в «Салам Бомбей». На самом деле, когда Наир пришла в Школу Драмы в поисках молодых актеров, которые могли бы сыграть в ее фильме беспризорных детей, она сразу заметила Иррфана: «Меня покорил его взгляд — такой пронзительный и сосредоточенный!» — призналась режиссер.

Она сразу же взяла его в проект, но когда Иррфан стоял рядом с недоедающими, худыми и маленькими детьми, он сильно выделялся на фоне остальных. Иррфан, на минуточку, вымахал в росте 185 см, и совсем не вписывался в формат.

Для Кхана это была трагедия — его сняли с главной роли в «Салам, Бомбей» всего за два дня до начала съемок. Мира Наир пообещала снять его в другом проекте и сдержала слово. Спустя 18 лет Иррфан сыграл у нее в «Тезке». Интересно, что актер впервые приехал в США только для съемок этого фильма.

В книге Асима Чабры «Иррфан Кхан: Человек, Мечтатель, Звезда» он упоминает, как мать актера Саида Бегум, ругала Миру Наир за то, что та убила персонажа Иррфана в фильме. «Почему она убила моего ребенка в фильме?», — плакала Саида. Иррфан был очень близок со своей матерью. Она умерла в их родном городе Джайпур в Раджастане всего за несколько дней до его кончины, и Кхан не смог присутствовать на ее похоронах, потому что вся страна в настоящее время находится под запретом передвижения из-за распространение пандемии.

«Тезка» открыла двери для Иррфана Кхана для полноценной карьеры на Западе. Затем он был замечен в фильмах Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники (2007), Ее сердце / A Mighty Heart (2007) и антологии «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2008). Он также снялся с Натали Портман в короткометражном фильме Миры Наир.

Затем Кхан сыграл в своем первом американском телесериале In Treatment (2010). Но перед ним стояла сложная задача запоминания четырех страниц диалога, а на подготовку у него была только одна ночь. Он обратился за советом к своему другу, актеру Насируддину Шаху. Шах просто посоветовал ему читать диалоги всю ночь, чтобы запомнить. Иррфан, в конце концов, справился с задачей, но всю жизнь считал эту роль самой сложной в карьере.

Однако самое большое признание Кхана на Западе пришло с фильмом «Миллионер из трущоб» (2008) британского режиссера Дэнни Бойла. И хотя роли Дева Пателя и Фриды Пинто были главными, Иррфан в роли жесткого и безжалостного следователя оставил большой след. Фильм получил семь Оскаров, в том числе за «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Многие до сих пор помнят счастливое лица Кхана, держащего Оскара с товарищами по команде из фильма.

2012 год был особенным для Кхана. Его следующий крупный международный проект Энга Ли «Жизнь Пи» получил большое признание и множество наград по всему миру. В том же году в Индии вышел «Паан Сингх Томар», принесший ему Национальную премию за лучшую мужскую роль.

Уже в следующем году Иррфан Кхан снялся в малобюджетном фильме Ланчбокс у режиссера Ритеша Батры, который до этого снимал только короткометражки. Это была необыкновенная история. Фильм не только завоевал сердца и большое количество наград во всем мире, но и имел коммерческий успех на зарубежных рынках. Многие, на самом деле, полагали, что фильм станет отличным кандидатом на Оскар. Но он проиграл в гонке, и официальным претендентом от Индии был объявлен The Good Road (2013, Гуджарати).

В последующие годы звезда Иррфана Кхана засияла как в Болливуде, так и в Голливуде. Пику (2015), Хайдер (2014), Талвар (2015) — в этих проектах он был незабываем. Хинди школа / Hindi Medium (2017) — еще один фильм, который выделяется в фильмографии Иррфана. Хотя он снял много хороших и очень хороших фильмов, это был, пожалуй, единственный раз в его карьере в Болливуде, когда он выдал кассовый хит, сыграв главную роль.

К сожалению, этот фильм останется его первым и последним хитом в кино на хинди в роли сольного актера. Второй фильм в серии, Английский среднего уровня / Angrezi Medium (2020), прошел в кинотеатрах всего несколько дней, пока в стране не ввели карантин.

Как собеседник, Кхан был очень умным и начитанным мужчиной. Возможно, он не очень дружил с журналистами, но был из тех, кто никогда не пытался угодить другим и высказывал свое мнение без страха, оставаясь при этом скромным и приземленным.

В 2017 году он не стал обдумывать слова, критикуя практику жертвоприношения животных ради Бакри Ид. Это вызвало большую шумиху от религиозных лидеров и приверженцев ислама. Но вместо того, чтобы затихнуть, как это делают многие знаменитости, столкнувшись с таким противоречием, Кхан нанёс ответный удар через ряд твитов.

Уход Иррфана Кхана лишил Индию и мир не только невероятного актера, но и знаменитости, которая никогда не юлила перед другими. Он был не похож на других четырех Кханов (Шахрукх, Салман, Аамир и Саиф Али) в своем выборе фильмов и ролей и разговорах за пределами съемочной площадки. И он был единственным Кханом, которого не презирали поклонники других Кханов.

Теперь, когда он ушел, хочется процитировать его из фильма «Хайдер»: «Я был, я есть и я буду». Это, безусловно, то, во что хотели бы верить миллионы его поклонников по всему миру.

Иррфан Кхан (7 января 1967 — 29 апреля 2020)

Мила — специально для Bollywoodtime.ru

Читайте также:
Уходят кумиры… Болливуд прощается с актером Иррфаном Кханом

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Ушел слишком рано: яркая и короткая карьера Иррфана Кхана: 2 комментария

  • Shahin
    8 августа, 2020 в 10:07
    Permalink

    Tata , О Жизнь Пи, я посмотрела сразу на большом экране. Невероятное зрелище! Ланчбокс не досмотрела, надо бы досмотреть. А ещё глянуть Тезку и Макбул.
    Админ, забыли упомянуть блокбастер Парк юрского периода. И кстати, никто из инд. актеров не снялся в таком количестве супер пупер блокбастеров. Если посчитать то по кассовости он номер один. Грубо говоря, Ирфан самое узнаваемое лицо на международной арене. Попытки Айшварьи, Приянки и Дипики увенчались провалами.
    Жду не дождусь «Довод» К.Нолана , где засветилась Димпл.

    2+
  • Tata
    1 мая, 2020 в 10:37
    Permalink

    Мне актеры нравятся как-то интуитивно. Я часто не могу объяснить, почему на признанную звезду я иногда не могу смотреть, даже ловлю себя на нехорошем чувстве отторжения, а кого-то могу смотреть и пересматривать, и даже по нескольку раз.
    Ирфана Кхана я увидела в фильме Ланчбокс. Он там по сути что делал? Ел еду, работал на работе. Одинокий, мрачный, замкнутый планктон в футляре. Но уже сразу он смог притянуть к себе мое внимание. А уж когда он начал раскрываться… Очень интересно было наблюдать за этим.
    Как цветок в китайском чае: сухой и невзрачный, но когда он в воде начинает распускаться, то это просто околдовывает, сидишь и пялишься, и трудно оторваться) а потом ты наслаждаешься прекрасным напитком, который получился из этого сухого комочка.
    И вот этот потенциал «сделать напиток прекрасным» либо есть в актёре, либо нет. Если есть, то все, считайте, что вы пропали, вырваться из его плена будет трудно.
    Вот такой Ирфан Кхан колдун для меня получился.
    Я себе поставила зарок посмотреть ещё фильмы с ним, но знаете, то некогда, то недосуг… Как всегда.
    И тут на работе мне напарница говорит: Тата, ты должна знать этого актера, ты же смотришь индийские фильмы? Я говорю: Нуууу, а кто? Она говорит: Ирфан Кхан умер. И я говорю: Да, я его знаю. Очень хороший актёр.

    Как гром среди ясного неба.
    Аплодисменты актеру и глубочайшее уважение его работе.

    Сегодня вечером сяду смотреть Жизнь Пи.

    17+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *