Sindhu Samaveli / Долина порока. Рецензия Aeryn
Двое и одна
«Я не снимаю скандальные картины. Я всего лишь рассказываю истории, которые никто ранее не осмеливался рассказать. В отношениях людей всегда присутствуют любовь и желание, главное то, что одержит верх – тело или разум. Если в Голливуде и даже недавних проектах Болливуда наподобие «Любовь, Секс и Обман» рассматриваются разные виды отношений, почему же и нам не попробовать?» — Сами.
Хулиган от кинопроизводства и режиссёр вне закона, от отношений женщины с братом погибшего мужа и развратника, поплатившегося смертельной болезнью, до запретной связи молодой жены со свёкром, Сами каждой картиной упорно выстраивает свой путь в кино. Обнажая уродливые раны лицемерного общества, он обречён на всеобщее осуждение и подвергается остракизму, тем не менее, скандальный режиссёр умудряется находить актёров, согласных работать с ним, и продолжает делать то, что полюбить и принять целевая аудитория не в силах.
Полюбивших не судят. Пожалуй, так, но кто любил, а кто предал? И можно понять женщину и мужчину, но стоит ли? Где граница, которую двое перешли, каждый движимый своим мотивом? И что такое эта проклятая любовь, которой все торопятся прикрыть свою слабость? Любят за молодость и красоту или зрелость и опыт? Сами, по-видимому, сам того не желая, будоражит спокойную гладь тихого омута – поднимает своей лентой все эти и другие вопросы, но дать ответы не считает необходимым.
Авторы многочисленных рецензий подчёркивают: это кино не для всей семьи, оно слишком откровенно показывает то, что желательно бы замолчать, значит, приговор обжалованию не подлежит – на третьей картине Сами печать провала в прокате. И для Анаки (никак не привыкну называть Амалу Пол иначе, хотя, впрочем, переучиваться и не стоит) предпочтительней убедить всех и себя в том, что её вторая в киноиндустрии на языке тамили лента «Майна» и есть настоящий, как и подобает, громкий, удачный дебют. Утешением для ведущих актёров могло бы послужить признание критиков (как бы то ни было, а иметь в своём послужном списке одну-две заумные картины в наше время не так уж плохо), но Сами умудряется не попадать даже в контекст критиков. И если его работы объединяет авторский почерк, его можно отследить лишь в особой склонности к скандальным темам и… изменению стиля сообразно тематике действия.
В «Животном» согласно историчности событий (они развиваются в 80-е годы прошлого века) можно отметить общую потёртость и блёклость деревенских пейзажей, притом не без грамотного использования естественного света и тщательно выстроенных кадров (пожалуй, в этом больше заслуга оператора). Приглушённые краски, но в меру громкая лента. «Долина порока»/’Sindhu Samaveli’ небывалой громкостью и, на мой взгляд, слишком яркой для выбранной темы картинкой способна привести восприятие в недоумение. Или в том моя вина как зрителя: драмы Балы и Амира Султана неизбежно ассоциируются в моём восприятии с блёклой цветовой гаммой, с выжженными полями и редкими яркими пятнами цветных одежд. Драматичности событий «Животного» подобный подход не убавил. В третьей же работе Сами есть сцены баталий, взрывы, зелень, океан и электрический свет, а с другой стороны эффект трясущейся камеры и деликатное изображение противоречивых чувств. Угощают масалой, но присыпают её ароматизатором, идентичным глубокомысленному.
Сильная актёрская игра всё же способна перекрыть напускную яркость и превратить кино в настоящую трагедию. Правы те, кто признаёт, что фильм целиком и полностью принадлежит Амале. В некоторой степени Хариш и Гаджини почти приближаются к её уровню, но всё-таки хочется оставить в центре истории о грехопадении женщину, хотя не она первой надкусила яблоко (Сами даже ортодоксальным не назовёшь: у него свой особый взгляд на грех и предательство). С Харишем Амала составляет просто прекрасную пару, но у Muthathal Sandai самый скоростной ритм и бешеное видео из всего, что мне когда-либо доводилось слышать и видеть. Композиция нравится, но во время просмотра было ощущение, что все кругом сломя голову куда-то несутся, а если я продолжу спокойно сидеть в кресле, рискую пропустить что-то важное и остаться совсем одна. Комедией по трагедии ударяет Ганджа Каруппу в образе святого отца. Похоже, злосчастного святошу он больше нигде не играл. Тем лучше.
Тема для индийского кино выбрана более чем смелая. Автор одной из рецензий утверждает: ‘Sindhu Samaveli’ следовало снимать на французском, итальянском или любом другом языке, стоило делать иную картину. Однако в европейском и в целом в мировом кино подобная тема более-менее хорошо проработана, значит, на другом языке фильм был бы лишним. Рада видеть именно индийское прочтение трагедии измены, но не считаю картину выдающейся и выполненной без изъянов. Некоторые приёмы вызывали недоумение, и, значит, их применение не было полностью оправдано сюжетом, да и пресловутая яркость делает фильм слишком сладким и значительно снижает силу эмоционального воздействия. Сами экспериментирует как с тематикой, так и с постановкой, экспериментирует ради эксперимента. На это любопытно смотреть, за игрой актёров приятно наблюдать, но на универсальную знаковость и прорывность лента претендовать не может. Её Величество Коммерция правит бал.