Шанкар-Джайкишан: вместе в музыке, жизни и смерти
Музыкальные руководители Шанкар и Джайкишан пользовались безраздельным господством в Болливуде с 1949 по 1971 год. Их трагический раскол в 60-х, возможно, положил конец славной эпохе киномузыки, но их песни до сих пор очень любимы поклонниками индийского кино.
Шанкар Рам Сингх Рагхуванши родился 15 октября 1922 года в Хайдарабаде. Он с ранних лет прекрасно играл на табле и начал свою карьеру в театральной труппе. Опыт и мастерство парня в конечном итоге привело его в театр Притхви, где он исполнял музыку и второстепенные роли в спектаклях.
Джайкишан Дайабхай Панчал появился на свет 4 ноября 1929 года в небольшой деревушке Вансада на территории современного штата Гуджарат. Джайкишан умел играть на фисгармонии и переехав в Мумбаи тоже попал в театр Притхви. Так и встретились Шанкар и Джайкишан.
Их первый большой прорыв случился благодаря фильму Раджа Капура «Сезон дождей», после чего музыкальные маэстро стали главными фигурами культовой студии RK Films вместе с авторами текстов Шайлендрой и Хасратом Джайпури, а также певцами Мукешем, Мохаммед Рафи, Латой Мангешкар и Манна Деем.
Композиции Шанкара-Джайкишана открыли новые горизонты в музыке Болливуда. Они переписали роль оркестра в своих творениях. Отныне он выступал как средство выражения и усиления чувств героев, а не просто как фон, что было распространенной практикой до того, как дуэт пришел к власти.
Несмотря на то, что они всегда работали в команде, Шанкар и Джайкишан часто сочиняли свои песни по отдельности. В то время как Шанкару нравилось работать с Шайлендрой, Джайкишан предпочитал сидеть над текстами с Хасратом Джайпури.
Между ними было заключено джентльменское соглашение, которое они соблюдали до самого конца: никогда не называть настоящего автора песни. На самом деле, для их поклонников было популярным развлечением пытаться отличить песню Шанкара от песни Джайкишана.
За время своего правления они выиграли девять премий Filmfare Awards. Последние три награды были выиграны подряд, и маэстро стали первыми композиторами в отрасли, сделавшими хет-трик.
Они написали музыку к таким прекрасным фильмам, как «Тайком от всех», «Бродяга», «Простофиля», «Я отдала сердце тому, кто принадлежит другой», «Мое имя Клоун», «Сангам», «Профессор», «Жест», «Любовь в Кашмире» и многим другим.
Шанкар-Джайкишан также шесть раз возглавляли легендарный радиочат музыки для фильмов на хинди. Позже их рекорд достигли только Лакшмикант и Пьярелал.
К сожалению, в 60-х у знаменитых композиторов произошел раскол. В статье, опубликованной в журнале Filmfare, Джайкишан назвал популярную песню из фильма «Сангам» «своей» композицией. Шанкар посчитал это нарушением неписаного соглашения между ними и сильно обиделся на коллегу.
Примерно в то же время Шанкар открыл новую певицу Шарду и начал продвигать ее как новую певческую сенсацию вместо Латы Мангешкар. Однако Джейкишан придерживался в своих композициях только голоса Латы.
Они даже стали брать индивидуальные контракты на фильмы, хотя все еще продолжали называться дуэтом Шанкар и Джайкишан. В какой-то момент их пытался помирить певец Мохаммед Рафи, но разногласия уже были необратимы.
В период своего расцвета и даже ближе к концу карьеры Шанкар и Джайкишан были самыми высокооплачиваемыми музыкальными руководителями в отрасли.
За некоторыми исключениями, им платили больше, чем ведущим актерам того времени, а одно только упоминание их имени на постере заставляло людей толпиться у кинотеатров. Знак того, что они были настоящими королями Болливуда.
Но после их трагического разрыва Джайкишан запил и скончался в 1971 году из-за цирроза печени. Ему было всего 42 года. Попрощаться с легендарным композитором пришли почти все представители индустрии.
Потеряв своего партнера, Шанкар в одиночку продолжил знамя Шанкар-Джайкишан, согласно взаимопониманию, которое у них было за годы совместной жизни. Они договорились, что если один из них умрет, то второй партнер продолжит работать от имени дуэта.
Но как одинокий воин, он не мог создать ту же магию. Шанкар скончался 26 апреля 1987 года. Его смерть практически не освещалась в СМИ, а на его похоронах присутствовали только его семья и несколько друзей. Почти никто не пришел проводить Шанкара в последний путь. Не было даже Раджа Капура.
Они ушли. Но их музыка продолжает жить. Шанкар и Джайкишан были так же неразлучны в жизни и музыке, как и в смерти.
Мила — Bollywoodtime