Шабана Азми. Пятикратная обладательница Национальной премии, у которой почти каждая роль — шедевр
Шабана Азми, несомненно, одна из величайших индийских актрис, выигравшая рекордные 5 национальных наград за лучшую женскую роль. Вместе со Смитой Патиль, Насируддином Шахом и Омом Пури она является ведущей актрисой параллельного кино или «Индийской новой волны» 1970-х и 80-х годов. Более того, Шабана зарекомендовала себя как актриса мейнстримового жанра и была главной звездой Болливуда вплоть до середины 1980-х годов.
Шабана родилась 18 сентября 1950 года в семье лирика и поэта Кайфи Азми и театральной актрисы Шаукат. Девушка окончила колледж Святого Ксавьера в Мумбаи по специальности «Психология», а затем поступила на двухгодичный курс актерского мастерства в Индийский институт кино и телевидения. В интервью 2003 года Шабана призналась: «Мне посчастливилось увидеть Джаю Бхадури в ее дипломном фильме «Суман», и я была настолько покорена ее игрой, что сказала сама себе: «Боже мой, если я поступлю в Институт кино и смогу добиться такой же игры, то я хочу этим заниматься!».
Учеба открыла для Шабаны новые возможности, в частности, знакомство с мировым кинематографом. Особенно ее увлекли фильмы шведского мастера Ингмара Бергмана. Шабана окончила институт в 1973 году и сразу подписала контракт на фильм К.А. Аббаса «Расстояние» (Faasla), а также начала работу над проектом «Замужество» (Parinay).
Однако ее первым вышедшим фильмом стал «Росток» (Ankur) режиссера Шьяма Бенегала. Когда Бенегал позвонил Шабане, она приехала к нему на встречу со своими самыми гламурными фотографиями. Режиссер взглянул на них, осторожно отложил в сторону и предложил ей «Росток»! Фильм запомнился зрителям захватывающими подробностями сельской жизни и раскрытием жестокого и безразличного феодального строя. Он ознаменовал сенсационный дебют Шьяма и Шабаны и продемонстрировал их выдающуюся психологическую проницательность, сильно отличающуюся от той, что до этого момента обычно видели в традиционном хинди-кино.
По иронии судьбы Шабана не была первым выбором на роль Лакшми. До нее Бенегал встречался с Вахидой Рехман, Анджу Махендру и Шардой, но все эти актрисы отказались от роли. Затем он встретил Шабану и снял ее в фильме, немного изменив сценарий, чтобы она лучше подошла на роль, сделав Лакшми более молодой женщиной. Сегодня фильм немыслим без Шабаны, и он принес ей первую Национальную премию за лучшую женскую роль.
Комментируя ее выступление, великий Сатьяджит Рай сказал: «Шабана, несомненно — одна из лучших драматических актрис нашего времени». Бенегал и Шабана позже сняли еще несколько незабываемых фильмов, таких как «Конец ночи» (Nishant, 1975), «Безумие» (Junoon, 1978), «Рыночная площадь» (Mandi, 1983) и «Женская доля» (Hari Bhari, 2000).
Шабана также впервые сыграла в фильмах развлекательного жанра. Ее первый опыт в этом плане был не особо удачен. Фильм «Мелодия любви» (Ishq Ishq Ishq, 1974) Дева Ананда, стал катастрофой года, а вот «Факира» (Fakira, 1976) с Шаши Капуром привел к появлению более популярных ролей, таких как «Амар, Акбар, Антони» (1977), «Воспитание» (1977), «Ад и Рай» (1978), «Божество» (1978) и «Маленькое предательство» (1980).
Несмотря на то, что не во всех коммерческих фильмах Шабаны Азми использовались ее блестящие актерские способности, она стала звездой в Болливуде. За фильм «Осознание» (1982) актриса выиграла свою вторую национальную премию за лучшую женскую роль и первую из трех лет подряд! Как женщина, которую бросил ее муж и которая в конечном итоге встает на ноги, Шабана отыграла просто блестяще!
По факту, период 1982-83 гг. был золотым периодом в карьере Шабаны. В 1983 году на церемонии вручения Filmfare Awards она получила 4 номинации из 5 (на лучшую женскую роль). За фильмы «Осознание», «Необдуманный шаг», «Аватар» и «Рыночная площадь». Пятой была Шридеви для «Грустной истории». Шабана выиграла премию за «Осознание».
Хотя следует отметить «Необдуманный шаг» — дебют режиссера Шекара Капура. С которым у Шабаны закрутился роман. Это прекрасная адаптация романа Эрика Сигала «Мужчина, женщина и ребенок». И фильм «Рыночная площадь», рассказывающий о публичном доме в самом центре города, для которого Шабане пришлось значительно поправиться.
В течение следующих двух лет Шабана выигрывала Национальную премию за «Руины» (Khandhar, 1983) режиссера Мринала Сена и «Переправу» (Paar, 1984) Гаутама Гхоша. А также стала лауреатом премии Filmfare за «Чувство» (Bhavna, 1984).
«Огонь» (1996) Дипы Мехты вызвал разногласия из-за темы нетрадиционных отношений между женщинами и породил множество протестов по всей Индии, но на западе Шабана была оценена по-достоинству и получила звание лучшей актрисы на Чикагском кинофестивале, а также была высоко оценена критиками во всем мире.
«Крестная мать» (Godmother, 1999) принесла актрисе пятую национальную премию за лучшую женскую роль. Это история женщины, которая осмеливается править мужским миром. Входит в политику и использует свою силу, чтобы с одной стороны, улучшить плачевное состояние своего народа, а с другой — безжалостно устраняет тех, кто осмеливается встать у нее на пути.
Помимо съемок в кино, Шабана также играет в театре и является убежденным общественным активистом. Она отстаивает права обитателей трущоб, помогает мигрантам и борется со СПИДом и несправедливостью в реальной жизни.
Шабана замужем за известным сценаристом и поэтом Джаведом Ахтаром. Детей у пары нет, но она поддерживает хорошие отношения с детьми Джаведа от первого брака — режиссерами Фарханом Ахтаром и Зоей Ахтар.
Мила — Bollywoodtime