Satyanweshi / Тайна дома / Ритупарно Гхош (2013). Рецензия Падмини

Последнее творение бенгальского мастера

Бумкеш Бакши, наверное, второй по известности частный детектив после Фелуды, придуманного Сатьяджитом Реем. Созданный фантазией писателя Сарандинду Бандопадхайя Бумкеш предпочитает называть себя искателем истины или правдоискателем. Свою профессию он рассматривает не иначе, как в контексте личных философских поисков. Для него важнее постичь тайну, нежели решить проблему клиента или поймать злодея. Иногда он даже допускал, чтобы совершённое преступление оставалось безнаказанным. В других случаях всё приводило к тому, что убийца сам сводил счёты с жизнью прямо на его глазах. Бумкеш вполне мог не передавать преступника в руки правосудия, если его восхищали его интеллект или серьёзное обоснованность мотивов.

Рассказы об этом частном детективе были созданы в 30-60-е годы XX века. В те времена на интимные и романтические отношения в жанре бенгальской детективной литературы было наложено строгое табу. Причиной тому служило то, что читательской аудиторией этого жанра считались преимущественно подростки. А дети не должны были читать книги не только об изнасиловании, но и о супружеских изменах и убийствах из-за несчастной любви. Сарандинду Бандопадхайя фактически первым нарушил этот запрет. В его рассказах говорится и о незаконном обороте наркотиков, и о любовницах, и о внебрачных детях. Возможно, именно поэтому его сюжеты оказались привлекательны и для Ритупарно Гхоша. На закате своей жизни этот известный бенгальский режиссёр занимался исследованием жизни сексуальных маргиналов и запутанными нестандартными романтическими отношениями.

Большая часть действия «Тайны дома» происходит в старинном дворце махараджи, покои которого освещались множеством замысловатых хрустальных светильников и люстр. Их свет придаёт всему действию желтовато-коричневый оттенок, похожий на цвет старинных выцветших фотографий. А когда свет выключен, то комнаты погружаются в душноватый сумрак или естественный мрак ночи. Длинные тени, ложащиеся в кадре от каждого предмета, создают трагическую атмосферу, постепенно усиливающуюся от сцены к сцене. Вплоть до развязки напряжение будет только нарастать, буквально вопреки традиционному для бенгальского кинематографа неторопливому размеренному темпу повествования. Богато украшенные интерьеры с многочисленными антикварными предметами часто лишены окон или они умышленно не включены в кадр.

Герои просто задыхаются в этом тесном замкнутом пространстве без надежды выбраться из липких щупальцев интриг и рамок ритуалов, правил поведения, предписываемых их династическим долгом. Редкие сцены, снятые на свежем воздухе и залитые потоками яркого индийского солнца, лишь подчёркивают своим контрастом эту общую беспросветность. Мрачность наложила свой отпечаток и на хозяев дворца. Постоянная затаённая боль в глазах махараджи. Выражение мучительной скуки на лице, тяжёлые веки и пустой взгляд рани, страдающей от праздности дворцовой жизни. Развлекательная по своей сути детективная история тесно переплетена с драмой сложных семейных отношений. В сумраке дворцовых сводов страсти глубоко пускают корни в души человеческие. Так что тишина и покой изысканных дворцовых интерьеров обманчивы. Алчность, амбиции, страсть, дружба, прелюбодеяние, сомнение, разочарование в такой концентрации служат питательной средой для интриг и преступлений.

К сожалению, Ритупарно покинул этот мир, не успев окончить своего произведения. Последние сцены доснимали уже без мастера. Монтаж и постпродакшн тоже были осуществлены без него. Возможно, именно поэтому не все сочтут концовку истории безупречно логичной. Въедливый взгляд критика отметёт хаотичность монтажа некоторых моментов. Переход от сцены к сцене иногда скачкообразен, иногда, наоборот, угадывается с трудом. От этого происходящее в разные временные отрезки сливается в единое целое. Успей Ритупарно завершить начатое, может быть «Тайна дома» приобрела бы больше внутренней гармонии. Но и в таком виде фильм несёт на себе отпечаток руки мастера, отражает его размышления о соотношении страсти и любви, о сходстве дружеской привязанности и трепетной платонической любви. Эти эмоции если и не составляют смысл человеческого существования, то уж точно придают ему света и цвета. Бесчувствие же рождает удушающий сумрак души, превращающий жизнь в унылое отбывание своего срока на земле.
© Падмини

трейлер «Тайны дома»

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Satyanweshi / Тайна дома / Ритупарно Гхош (2013). Рецензия Падмини: 4 комментария

  • Падмини
    18 июня, 2018 в 09:41
    Permalink

    Pol написал(а):

    сабы отвлекают от картинки и от лиц. Как говорил Шарапов: «Хочется смотреть туда!»

    Ну, беда-а-а-а)))) laugh
    Я как-то успеваю всё.
    И искренне не жалую озвучку.
    Ну кто сможет произносить реплики подобно Шаху, Ранвиру или Ранбиру?!
    А как Шахид Капур играл голосовыми интонациями в «Падмавате»?!! Просто шик! А у смотревших озвученную версию этого фильма сложилось впечатление, что Шахид совсем не играл. sad Хотя, конечно, там ещё были нюансы в мимике, уловимые в НД 1080р+ на весь экран (желательно не мобильника laugh ) Но голос для Шахида в этом фильме был главным инструментом.

    Хотя конечно это спор о том, что лучше: красное или сладкое. sarcastic

    Но бенгальское кино, которое почти никогда не озвучивают — тогда вовсе проходит мимо зрителей, предпочитающих только смотреть. sad

    4+
  • Pol
    18 июня, 2018 в 09:21
    Permalink

    Падмини , сабы отвлекают от картинки и от лиц. Как говорил Шарапов: «Хочется смотреть туда!» mda

    3+
  • Падмини
    18 июня, 2018 в 08:57
    Permalink

    А почему нельзя смотреть с сабами? По мне так озвучка чаще всего портит всё, что может испортить. Оригинальные голоса — это те, с которыми создаются образы персонажей. Чужеродная озвучка, это как от брюк отрезать одну штанину и пришить потом заново от совершенно других. Разве после такой процедуры изначальные брюки останутся теми же самыми? laugh

    А на счёт фильма — хочу сказать, что детективы — это вообще конёк бенгальского кинематографа. У бенгальцев небольшие бюджеты в фильмах, а в детективе можно выехать за счёт закрученного сюжета, интриги и атмосферы. Всё это здесь есть. good

    6+
  • Pol
    18 июня, 2018 в 08:38
    Permalink

    Красиво! Хочется смотреть, но где ж его найти с озвучкой? Эх…
    Но с субтитрами нашел

    3+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *