Сатьяджит Рай снимал настоящие «сокровища кинематографа»

Мартин Скорсезе назвал работы Сатьяджита Рая «сокровищами кино», которые должны посмотреть «все, кто интересуется кинематографом». Японский мастер Акира Куросава пошел еще дальше: «Не увидеть фильмы Рая — это как жить в мире, не видя ни солнца, ни луны», — сказал он.

Рай известен во всем мире, прежде всего, классической летной 1955 года «Песнь дороги», в которой рассказывается история семьи в маленькой деревне в индийском штате Бенгалия, живущей полной жизнью, несмотря на нищету. Это была работа любителей: дебют Рая как режиссера, новые актеры и неопытная съемочная группа.

Съемки постоянно прерывались из-за отсутствия денег и тянулись годами. Музыку написал Рави Шанкар, который еще не был легендой ситара. Невинность всех участников процесса придала фильму ощущение очень чистой, интимной истории. Кинокритик Филип Френч позже назвал «Песнь дороги» «одной из величайших картин, когда-либо созданных».

Сатьяджит Рай родился 2 мая 1921 года и принадлежал семье писателей и социальных реформаторов, сыгравших важную роль в бенгальском ренессансе 19-го века, ответе и вызове бенгальцев британским колонизаторам и их культуре.

Рожденный в пиковые годы борьбы Индии за свободу, он находился под сильным влиянием литературы Рабиндраната Тагора. Он объяснил структуру своих фильмов тем, что на нее повлияла культура Индии того времени, которая представляла собой сплав востока и запада. По его словам, чтобы полностью понять среду кино в целом, нужно быть знакомым с Западом и западными формами искусства.

Творчество Рая было очень разнообразным. Он снимал детские фильмы и экранизации Ибсена; писал детективные рассказы и был опытным художником. Поддерживал борьбу женщин в Индии после обретения независимости, а также вмешивался в дебаты о капитализме.

Его городская трилогия показала великий мегаполис Калькутту, столицу Бенгалии, в глубоком упадке, неспособной обеспечить работой своих умных, нетерпеливых молодых людей. Хотя Рай всегда был тонким поэтом, его фильмы также намекают на войну во Вьетнаме, борьбу за независимость в Бангладеш и моральные проблемы, до которых капитализм может довести тех, кто отчаялся.

Его фильмы имели гораздо больший резонанс на Западе, чем на родине. Националисты часто высмеивали его работы и называли их просто романтизмом бедности Индии. Эта поверхностная критика, однако, показывает, что даже самые стойкие критики находили в его рассказах воплощение правды.

Когда 23 апреля 1992 года Рай умер, Калькутта замерла. Этот мужчина ростом 1.90 считался одним из самых выдающихся художников города. Он был больше, чем бенгальский или даже индийский кинорежиссер; он был одной из величайших фигур послевоенного мирового кинематографа.

Его фильмы просты, но сильны. Женщин в своих лентах он всегда изображал многогранно. Они никогда не были второстепенными по отношению к мужчинам. «Большой город», «Богиня», «Три дочери», «Чарулата», «Дом и мир», «Дни и ночи в лесу», трилогия об Апу, состоящая из трех полнометражных фильмов (Песнь дороги (1955), «Непокоренный» (1956) и «Мир Апу» (1959). Во всех этих лентах с особой тщательностью проработаны женские персонажи.

Карьера Рая была по истине выдающейся. Он награжден многочисленными наградами кинофестивалей, «Оскаром» и высшей гражданской наградой индии — Бхарат Ратна. Признан во всем мире мастером своего дела. Когда в одном из последних интервью Сатьяджита один из журналистов спросил его о лучшей технике кинопроизводства, режиссер ответил, что это та, которая незаметна.

«Плох тот фильм, который привлекает внимание скорее к стилю, чем к содержанию». В его фильмах не было ни броскости, ни чрезмерного монтажа, ни пульсирующего саундтрека. Но истории, которые он рассказывал, были очень красноречивыми изображениями обычной жизни, обычных людей. В конце концов, Рай был рассказчиком, и он делал именно это: рассказывал истории, не приукрашивая их.

Его съемочная группа часто отмечала, что он практически не редактировал свои фильмы. Он был очень, очень уверен в том, какую сцену хотел снять. Своим личным фаворитом режиссер считал «Шахматисты». Это мастерски исполненная история о двух королях, поглощенных исключительной игрой в шахматы, в то время как их королевства незаметно отбираются у них британцами.

По сей день его фильмы почитаются в индийском и международном кинематографическом сообществе, а режиссеры уровня Мартина Скорсезе и Дэнни Бойла считают Рая своим источником вдохновения.

Мила — Bollywoodtime

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Сатьяджит Рай снимал настоящие «сокровища кинематографа»: 1 комментарий

  • Avatar
    22 мая, 2023 в 10:26
    Permalink

    Очень интересно.
    Спасибо за эту статью

    4+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *