Саид Джаффри. Совершил ошибку, оставив первую жену, остался без денег, но никогда ни на что не жаловался
Он покорил Голливуд задолго до того, как Айшвария Рай, Дипика Падукон и Приянка Чопра сыграли на Западе. Саид Джаффри — имя, которое пользуется большим уважением в британских и американских кинематографических и театральных кругах.
Саид родился в семье пенджабцев, Хамида Хуссейна Джаффри и Хадии Бегум 8 января 1929 года. Учился в знаменитом Алигархском мусульманском университете, где понял, что не может жить без искусства. Он хорошо знал английский язык и собирался его преподавать, но по счастливой случайности был приглашен на работу для всеиндийского радио, где начал писать рассказы и пьесы для радиоэфиров.
А вскоре основал собственную театральную труппу в Театре Юнити в Нью-Дели и начал ставить пьесы Теннесси Уильямса, Кристофера Фрая, Уайльда и Шекспира. Он также стал первым индийцем, который привез шекспировские пьесы на гастроли в США, выступил на Бродвее и получил Орден Британской империи за свой вклад в драматургию.
Свою первую супругу, актрису и писательницу Мехруниму (Мадхур) Бахадур, он встретил во время работы в театре в 1954 году, но спустя 10 лет их пути разошлись. В то время актер вместе с женой и тремя дочерьми Мирой, Зией и Сакиной жил и работал за границей.
«Я был очень молод, когда женился на Мехруниме. Мне нравилось говорить по-английски, носить костюмы и соблюдать безупречный этикет. Но Мехрунима была моей полной противоположностью — типичной домохозяйкой. Я чувствовал, что она не соответствует мне. Все мои советы и увещевания не смогли изменить ее. Чем больше я пытался «вылепить ее под себя», тем больше между нами росла пропасть. Спустя 10 лет я дал ей развод и бросил ее», — признавался актер в одном из интервью.
Но позже он очень сильно жалел о расставании с женой и своем втором браке.
«Первые полгода после свадьбы со второй супругой все шло хорошо. Потом я начал понимать, что моя новая жена не заботлива и не ласкова. Ее беспокоила только ее красота, свои амбиции и желания. Иногда мне не хватало заботы Мехрунимы… Но жизнь продолжалась, и мы были двумя разными людьми, живущими в одном доме. У Мехрунимы все сложилось хорошо. Она снова вышла замуж, расцвела, превратилась в уверенную, любящую, нежную и самоуверенную женщину. Так что цените каждое мгновение, проведенное со своим партнером, и думайте, прежде чем делать большие шаги», — откровенничал Саид.
В отличие от личной жизни, профессиональная сфера Саида Джаффри складывалась хорошо. Он, помимо всего прочего, был талантливым пародистом и начал подражать своим учителям, когда учился в школе. А еще он был художником — особенно хорошо рисовал карикатуры.
В Болливуде Саид сыграл знаковые роли в таких фильмах, как «Шахматисты» (1977), «Постучи по дереву» (1981), «Необдуманный шаг» (1983), «Рыночная площадь» (1983), но чувствовал, что индийская индустрия может предложить ему только стереотипные роли.
За рубежом его универсальность ценили больше, поэтому поработав в таких учреждениях, как Королевская академия драматических искусств и поставив Шекспира, он вскоре обнаружил, что английская атмосфера больше подходит его талантам.
Его прорыв в кино произошел с фильмом 1971 года «Всадники», где его заметил американо-ирландский режиссер Джон Хьюстон и предложил свой проект «Человек, который хотел быть королём» (1975).
Это была необычная история о взлете и падении двух английских солдат (Шона Коннери и Майкла Кейна). Джаффри сыграл коварного солдата Билли Фиша, который помогает двум англичанам обрести состояние, а также зарабатывает для себя. В этой роли Саид продемонстрировал свой уникальный стиль игры. Фильм также познакомил его с актером, который впоследствии стал его близким другом — Майклом Кейном.
В интервью британской газете The Independent в 1999 году актер рассказывал:
«В первый день съемок фильма «Человек, который хотел быть королём» помощник режиссера сказал: «Мистер Коннери, вот Ваше кресло с вашим именем на нем. Мистер Кейн, вот ваше. И тогда Майкл спросил: «А где стул Саида?» Помощник ответил: «Я купил ему табурет. Индийцы ведь привыкли сидеть на полу и земле». Тогда Майкл крикнул: «Иди сюда, pacиcт, гр***ый (нецензурное слово). Где подписанный стул Саида?» Через полчаса у меня был стул — с моим именем на нем!»
Это был не первый случай, когда актер столкнулся с унижением. После развода, оставшись один Лондоне, он столкнулся с тяжелыми временами и устроился работать продавцом в роскошный универмаг Harrods, чтобы сводить концы с концами. В один неудачный день в магазин зашла Ингрид Бергман, его партнерша по фильму, когда он работал в театре. Прежде, чем она смогла произнести хоть слово, Джаффри поднял пальто, словно рассматривая его и делая вид, что пришел сюда за покупками. Бергман могла только улыбнуться и сказать: «Вы ведь не собираетесь покупать в Harrods?»
Во время съемок фильма Дэвида Лина «Путешествие в Индию» (1984) Джаффри обнаружил, что его роль уменьшилась вдвое.
«Моя роль была уменьшена вдвое, а более интересные реплики отданы Арту Малику, жителю Северного Лондона, которому пришлось использовать фальшивый акцент», — вспоминал он в интервью.
И все же актер не опустил руки и продолжал работать. Такие фильмы, как «Далёкие шатры» (1984), «Драгоценность в короне» (1984) и «Моя прекрасная прачечная» (1985) принесли ему международное признание.
Столь популярным его сделали не только роли, но и непринужденная манера поведения. Он никогда ни на что не жаловался, даже если все было совсем плохо, что повысило его авторитет среди коллег-артистов. Саид Джаффри был человеком, который всегда боролся за успех и знал его цену.
Он ушел из жизни 15 ноября 2015 года в возрасте 86 лет.
Мила — Bollywoodtime
Спасибо за статью. Какая яркая и насыщенная жизнь была у человека!
Ну а расистский эпизод со стулом очень показательный: многие же никак не могут понять — почему именно в СССР смотрели индийское кино? Да всё ведь просто на самом деле: а кто бы смотрел его ещё? В Америке, где были надписи «эти места для белых», в Англии, чьей колонией Индия была?….