Rustom / Рустом. Рецензия Энди
«Рустом» заинтриговал меня еще трейлером, смотрела с интересом и удовольствием, фильму ставлю твёрдую четвёрку. Хороший, добротный фильм, но не шедевр, а жаль, потому что были практически все составляющие, чтобы им стать — замечательный, яркий актёрский состав, интересный сценарий, качественная съемка, и, что немаловажно, сильное нутро истории, мораль, скажем так, о ней чуть позже. На мой взгляд несколько подкачал сценарий, назвался груздем — полезай в корзину, назвался детективом — давай интригуй! И развязочку забацай, да так, чтобы дух захватило. Красивая картинка, интересный сюжет, но… дух под конец не захватило… (как пример фильмов, концовка которых выше всяких похвал, — недавно обсуждаемые История и Поиск).
Акшай безупречен! Эта офицерская стать, выправка… Образ казалось бы слишком идеальный, но в то же время естественный. Глядя на Акшая, не возникает сомнений в правдоподобности такого героя, он не раздражает своей идеальностью, настолько хорошо сыгран.
Илеана прекрасна. Очень люблю эту актрису. Она напоминает мне восточных принцесс из сказок и легенд — тонкие черты лица, лебединая шея, бездонные глаза, немного грустный взгляд, тонкие руки… Для этого фильма безупречный выбор. Жена офицера, запутавшаяся, но простившая и прощённая, очень нежная.
Шикарная Эша Гупта. Такая лукавая, соблазнительная, красивая, резкая и смелая. Идеальная злодейка!)))
Но вот что меня зацепило в Рустоме больше всего. В какой-то момент я поняла, что в фильме показан варновый/кастовый срез общества. В принципе, это может «прочитать» не только знаток индийского кино и индийских традиций. Тут общее для всех деление общества. Я немного, очень и очень схематично позволю себе кратко его напомнить.
В любом обществе существуют 4 варны:
1. Брахманы (для нас к этой Варне можно отнести духовенство, но не только, это наиболее яркий и понятный пример) — люди стремящиеся к истине, мудрецы.
2. Кшатрии — воины и государственные люди (для нас наиболее яркий пример — дореволюционное дворянство, ну и нынешние офицеры, отчасти чиновники).
3. Вайшьи (купцы, бизнесмены).
4. Шудры (обычные люди, обыватели).
Главный герой фильма — кшатрий. Он воин, причём, светлый, благородный воин, белоснежная и безупречная форма очень хорошо подчеркивает этот статус. Для него самое важное в жизни — это государство, ради своей страны он готов пожертвовать не только собой, но и своей женой, и даже… честью своей жены. Он оставляет ее одну заведомо зная, что делает из неё приманку. Ведь с точки зрения обычного человека он предаёт ее? Но его поступок в фильме не осуждается, да и у героя особо нет угрызений совести касательно этого поступка. Главное для него — долг. И его поступок в фильме преподносится как положительный — пожертвовать всем ради своей страны. Это норма для белого кшатрия. Поэтому (как мне кажется) Акшай играет своего героя так сдержанно, без пафоса. Его поступки — не подвиг, а норма.
Есть в фильме и другие кшатрии — продажные коллеги главного героя. Они должны понести наказание. И ещё один кшатрий — следователь. Он видимо равен по статусу герою Акшая (такой же преданный своему делу офицер), что подчеркивается их игрой в шахматы (ну, это я так поняла…).
Вайшьи — любовник жены и его сестра (Эша Гупта). Жадные, бессовестные, беспринципные. Также должны быть наказаны.
Брахман — судья. Он кажется иногда равнодушным и несколько… аморфным, что-ли… Но наверное он таким и должен быть. Он выше страстей. Это удел кшатриев и вайш, а цель брахмана — истина и справедливость. Что и показывается в фильме.
Ну и шудры — люди, присутствующие в зале заседания суда, в том числе и присяжные. По большому счёту ни кшатрии (Акшай и следователь), ни брахман (судья) не дают им полную картину случившегося. Им и не положено по статусу знать всю правду?.. Их удел проклинать злодеев и прославлять героев? А истина и полнота информации не для них?
А вот кто журналист? У меня он ассоциируется с пронырливым Хануманом, помогающим героям связать всю историю в одно целое, но я небольшой знаток индийской мифологии. Есть версии?
Вот такая картинка сложилась у меня в голове. И, поняв для себя эти моменты, мне стало немного обидно, что фильм не прозвучал на полную мощь, которая в него была заложена. Все-таки фильм построен как детектив — преступление, улики, свидетели. А в детективе главное — интрига. Для рядового фильма, предназначенного для того, чтобы скрасить свободный вечер, всего хватает. А вот до фильма-события, который будешь вспоминать, пересматривать, переоценивать, находить какие-то интересные сюжетные «закладочки» (вспомним «чистюлю» Видью в «Истории» или образ Карины в «Поиске»), «Рустом», к сожалению, не дотягивает.
Тем не менее, общее впечатление от фильма хорошее, повторюсь, красивая картинка, прекрасные актёры, поучительная и интересная история.
А может Вам «Полиция Мумбаи» понравится? Не смотрели ещё? Очень даже достойный фильм. Или «Детектив Бемкеш Бакши»? Но «Бемкеш» то ли я невнимательно смотрела, то ли сами создатели перемудрили… у меня осталось впечатление, что сами себя обманули)))
Спасибо на добром слове))).
А «История» для меня, честно говоря, вообще жемчужина детективного жанра))), причём не только индийского, а вообще, в глобальном плане))). И даже что посоветовать не соображу сразу, может «Картик звонит Картику»? Не совсем детектив, правда, и не так безупречен, как «История», но очень даже рядом. И там класснючий Фархан… У меня с этим фильмом смешная история получилась, я его смотрела ночью, и вот на самом-самом душераздирающем месте, когда на экране по ходу сюжета был крупный план часов с отсчитывающимися секундами, во всем доме вырубили электричество)))))))) ох))))) и я в кромешнейшей темноте нащупала в шкафу какую-то новогоднюю свечу и на ватных ногах и с вытаращенными глазами поплелась в душ… До сих пор смех разбирает, когда вспоминаю саму себя в тот момент))))))
А я вот тоже раньше никогда не обращала. Но в последнее время, читая историческую литературу, политические статьи, а также «что-нибудь про Индию», стала сопоставлять определённую информацию, и как-то неожиданно для себя увидела все эти варны в наших русских книгах, в советских фильмах, в новостях… И вроде все на поверхности лежит, те же дворяне наши или купцы, а как-то не доходило. Ну, например, типичный кшатрий Верещагин из «Белого солнца в пустыне «. Его Абдула спрашивает, мол, у тебя же все есть, жена, дом, что тебе ЕЩЁ надо?!! А Верещагину «за державу обидно!», и ему все равно белые, красные, ему мало жены, домика и павлинов во дворе, у него другая жизненная программа. Вот и Рустом такой же.
Энди согласна с каждым вашим словом по поводу Рустама. И спасибо за Историю!
Актриса божественна и детектив великолепен! Сюжет — действительно — явление!!! давно не получала такого удовольствия. И сразу как Вы и сказали, захотелось пересмотреть!
Теперь очередь за Поиском! Буду очень признательна, если посоветуете такое же достойное кино и про любовь и детектив в одном флаконе!
Смотрела «Рустом» и фильм понравился, причем хватило мне всего. В кастовых сословиях не разбираюсь и как то не заморачивалась никогда, поэтому даже внимание как то не обращала. Но Акшай действительно в военной форме великолепен, жена ему дана тоже под стать, красавица. Лично меня фильм держал в напряжении всего судебного процесса и в конце я даже не ожидала, что все таки оказывается виновен (тихо так шепотом). Конечно, сюжет интересен и как написала Энди, он пожертвовал своей женой и репутацией, чтобы защитить свою Родину, придумал такую сложную композицию подставы, но, как потом он признался, только для того, чтобы люди верили, что есть честные чиновники, которых он все таки не сдал. Долг Родине отдан, песни спеты, думаю, кто посмотрит фильм, останется довольным я так точно, еще раза два пересмотрю.
С дебютом!!! Проба пера удалась!)))
Пожалуйста! Это у меня «проба пера», так что не судите строго)))…
Спасибо вам, Энди, за такую не похожую на другие рецензию. Я, как всегда, и Рустома еще не посмотрела, но благодаря вашему отзыву, придется таки это сделать! Какой, однако, у нас получается познавательный сайт! )))