Ришикеш Мукерджи: снимал истории с большим сердцем, но на старости лет остался одиноким
Ришикеш Мукерджи снял 42 фильма, возглавил Центральный совет по сертификации фильмов, был лауреатом 8 премий Filmfare Awards и в 2001 году получил вторую из высших гражданских государственных наград Индии, Падма Вибхушан, за свой вклад в индийское кино.
Он родился 30 сентября 1922 года в Калькутте. Изучал науку, химию и даже преподавал математику, прежде чем заняться операторской работой, монтажом фильмов и, в конечном итоге, режиссурой.
В 1951 году Ришикеш переехал в Мумбаи и начал помогать режиссеру Бималу Рою. Рой был наставником Мукерджи и продолжал это делать, даже когда последний начал снимать собственные фильмы.
Ришикеш был гением, который изменил кино на хинди, сняв такие фильмы, как «Ананд», «Втихаря», «Всё дело в усах» и многие другие.
Маленькие истории с большим сердцем
В своих фильмах Мукерджи часто изображал простых людей — их испытания и невзгоды — подробно и реалистично. Как и его современники Шьям Бенегал и Басу Чаттерджи, Мукерджи больше интересовался рассказами об обычных людях. Но он изображал их с легким, комическим оттенком и редко прибегал к гламуру. У него был искренний и проницательный взгляд на человеческие беды. Его истории всегда сочетали в себе лирический темп, качественную музыку и неизбежный юмор.
В фильме «Всё дело в усах» (1979 года) он обратился к безработице — острой проблеме среднего класса Индии в то время. Мукерджи также изобразил реальности страдания от неизлечимых болезней в «Ананде» (1970), не прибегая к «очевидной эмоциональной драме».
Хотя во многих его фильмах были запоминающиеся песни, сам он не был поклонником больших болливудских хит-парадов. Однажды он сказал в интервью, что оставил бы в своих проектах 2-3 клипа. «При этом я не считаю, что «принудительные» песни — плохое решение. Если они нравятся и развлекают публику, то почему бы и нет?» — считал режиссёр.
На съемочной площадке он, как известно, экономил на производстве и ограничивал сцены максимум одним или двумя дублями. Мукерджи всегда держал руку на пульсе аудитории и на деньгах продюсера, в отличие от современных производителей, для которых снять 20 дублей одной сцены — обычное явление.
Защитник молодых кинематографистов
Ришикеш Мукерджи имел видение индийского кино и убедил правительство поддерживать новые фильмы. Режиссер и профессор Университета КРЕА, Харихаран, рассказывает, что будучи начинающим режиссером, много раз общался к Мукерджи за помощью и тот никогда не отказывал. Он вспоминает его как «щедрого» и «заботливого» человека.
«Он одалживал мне свою камеру Arriflex и диктофон, когда у нас не хватало средств. Это было большим подспорьем для тех, кто начинал снимать кино, потому что это означало бесплатный доступ к лучшему оборудованию», — сказал он.
Однако, как и все мы, Ришикеш имел свои слабости. Однажды он заявил, что фильм «Два бигха земли» (1953) был не творением Бимала Роя, а его созданием. Это при том, что Рой был ему больше, чем семья и Мукхерджи жил в его доме много лет. Были и другие сомнительные истории. На личном фронте — жестокое обращение с женой и ее загадочная смерть. Его многочисленные романтические связи и отношения с актрисами…
Однако, несмотря на это, Мукхерджи был замечательным техником и выдающимся рассказчиком, который обогатил Болливуд превосходным наследием. Он до последнего заботился о Бимале Рое, его жене и детях.
Ближе к концу своей карьеры Мукерджи столкнулся с несколькими препятствиями. Вглядываясь через очки в квадратной оправе и разговаривая со слегка неправильным прикусом, он признался, что чувствует себя одиноким после ухода из жизни людей, с которыми работал — своего оператора, звукорежиссёра и арт-директора.
«Мне сложно справляться в одиночку. Мое тело перестало взаимодействовать с разумом. Все же 77 лет — это не шутка», — сказал Мукерджи в интервью 1999 года. На тот момент он жил со своими слугами и домашними животными. Пятеро детей (три сына и две дочери) редко навещали отца. Ришикеш скончался 27 августа 2006 года на 84-м году жизни от почечной недостаточности. Проводить режиссера в последний путь пришло лишь несколько его коллег по отрасли.
Ни молодые режиссёры, которые учились у Ришикеша, ни звёзды, которые благодаря ему добились наибольших успехов в кино (такие как Дхармендра и Амитабх Баччан) не сочли нужным проститься с мастером. Попрощаться с режиссёром пришли только актеры Раза Мурад, Шатругхан Синха и еще несколько друзей по индустрии.
Сегодня, в эпоху кино, движимого зрелищем и эффектами, Мукерджи и его фильмы, такие как «Повар» (1972), «Мили» (1975), «Сестрички» (1980) и «Гудди» (1971), — именно то кино, к которому мы возвращаемся, чтобы отдохнуть душой.
Мила — Bollywoodtime
Статья написана по просьбе нашей читательницы Олеси ♥