Радж Капур: рождение Бродяги
Немногие режиссёры были столь самоотверженно преданы работе, как актёр, режиссёр и продюсер Радж Капур, который говорил: «У меня нет личной жизни. Моя работа — это моя жизнь».
Он считал, что что у вещей нет ни конца, ни начала — верил в бесконечный цикл рождения и полагал, что новая жизнь вполне может быть концом, а смерть — началом. Он всегда был полон новых идей, мечтаний и амбиций.
Свои года он считал фильмами. Когда Капура спрашивали, сколько ему лет, он отвечал: «Мне семь фильмов». Все его фильмы, будь они в качестве режиссера или продюсера («Испепеляющая страсть», «Сезон дождей», «Бродяга», «Чистильщики обуви», «Господин 420») — каждый из них был для него новым началом и концом этапа жизни.
«А когда закончится работа над «Дели уже близко», мне будет восемь фильмов», — гордо говорит Радж.
В молодости он очень многого хотел, некоторые желания сбылись. Съемка фильмов — одно из них, даже желание снимать хорошие картины, если можно так выразиться. Капуру также удалось построить киностудию, где он мог работать так, как хочет. Его студия и работа была для него жизнью.
«Длинные ленты из киноплёнки, которые проходят через мои руки в монтажной, являются ее символом. Они являются выражением и формой того, чем я хочу заниматься больше всего, и это только начало», — говорил Капур.
Его развитие было постепенным. Сначала Капур исследовал тему любви, затем увлекся изучением человеческих эмоций, а после упадком современного мира. Фильм «Бродяга» был третьим великим произведением режиссёра и сыграл очень важную роль в его карьере. Именно в нём Радж предстал в образе, который остался с ним на всю жизнь: закатанные брюки, шляпа, рваные туфли и неизменная тросточка.
На Раджа сильно повлияли идеи и характеры Чарли Чаплина, поэтому его практически сразу окрестили «Индийский Чарли». Тем не менее, его герой отличался от западного. Чарли в общем-то трагический герой, а Радж, напротив, даже страдая, исполнен оптимизма и веры в будущее.
«Я создавал свои первые фильмы, вытаскивая все, что шло изнутри меня. Позже начал прислушиваться к окружающим. К числу самых близких мне людей можно отнести моих коллег Наргис и Ходжу Ахмада Аббаса. Оба по-своему научили меня говорить голосом всех, а не своим собственным», — признавался Радж Капур.
Помимо рождения милого бродяги, после этого фильма его стали называть величайшим шоуменом индийского кино. Чего только стоит удивительная песня «Ghar Aaya Mera Pardesi», потребовавшая трех месяцев съемок и непомерных денег, чтобы быть снятой.
Говорят, что в то время «RK Studios» даже не была полностью построена, но декорации для «Бродяги» занимали целый этаж. Эта песня, которая длилась на экране девять минут, сыграла важную роль в фильме.
Радж Капур с Наргис до этого уже снялись вместе в фильмах «Репутация», «Испепеляющая страсть» и «Сезон дождей». Любовь на экране плавно перетекла в их личную жизнь, и в «Бродяге» их чувства прекрасно видно. Экран ожил, когда они появились вместе. Романтизм Раджа, их любовные сцены и то, как он изобразил их на экране, восхищали публику.
Наргис стала неотъемлемой частью проектов, выходивших из-под пера его студии. «Бродяга» также укрепил актёров в сердцах публики по всему миру, особенно в СССР. В Индии фильм был выпущен в 1952 году, в 1954 он был показан в СССР и в одночасье стал хитом.
В том же 1954 вышел «Песнь дороги» Сатьяджита Рая. Когда Радж Капур увидел фильм, он был ошеломлен и хотел, чтобы Рай снял проект для RK Productions. Но Рай отказался, сказав, что ему не нравится язык хинди.
Также, как «Песнь дороги» стал классикой среди элиты, «Бродяга» стал классикой среди обычных людей. Его основные идеи и громкие тирады против дисбаланса в обществе и морального упадка, понравились всем.
Это был Радж Капур. Тот, кто никогда не заставлял своих зрителей прыгать через интеллектуальные обручи, чтобы понять его кинематографический язык. Он говорил открыто и очевидно и его легко понимали даже дети.
Мила — Bollywoodtime