Pyaasa / Жажда (1957). Рецензия Pol’a

Возможно, это самый грустный, самый медленный и самый депрессивный фильм, который мне довелось видеть. И я не вкладываю в эти слова какую-то отрицательную коннотацию. Фильм такой, какой есть, каким его задумал режиссер и исполнитель главной роли Гуру Датт.

Фильм производит удивительное впечатление. При всей своей медлительности он завораживает. Бесконечные крупные планы, живые и говорящие глаза актеров. Работа со светом и тенью, дающими возможность почувствовать настроение каждой сцены и каждого кадра. Музыка и тексты песен, неотъемлемо вплетающиеся в канву фильма. При всей многолюдности отдельных сцен не покидает ощущение камерности и зажатости пространства.

О чем этот фильм? Этот фильм о поэте, которого в мире не интересовали слава, почет, деньги или даже простое уважение окружающих. Для него главным смыслом жизни был поиск человеческого понимания, на которое способны лишь единицы. При всей простоте сюжета и, вложенной в фильм, морали, у меня сложилось впечатление, что режиссер хотел передать зрителю свое понимание современной цивилизации, представление о ее реакции в момент, когда в нее снова придет Мессия (простите за высокопарность).

Среди всего многочисленного актерского состава я, конечно, выделяю игру Гуру Датта. Безусловно, он стопроцентно достоверно, глубоко — может быть даже чрезмерно трагически — передал характер своего героя поэта Виджая. Теперь, при упоминании этого имени, в моей памяти всегда возникает благородное лицо человека с пронзительно грустным и, одновременно, светлым взглядом, смотрящим куда-то сквозь тебя. Его герой – это человек, который при жизни отвержен обществом, отвержен семьей, отвержен друзьями, отвержен всеми и обретший славу после смерти. Но я бы не сказал, что он ищет пути для восстановления нормальных отношений. Мне кажется, что ему даже нравится такое положение вещей, поскольку он-то понял им цену – она вполне конкретная и выражается количеством рупий. Да, это общество продажное и мелочное, какое-либо взаимодействие с ним не может принести ему не то что счастья, но даже душевного успокоения.

Еще один актер, который выделяется в этом фильме на общем фоне – это Джонни Уокер. Совершенно блестящая игра! При том, что ему отведена, в целом, комичная роль, призванная веселить зрительскую толпу, мне была совершенно очевидна глубина характера его персонажа. Меня поразила предельно точная живая мимика, не переходящая грань пошлости и тупизны, что часто можно встретить в более поздних фильмах у персонажей типа Джонни Левера, кошачья грациозность и пластичность его движения в кадре. Его веселый оптимизм разгонял серые тучи депрессии, сгущавшиеся в течение всего фильма. И тоска, которая была доминантой фильма, куда-то быстро улетучивалась.

Удручает качество пленки. Было ощущение, что это фильм создан не 1957 году, а гораздо раньше, что он скорее ровесник известного «Броненосца». Негоже так относиться к настоящей классике!

В заключение хочу выразить свою глубокую признательность Падмини за подвижничество, за перевод и настоятельность!
Спасибо!

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

10 thoughts on “Pyaasa / Жажда (1957). Рецензия Pol’a

  • Svetikk007
    25 сентября, 2020 в 18:30
    Permalink

    Pol написал(а):

    Ничего нет проще! Могу отправить Вам ссылку на закачку с яндекс-диска фильма с сабами (перевод Падмини)

    Ой, это было бы здорово! Да, скиньте ссылку, если можно. blush

    0
  • Pol
    15 сентября, 2020 в 16:22
    Permalink

    Спасибо за оценку!

    Svetikk007 написал(а):

    Я бы тоже хотела посмотреть этот фильм. Давно планирую ознакомиться с ч/б Болливудом.

    Ничего нет проще! Могу отправить Вам ссылку на закачку с яндекс-диска фильма с сабами (перевод Падмини)

    2+
  • Svetikk007
    14 сентября, 2020 в 19:18
    Permalink

    Потрясающий пост, спасибо! bravo Я бы тоже хотела посмотреть этот фильм. Давно планирую ознакомиться с ч/б Болливудом.

    2+
  • Zajigai
    7 сентября, 2020 в 21:24
    Permalink

    Радж Кхосла, режиссер:
    Он вынашивал идею «Жажды» 5-6 лет – он все не преступал к съемкам – раздумывал, взвешивал. Самовыразиться Гуру мог только в кино, только в своих фильмах.

    Шьям Бенегал – режиссер, двоюродный брат:
    Работая в «Жажде» Гуру Датт пригласил одного из лучших поэтов на урду, чтобы он написал тексты к песням. Получились на просто слова песни, это действительно была высокая поэзия.

    Джонни Уолкер:
    Все мы направились с Гуру Даттом в Калькутту. Я плохо знал этот город – Гуру показал мне его, потом мы сели перекусить в открытом кафе. К одному из посетителей подошел уличный массажист и стал делать массаж головы. Что он только не вытворял руками!
    Гуру Датт сказал мне: «Джонни, внимательно посмотри на него. Изобрази его манеру, но твой голос должен быть как у лоточника-зазывалы». «Это как?» — спросил я. «Это значит визгливый, противный крик – мне нужен именно такой голос!».
    Вот так я получил ключ к своему персонажу – так Гуру придумал мой образ: «Массаж, массаж с маслами – пусть мир вокруг сияет!».

    (Так эти все люди рассказывали о съемках «Жажды» в документальном фильме 1988 года)

    Персонажи Джонни ни в одном фильме Гуру Датта не были комическими вставками (как это зачастую было с Левером).
    Джонни Уолкер был самым близки другом Гуру Датта, доверенным лицом и единомышленником (слова самого Джонни, подтвержденные Дэвом Анандом и Раджем Кхослой). Джонни просто обязан был быть в фильмах Гуру.
    Сценарий «Жажды» был уже готов, съемочная группа приехала на съемки, а роли Джонни еще не было – его персонаж отсутствовал в сценарии. И вдруг после встречи с уличным массажистом Гуру осенило – так появилась роль для Джонни в «Жажде».
    (Из документального фильма о съемках)

    7+
  • Вика
    5 сентября, 2020 в 17:53
    Permalink

    Спасибо автору за замечательную рецензию на любимый фильм.
    Посмотрела у Гуру Датта пока два фильма — Жажда и Мистер и Миссис 55. Оба понравились. Мистер и Миссис 55 — приятный качественный ромком. Ну а Жажда — шедевр мирового кино. Смотришь его фильмы и понимаешь, почему его включили в число величайших режиссеров всех времен.
    Как актер Гуру Датт мне тоже очень нравится.
    Посмотрела список индийских фильмов, шедших в прокате в СССР и не нашла там ни одного фильма Гуру Датта. Обидно.
    По поводу Джонни Уокера те же мысли возникли — его персонажи по смысловой нагрузке чем-то похожи на персонажей Джонни Левера, но не раздражают, в отличие от последнего, а наоборот украшают фильм своим присутствием. Не зря Гуру Датт часто работал с Джонни Уокером.

    4+
  • Anita
    5 сентября, 2020 в 15:53
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Там просто один из сыновей хотел колоризировать и пустить в прокат заново. Он это ещё в 00-х затеял, но встретил много проблем и сопротивления. На ютубе есть одна песня Чоти Баху в колоризированном виде. Но оригинальная лучше в разы. Колоризация убивает мастерство оператора, его воздушные и световые эффекты.

    он и продолжает хотеть. я читала зимой интервью его, что они близки к завершению.

    я про амазон прайм написала, потому что народ судя по сериалам как-то научился оттуда вытаскивать, может и это вытащат со временемsmile

    Pol написал(а):

    Вот бы кто эту идею реализовал в Смарт-ТВ. Не пришлось бы смотреть раскрашенных «Девчат» и «Стариков».

    может там можно где-нить настройки покрутить? а так я на ютьюбе наше старое смотрю, там всегда есть оригинальные версии

    5+
  • Pol
    5 сентября, 2020 в 15:47
    Permalink

    Девушки! Огромное спасибо за высокую оценку текста. Но честно говоря заслуги моей тут мало. Просто фильм такой!

    Anita написал(а):

    и потом можно просто смотреть в чб режиме в плеере, я так покрашенный Великий Могол смотрел

    Вот бы кто эту идею реализовал в Смарт-ТВ. Не пришлось бы смотреть раскрашенных «Девчат» и «Стариков».

    4+
  • Падмини
    5 сентября, 2020 в 15:34
    Permalink

    Anita написал(а):

    Падмини написал(а):

    Кроме того, старая версия с ДВД «Жажды» много качественнее, чем версии тех же «Бумажных цветов», «Полной луны» и «Господина, госпожи и слуги». Те были совсем мутные из-за полной потери чёткости и местами изображение скорее угадывалось.

    А здесь в «Жажде» хотя бы чёткость и резкость в кадре присутствует.

    Pyaasa, Chaudhvin Ka Chand и Aar-Paar очень хорошо привели в порядок, Pyaasa даже представляли на Венецианском фестивале в 2015м отреставрированную, и она в нормальном виде есть на Amazon Prime, но я на него не подписана Chaudhvin Ka Chand там же лежит вроде бы ремастерированный, но они не ставят капсы, так что не могу с уверенностью утверждать.
    Sahib Bibi Ghulam прямо сейчас реставрируют и к сожалению раскрашивают но с другой стороны, когда раскрашивают, очень хорошо вычищают картинку, и потом можно просто смотреть в чб режиме в плеере, я так покрашенный Великий Могол смотрела

    Я писала о бесплатном доступе, а не за деньги. И о том, что я нашла.
    «Полнолуние», «Бумажные цветы» и «Господин, Госпожа и слуга» я скачала и поскольку у них там в ремастере другой монтаж и хронометраж, чем на ДВД были, то сабы переводила к ним сама.

    У меня вот эти три фильма в новом виде — остальные из работ Гуру Датта — в старом виде.

    «Господин, госпожа…» вроде ж отказались от раскрашивания, потому что там все, кто жив из команды Гуру Датта восстали против, особенно оператор Мурти. И в ремастере сейчас чёрно-белая версия.
    Там просто один из сыновей хотел колоризировать и пустить в прокат заново. Он это ещё в 00-х затеял, но встретил много проблем и сопротивления. На ютубе есть одна песня Чоти Баху в колоризированном виде. Но оригинальная лучше в разы. Колоризация убивает мастерство оператора, его воздушные и световые эффекты.

    Вот у меня «Господин, госпожа…» как раз самый любимый. Для меня это просто шедевр на все времена. Я могу говорить об этом фильме бесконечно. там о каждой сцене можно не одну статью написать. И почти на том же уровне «Бумажные цветы». Но у Гуру Датта, за исключением «Сокола» — второго его фильма — всё шикарное.

    2+
  • Anita
    5 сентября, 2020 в 15:20
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Кроме того, старая версия с ДВД «Жажды» много качественнее, чем версии тех же «Бумажных цветов», «Полной луны» и «Господина, госпожи и слуги». Те были совсем мутные из-за полной потери чёткости и местами изображение скорее угадывалось.

    А здесь в «Жажде» хотя бы чёткость и резкость в кадре присутствует.

    Pyaasa, Chaudhvin Ka Chand и Aar-Paar очень хорошо привели в порядок, Pyaasa даже представляли на Венецианском фестивале в 2015м отреставрированную, и она в нормальном виде есть на Amazon Prime, но я на него не подписанаsmile Chaudhvin Ka Chand там же лежит вроде бы ремастерированный, но они не ставят капсы, так что не могу с уверенностью утверждать.
    Sahib Bibi Ghulam прямо сейчас реставрируют и к сожалению раскрашиваютsad но с другой стороны, когда раскрашивают, очень хорошо вычищают картинку, и потом можно просто смотреть в чб режиме в плеере, я так покрашенный Великий Могол смотрелаsmile

    Пол, спасибо за рецензию, так приятно читать, что твой любимый фильм нравится настолько, чтобы сподвигнуть на такой прекрасный текст

    7+
  • Падмини
    5 сентября, 2020 в 08:52
    Permalink

    Pol, браво! Блин… это, наверное, твой лучший текст! Такое глубокое сильное понимание сути и контекста фильма!!! Я просто аплодирую стоя! Это было шикарно, реально! Достойный текст достойному фильму, просто полное соответствие. give_rose give_rose give_rose

    Здорово, что ты уловил вот этот ключевой образ-аллюзию — «Мессия». Это попадание в 10-ку. Для Гуру Датта этот фильм был действительно тем же, что «Идиот» для нашего Ф.М. Достоевского.

    Многие критики, кстати, пфыкали в те времена, что «Бумажные цветы» мол были фактически авторским самоповтором по отношению к «Жажде». Но это 100% не так.
    «Жажда» — более масштабный и социологический фильм. Это анализ глубинной человеческой природы и её полярных проявлений. Это метафора религиозно-мифологического масштаба и в то же время почти научное исследование (на социологическом и психологическом уровне) конфликта личность-общество

    В то время как «Бумажные цветы» — это фильм глубоко личный для режиссёра и более узкий в плане того, что срез социальный берётся гораздо менее масштабный — сугубо кинематографическая среда. И проблематика там совсем иная — сложность человеческих межличностных отношений, разрушение семьи, регресс личности и самое главное — возможность/невозможность создания подлинного искусства в чисто коммерческой среде кинематографа.

    По поводу качества видео. Дело в том, что есть версии в хорошем качестве, но я их не смогла найти в бесплатном доступе.
    Кроме того, старая версия с ДВД «Жажды» много качественнее, чем версии тех же «Бумажных цветов», «Полной луны» и «Господина, госпожи и слуги». Те были совсем мутные из-за полной потери чёткости и местами изображение скорее угадывалось.

    А здесь в «Жажде» хотя бы чёткость и резкость в кадре присутствует.

    8+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *