Punyam Aham / В поисках себя. Рецензия Лорелии
Нестандартное философское кино
Фильм не просто необычный, а вообще очень-очень странный. Повествование не совсем последовательно. А без закадровых комментариев от первого или третьего лица встраивать всё новых и новых персонажей, появляющихся по ходу действа, достаточно непросто и требует серьёзного напряжения мыслительных процессов. Понравилось разгадывать загадки, которые ставил режиссер: что это за персонаж, зачем он тут, каков его характер, что с ним не так и почему. Некоторые странности раскрылись в конце фильма, но далеко не все. У каждого персонажа свой внутренний мир с комплексами и вариациями ухода куда-то ещё от нелицеприятной действительности: в работу, сон, грёзы, суицид….
Очень понравилась закадровая музыка, она такая ненавязчивая, красивая мистическая, буквально завораживающая своей какой-то ирреальной неземной темой. В одном месте песню поёт собственно тот, кого мы видим в этот момент в кадре — но поёт НАТУРАЛЬНО, т.е. нет никакого вставного искусственного клипа, всё исполняется как в жизни без музыки и танцев.
Вообще вот эта реалистичность, фактически даже натуралистичность в изображении повседневной жизни людей, перемежающаяся с мистическими грёзами и снами главного героя вообще производит очень сильное впечатление.
В фильме очень много смысло-значимых и знаковых фраз, например:
— «Понимаю и то, о чём говорите, и то, о чём молчите»;
— «Душа отца покоится на губах его ребёнка, когда он произносит слово «отец»;
— «Хорошая домохозяйка должна всё видеть, но быть слепой, всё слышать, но быть глухой»;
— «Добрые люди навсегда останутся бедными»
— «Если бы даже в цветке проснулась бы жажда к знаниям, у него сначала бы спросили: «Какой ты касты?».
Главный герой обвиняет отца в эскапизме. А сам тоже бежит от действительности от неприятной правды, бежит даже от собственной семьи. Он много думает, много рассуждает, но ничего не делает. Хотя по сути это действительно умный и добрый парень. А вокруг царит тяжёлая будничная жизнь и нищета. Умирает старушка, брошенная голодать родственниками, обобравшими её, продавшими все её земли и потом покинувшие. Кончает жизнь самоубийством фермер, который не в состоянии был выплатить долг и убивает старшую свою дочь, а его жена, не выдержав удара, умирает с горя. Маленькая девочка в белом платьице сидит под трупом своей старшей сестры. Полусумасшедший старик, у которого строительство железной дороги отняло дом, землю, всё, что он имел, сделало нищим, унесло даже жизнь горячо любимого сына. И много ещё всего…
Главный герой ненавидит жестокость, касты, насилие. Он чувствует бессилие перед огромным монстром сложившегося социального устройства. Осознаёт зло как старой традиционный системы, так и проникающей исподволь в поры социума глобализации. Это причина его бездействия, причина эскапизма, причина попытки на время забыться в алкоголе и в плотских утехах.
Он влюблён в прекрасные тонкие ножки Джаяшри, но любит ли он саму девушку?
Кроме главной темы эскапизма в фильме много сквозных тем: о глобализации, политике, проблемах фермерства, революции, коммунизме и капитализме, женщины и их судьба в традиционном обществе, кастовый строй и много-много ещё иного.
Фильм заканчивается так же странно, как и начинается…
Очень неоднозначный фильм, оставляет тяжёлый осадок. Так и не понятно, как же бороться с этой системой мироустройства, если душа не позволяет принять её правила. Неужели правда только один способ — недеяние, пассивное наблюдение за всем, что творится вокруг или всё-таки надо что-то делать? Но тогда что и как? Фильм, только обнажает проблемы и задаёт вопросы. Ответов нет.
Думаю, вряд ли я соберусь с духом снова посмотреть такое, но о самом просмотре не жалею. Фильм стоящий, требующий вдумчивости.
Слышала, что некоторые фильм считают занудством. Я с этим совершенно несогласна.
Фильм непростой, очень мне напоминает стиль А. Тарковского: мысли сквозь созерцание. И очень много пессимизма, но очень жизненно, реалистично и фантасмогорично одновременно.
Очень здесь нравится Притхвирадж. Это вторая (после тамильской версии Раваны) стоящая роль Притхвираджа, на мой взгляд. Ну, почему, ПОЧЕМУ??!!! он так не сыграл в Уруми!?
Вот, взгляните — как он тут хорош!
Сколько однако эмоций способно отразить это красивое лицо… Почему он так редко этим пользуется?(((