Punyam Aham / В поисках себя. Рецензия Aeryn
Иногда путь к себе бывает очень долгим…
Всю жизнь мы идём к своей цели, часто не понимая, что в пути, в жизни и есть цель. Её просто сложно разглядеть. Где жизнь и где цель бедного плотника после того, как бессердечная железная дорога отняла жизнь его горячо любимого сынишки, на чьих губах покоилась душа отца? А ведь он живёт. Что забыла в этом мире старуха с неустойчивой психикой? Муж бросил её, как только она потеряла ясность ума, дочь одна заботится о ней и ведёт хозяйство. Но к чему придёт её дочь, молодая красивая девушка, оказывая дядюшке слишком тёплый приём, безмолвно снося трение его дряхлой кожи о свою, нежную как шёлк? Не к своему ли концу? В какой момент стал дядюшка видеть в племяннице, которую он же и вырастил, привлекательную девушку? В какой момент не смог (или не захотел!) больше противиться инстинктам? С какими намерениями смотрел на Джаяшри местный Всемирный банк, маппила Джордж Кутти, малаялец арабского происхождения? Что значили все те игры взглядов, затеянные ими во время просмотра телевизора у соседей?
Вы сможете для себя дать ответ, посмотрев фильм? Посмотрев его лишь однажды, соберёте все кусочки мозаики?
Фильм, правда, оставляет больше вопросов, чем даёт ответов. Почему Нараянана часто страшит собственное отражение в зеркале? Почему его самый большой страх – измазанные красной глиной руки? Зачем, наконец, просто не пропилить доски в заборе напротив входа в дом, чтобы сделать подобие удобного прохода, а не постоянно с трудом пробираться через невысокий, но всё же заборчик? Как думаете, на эти вопросы ответы существуют?
В маленькой деревушке на окраине шумного, вечно куда-то спешащего мира простые люди пытаются обрести себя в изменившемся маленьком мирке, который они так долго создавали. Кто вторгся в их мир и навсегда изменил его? Вездесущая глобализация. Её пионеры, первопроходцы на любой территории: Туризм и Всемирная сеть. Создалось впечатление, что толстозадые белые туристы подчас одеты даже ярче, нежели сами жители (это в Индии, которая у многих ассоциируется с буйством ярких красок). Туристы принесли с собой ещё одного агента глобализации – хрустящие зелёные бумажки. Даром что местные жители и знать не знают, кто там такой изображён. Зато за эти бумажки они будут танцевать и дарить зрителям своё великое искусство.
Интернет. Как может жить без него современный человек? Тем более, когда он сам опутывает паутиной всю планету. И уже в жалкой халупке за дверью с грандиозной надписью белой краской «Интернет» каждый желающий может за установленную плату и под чутким руководством Всемирного банка вкусить благ цивилизации, узреть «белых развратниц», посмотреть на свой дом и ненавистную железную дорогу с высоты полёта спутника. А если уж Вы очень тёмнокожий и мечтаете в жизни утвердиться, женившись на светленькой девушке, всегда пожалуйста, сайты знакомств к Вашим услугам, за всё ту же фиксированную плату Джордж Кутти Вам анкету заполнит и будет отслеживать поступающие отклики.
Только если вдруг тишину нарушит душераздирающий крик, не пугайтесь, то глобализация вышла на жатву возделанных полей. У неё определённо урожайный год. Простой фермер не смог выплатить долг. От осознания безысходности он решил уйти из непосильно тяжёлой жизни, заодно и дочку прихватить. А жена, увидев такое, недолго ещё прожила. И только младшенькая доченька, несмышлёное дитятко, сидела в уголке и улыбалась. Поверьте, если чего-то другого понять не сможете, это поймёте, не умом так сердцем и душой. Эти кадры проникают в душу и переворачивают всё там. Эпизод напомнил мне подобный, описанный в романе Т.Гарди Джуд Незаметный. Родители выбивались из сил в поисках работы, чтобы хоть как-то прокормить своих детей, а однажды, вернувшись домой, наконец, с радостной вестью о том, что получили работу, они застили только колышущиеся в воздухе трупики мал мала меньше, и записку старшего «Сделал это потому, что нас слишком много». Когда борьба за жизнь становится невыносимой, о, сколько людей находит единственный выход – выйти из игры, удалить себя, пусть даже позволив тем самым противнику торжествовать, но хоть себя избавить от мучений.
Посмотрев фильм 4 раза, думаю, многое ещё не поняла, многое нужно ещё понять, но одно я знаю точно: будь то мировая столица или провинциальная деревенька на окраине мира, люди, населяющие их, по сути, мало чем отличаются. Мы все носим с собой, как улитки свои домики, тяжёлый груз проблем, забот, тревог, желаний, стремлений. Носим за собой повсюду, пропуская через него свои поступки. Когда однажды бедному отцу трагически погибшего сына надоест отвечать на вопросы жизни, он уйдёт из неё, убежит. Хоть мы ни на секунду не расстаёмся с нашими мечтами, желаниями и прошлыми неудачами, но убежать от жестокой действительности хотелось хоть раз каждому. Задумайтесь, хотя бы, почему Вы пришли к индийскому кино? Не всё за тем же? В желании погрузиться в него, раствориться в вихре красок и возносящих к седьмому небу мелодий? Если даже я права, попрошу Вас от этого фильма не ждать танцев «стенка на стенку», не вслушиваться жадно в поисках песенных номеров.
Обыскав Паутину вдоль и поперёк, я сумела найти всего лишь одну композицию Ishtangal Okkayum. Фильм тогда ещё не посмотрела, поэтому твёрдо уверенная, что любой уважающий себя индийский фильм должен же иметь саундтрек хотя бы песни на 3-4, упорно продолжала поиски. Я бросила дальше искать после того, как посмотрела фильм. Моё убеждение слегка пошатнулось. Фильм достоин внимания и уважения за всё то, о чём он рассказывает и то, что можно прочесть между строк, и, тем не менее, даже единственная композиция, кажется, записанная с целью рекламы, привлечения внимания, составлена из прекрасных мудрых слов.
Печали, радости,
Мечты, дороги,
Всё видел я на своём пути одиноком,
Лишь истина ускользала от меня…