Piku / Пику / Шуджит Сиркар (2015). Рецензия Падмини
Об ипохондрии и смысле жизни
«Пику» не стоит чураться из-за обилия туалетной тематики. Да, её действительно много, но подаётся она так занимательно и остроумно, что никакие «фи» и «фу» просто в голову не приходят. Ни капли грубости, ни грамма вульгарности. К тому же стоит помнить о том, что обсуждение проблем пищеварения пусть даже и за столом в Индии отнюдь не считается чем-то зазорным и неприличным. Престарелый отец главной героини, именем которой назван фильм – ипохондрик. По большому счёту он сам себе выдумывает проблемы и искренне в них верит. От этого страдают всего окружающие его люди, и больше всех достаётся единственной и горячо любящей своего отца дочери. В отличие от большинства семейных индийских фильмов, здесь нет пропаганды ключевых ценностей родственных взаимоотношений. Никакого пафоса и громких монологов. Нет назидательных высказываний о необходимости любви к ближнему и первостепенной важности крепкой дружной семьи. Даже проблема старения преподносится как бы, между прочим. Здесь всё очень легко и чрезвычайно ненавязчиво, но отнюдь не поверхностно. За мнимой простотой скрывается значительная глубина.
На самом деле «Пику» — фильм о смысле жизни. Многие взрослые успешные люди, чем они старше становятся, тем всё меньше способны получать удовольствие от жизни, хотя и могли бы. Слишком много времени тратится на заботу о финансах, карьере и материальных удобства. Так что в сухом остатке остаётся время только для удовлетворения физических потребностей. Мы постоянно ссоримся и с близкими, и с чужими по пустяковым поводам. В человеческих взаимоотношениях всё меньше места для тепла и взаимопонимания. И постепенно, незаметно для нас самих в жизнь вползает одиночество и тоска. Мы забываем о существовании простых радостей и массе духовных удовольствий. Крадём сами у себя возможность быть счастливыми. Нам всё неприятно и другие люди нас только раздражают. Разрыв во взглядах на жизнь между старшим поколением и детьми ещё больше усугубляет эту проблему. Мы перестаём жить, а всего лишь существуем вплоть до момента, пока смерть не разлучит нас с родными и этим миром.
Шикарное актёрское трио: Амитабх-Дипика-Ирфан – главное украшение фильма. Причём никто из них не затмевает другого, но гармонично дополняет. Среди персонажей второго плана, тоже много колоритных и запоминающихся фигур. Особо стоит упомянуть тётушку Чоби (Моушми Чаттерджи), доктора Шривастава (Рагувир Ядав) и партнёра Пику по бизнесу Саида (Джишу Сенгупта). Фильм из категории разговорного жанра, он просто изобилует саркастическими колкостями и меткими шутками. Причём, смеясь от души над забавными репликами, отчётливо отдаёшь себе отчёт: насколько грустный смысл они несут. Главные герои – жители Дели бенгальского происхождения, поэтому происходящее на экране показано в стилистике аутентично приближенной к бенгальскому кино. Это касается и темпа повествования, и манеры построения композиции кадра с тщательной детализацией и уделением внимания разнообразным предметам обихода и интерьера, и ритму чудесных закадровых музыкальных композиций. Так что, не смотря на некомфортность, поднимаемых героями вопросов, кажущихся неэтичными, форма действия очень эстетична.
История состоит из трёх взаимосвязанных частей: Дели, Калькутта и путешествие между ними. Причём наибольшее внимание уделяется двум противопоставляемым друг другу, благодаря мастерской работе оператора, городам. Дели – столица, административный и деловой центр Индии. Очень шумный, чрезвычайно оживлённый мегаполис с многокилометровыми пробками. Здесь хорошо ощущается ритм современной цивилизации с её во многом прозападным образом жизни и типовой городской застройкой. Калькутта показана совсем иной. В ней меньше суеты, лучше слышны голоса птиц. Множество старинных зданий с обшарпанными стенами, облик каждого из которого индивидуален. Бенгальский город выглядит более уютным и милым сердцу как старые потрёпанные, но такие удобные домашние туфли.
Конечно, жизнь не стоит на месте. Прогресс невозможно остановить. Но не стоит забывать и о прошлом в своём безостановочном стремлении вперёд. Сохраняя свои корни и чтя традиции, мы воссоединяем свою жизнь с предками и глубинными пластами культуры, содержащими множество духовных ценностей и способов осознания и развития своего внутреннего «я». Прежнее и новое могут не только конфликтовать, но и мирно уживаться, дополняя и обогащая друг друга. Главное – это помнить и любить.
© Падмини
трейлер:
У Шуджита Сиркара у меня это любимый фильм! Я в нём вижу намного большее, чем мусоленье туалетной тематики, именно это я и постаралась отразить в своём тексте.
Pol написал(а):
ЧереСчур — согласно русскому языку. спасибо за отзывы. Мне этот фильм показался слишком затянутым, мусолящим одну и ту же проблему, но в принципе весьма неплохим.
Аноним написал(а):
Просто на пенсии сидеть скучно. Кстати, пожилой Амитабх мне нравится больше, чем в молодые годы, и роли его теперешние интересней.
Амитабху все не сидится на пенсии.
Падмини, спасибо!
Кажется, как давно это было… Помню свое первое впечатление от первых кадров фильма: «Ой, это лицо где-то я уже видел!». Потом, через несколько минут: «Так это ж Дипика! Ничего себе! Не признал сразу!»
Не знаю, почему я ее не узнал. Не могу объяснить. После нескольких просмотренных фильмов её образ здесь был немного иным. И это хорошо, подумал я, и стал с хорошим настроением смотреть фильм дальше.
К сожалению, должен признать, что он не зашел.. Вот так бывает. Актриса была на подъеме, получила за эту роль статуэтку, а мне именно этот фильм как-то не очень…
Больше половины фильма герои провели в дороге. И меня все это время раздражал этот несчастный стул на крыше машины. По сути юморной фильм крутился вокруг проблемы с дефекацией отца, и этот стул как бы подчеркивал её ежеминутно. Мне показался этот момент через-чур навязчивым. Хотелось, чтобы это было чуть тоньше сделано и обыграно.
Как-то так. Не зашел.
Хотя персонаж Дипики очень понравился. Она здесь была не королевой красоты, а очень домашней и простой.