Pagla Kahin Ka / Сумасшедший. Рецензия Лорелии
«Там, где есть горы и реки, а в реках — черепахи»
Прекрасный фильм. Очень душевный.
Основное место действия этой кинокартины – психиатрическая больница. Есть много фильмов о психически нездоровых людях. Но из всех кинокартин на данную тематику, что я видела – эта – наиболее ранняя. Насколько, я могу судить, сюжет оригинальный, незаимствованный. За исключением двух сцен: предфинальной и финальной — я бы назвала фильм нетрадиционным как для того периода в индийском кинематографе, так и для Болливуда в целом за все десятилетия его существования.
Очень хорошо проработаны характеры главных положительных персонажей, которые действительно выглядят не как киногерои, а как живые люди с глубоким внутренним миром, со своими мыслями и переживаниями.
С мягким юмором показаны постоянные обитатели психиатрической клиники. У каждого из них тоже своё лицо, свой типаж, свои характерные черты поведения, своя манера.
Автор в своей кинокартине высказывает мысль, что причиной большинства психических расстройств является большое горе, которое случается с человеком в жизни. Такое горе, силу страдания от которого разум вынести не в силах и бежит от реальности, как бы уходит из сознания вглубь подсознания. И долг психиатра вытащить оттуда спрятанный разум. Слишком часто это оказывается невозможным. Но иногда терапия помогает. А в определённом случае человеку оказывается в первую очередь нужным осознание любви и заботы с чей-нибудь стороны, осознание того, что ты на самом деле не одинок в этом мире, что есть на свете другой человек, которому небезразлична твоя судьба и твоё состояние. Конечно же, в индийском фильме эта мысль обыграна трогательно романтически, но от этого как-то не утрачивается ни её правдивость, ни смысл, вложенный в неё.
Практически все актёры, которые играли главные роли, были восхитительны. Пожалуй, только кроме Према Чопры. У него вышел традиционный болливудский картинный злодей с типичными гримасами и ужимками. В принципе этот актёр всегда играл злодеев и всегда одинаково. Так что и здесь он не был хуже, чем в иных фильмах. Хотя на фоне всех остальных явно выделялся и немного портил мне удовольствие от фильма.
Очень понравилась Аша Парекх. Талантливая актриса, умеющая с душой и искренностью играть разнообразные эмоции.
Удивила Хелен, очень приятно удивила. До этого я знала её только как прекрасную танцовщицу, исполнительницу кабаре-данса и катхака с шикарной фигурою и морем обаяния. А здесь же она предстала в роли драматической актрисы. И справилась с нею вполне успешно, местами даже сильно и эмоционально.
Ну и конечно Шамми Капур. Этого актёра я прежде видела только в комедийном амплуа. Но и раньше он меня поражал своим чрезвычайно подвижным лицом и необыкновенной мимикой. В этой же кинокартине у Шамми главная драматическая роль. Сказать, что он отыграл её блестяще – это ничего сказать. Он был восхитителен, в некоторых эпизодах просто до гениальности. Можно сказать, что этот фильм такое же детище Шамми Капура, как и режиссера. Он нёс и развивал фильм своим мастерством, а остальные актёры лишь помогали ему. Впечатление от его игры, от глубины изображаемой им боли и счастья просто необычайное, местами захватывало дух.
Я бы очень многое дала, чтобы иметь возможность пересмотреть фильм в более лучшем качестве. Но даже и в таком виде – он незабываем.
Фильм не пользовался кассовым успехом, не был отмечен престижными наградами. Видно и тогда рядовой индийский зритель, да и критик тоже был плохо восприимчив к очень тонкой психологической игре при малодинамичном сюжете. А жаль. Фильм достоин наград, особенно работа Шамми Капура в нём.
Да и проблема в фильме затронута очень глубокая. Ведь это фильм о людях, испытавших очень страшное нервное потрясение в результате перенесённого горя, страдания и потерь, фильм о людях, «чьи слёзы, стали звёздами на небе»…