Отражает ли Болливуд индийское общество?
Люди часто говорят, что фильмы Болливуда отражают индийское общество, потому что жители Индии себя с ними идентифицируют. Однако некоторые эксперты уверяют, что в индийских фильмах производители специально уходят от реальности. Вечная любовь, глубокая печаль и трудные проблемы. В фильмах Болливуда влюбленные пары всегда подвергается испытанию, они готовы пойти на жертвы. Болливуд — это кино эмоций. Это мир фантазий, где разрыв между богатыми и бедными исчезает, где различие между социальным статусом отступает против силы любви. Именно поэтому в эмоциональном плане просмотр индийских фильмов сравнивают с американскими горками. Три часа пролитых слез и счастливый хэппи-энд.
Данная составляющая беспокоит М. Мадью Прасада, профессора из Хайдарабада: «Наши фильмы очень сильно влияют на людей и общество, но они изображают такую реальность, которая не имеет ничего общего с настоящей жизнью».
Индийское общество очень иерархично. Несмотря на то, что кастовая система была официально отменена еще в 1950 году, деление на касты продолжается и по сей день. В 90-х гг. с приходом экономического процесса, общество стало более открытым и терпимым, но преодолеть барьеры между людьми с разным уровнем образования не так просто, как показывают в кино. Лишь небольшая часть 1,2 миллиардного населения Индии живет в городских центрах, таких как Дели, Мумбаи, Калькутта или Ченнай. Согласно переписи населения, две трети индийцев живут в сельской местности и зарабатывают себе на жизнь сельским хозяйством. По статистике ЮНИСЕФ, опубликованной в 2012 году, около 90% браков по-прежнему устраивают родители. Браки между индусами (80% населения) и мусульманами (16%) до сих пор редки.
Тему табу можно увидеть в таких фильмах, как «Бомбей» (1995), «Беглецы» (2001), «Вир и Зара» (2004) или «Джодха и Акбар» (2008). Звезды Болливуда (мусульмане по вероисповеданию) Шахрукх Кхан и Саиф Али Кхан женаты на индианках, которые исповедуют индуизм.
Известный поэт и сценарист Джавед Ахтар делится своим мнением: «Кино Болливуда, конечно, отражает то, что происходит в обществе. Но это не реальное отражение, а мечты — желания, надежды, ценности и традиции.»
Главная героиня фильма «Грязная картина», прототип южной порнозвезды Силк Смиты, в исполнении Видьи Балан, говорит: «Чтобы сделать успешное кино, нужно только три вещи: развлечение, развлечение и еще раз развлечение». С ней соглашается профессор Деллийского Университета, Ранджини Маджумдар, однако не столь критично: «Начнем с того, что кино само по себе означает развлечение. Не ждите, что режиссеры покажут вам жестокие реалии общества. Это не задача коммерческого кино.»
Тем не менее, в Болливуде есть серьезные фильмы, в которых подняты действительно реальные проблемы: «Макбул» (2003) Вишала Бхарадваджа о мафии в Бомбее или «Черная пятница» (2004) Анурага Кашьяпа о взрывах в Бомбее и беспорядках в городе между индусами и мусульманами. Хотя эти проекты были высоко оценены критиками, они прошли ограниченным показом в кинотеатрах Индии.
Некоторым фильмам, таким как «Салам Намасте» (2005), «Звездочки на Земле» (2007) и «Верные друзья» (2008) удалось совместить серьезные темы (дислексия, гражданский брак, однополая любовь) со сказочным Болливудом. Однако такие фильмы остаются исключением.
Западные кинокритики склонны считать кино Болливуда китчем без художественной ценности. Но факт остается фактом — индийская киноиндустрия является крупнейшей в мире.
Шубхра Гупта, кинокритик в Дели, объясняет, что любовь к фильмам Болливуда объединяет индийцев: «Наши фильмы — это то, что объединяет общество. Фильмы смотрит каждый житель, неважно где — в небольшой деревне или огромном, роскошном мультиплексе. Это самая важная форма развлечения для масс». Кино также играет роль информирования и просвещения, потому что треть населения Индии до сих пор не может читать или писать.
21 апреля 1913 года Дхандирадж Фальке выпустил первый индийский фильм на мифическую тему «Раджа Харишчандра». Все женские роли в нем сыграли мужчины в женских костюмах, потому что актерская профессия для женщины считалась нескромной, сродни проституции.
Ранние фильмы Болливуда вращались, в основном, вокруг индийского эпоса, Рамаяны и Махабхараты, с хорошей дозой музыкальных и танцевальных элементов. В кино перекочевали многие традиции народного театра, в основном музыка и танцы, которые были неотъемлемой частью индийской культуры на протяжении 4000 лет.
В 50-е годы наступил «Золотой век» фильмов на хинди. Режиссеры Бимал Рой, Радж Капур и Гуру Датт затрагивали в своих фильмах серьезные вопросы сельской местности и политического строя. Их социальная критика сделала индийские фильмы популярными не только в Индии, но и во многих других странах, в том числе Китае и России.
В 1970-х годах Болливуд приобрел популярность во всем мире благодаря суперзвезде Амитабху Баччану. Его фильмы были очень популярны в Турции, Марокко, Уганде, Тунисе, Кении, странах Африки, и многих других.
1980-е годы — бум мелодрам, в которых главные герои сражаются за свою любовь до смерти. С приходом 90-х появились сюжеты с реалиями. «Бомбей» (1995) Мани Ратнама затронул проблему отношений между индусами и мусульманами; «Любовь с первого взгляда» (1998) проблему сепаратизма и терроризма.
В настоящее время за год в Индии производится больше фильмов, чем в любой другой стране. Сейчас это не только мелодрамы с реками слез и боевики о мести. Но все же реалистичное кино индийским обществом еще слабо воспринимается. Будем надеяться, что в будущем стереотипы о фильмах Болливуда уйдут в прошлое, ведь еще 100 лет назад никто не мог подумать, что в кино будут играть женщины.
** Для справки: в день кинотеатры Индии посещает 14 миллионов зрителей
По материалам немецкого издания dw.de
перевод с английского Милы для Bollywoodtime.ru
Статья запрещена к копированию
Мы в ДЗЕНЕ
Это интересно:
Почему Болливуд никогда не сможет снять успешный голливудский римейк
Pol написал(а):
Julie_Agra написал(а):
Ващето 10 статей было заявлено!!! И хде???!!!
Требуем продолжения банкета!!!
Julie_Agra , спасибо за все статьи))))) хотелось бы еще и побольше)))))))
Pol , спасибо за наводку!!!!!!!!!!!!!!!!!
Julie_Agra ,
Pol , да, Юлия что-то разленилась…
Linast написал(а):
Уже есть! Очень жаль, что Юлия не продолжила цикл этих статей (:
http://bollywoodtime.ru/kino-vs-realnost-mifyi-rozhdyonnyie-bollivudom-chast-5/
А под этой статьей Вы найдете ссылки на еще четыре
Аноним написал(а):
Ну почему, ведь не все фильмы позолоченные и расшиты в радужные цвета? Можно назвать множество таких, которые без всяких приукрашений показывают реалии повседневной жизни. Тот же Slumdog Millionaire, Dhobi Ghat с Аамиром, Dil se, Swades с Шахом, совсем недавно смотрела Masaan… Конечно, это некоммерческое кино, его снимают реже и выпускают в меньших масштабах, но они ведь существуют?
Julie_Agra , я заранее извиняюсь за свое сообщение (например, с чего вы взяли, что если человек живет в Индии, то должен вам что-то об этом рассказывать), но тем не менее попрошу вас, Юлия, написать статью о суровой реальности жизни в Индии. Вот опять пересмотрела очередные выпуски «Орла и Решки» про Индию и прямо когнитивный диссонанс…..хотя мы все прекрасно все знаем…….а когнитивный диссонанс, потому что хочется верить, что все что показывают красивого в кино так и есть на самом деле…. Но мы все понимаем, что такое реальная жизнь …….Ну, а вам как человеку , живущему там, можно было бы рассказать нам об этой удивительной стране, менталитете, культуре — так сказать из первых объективных уст)))) и если моя просьба оказалась оскорбительной и наглой — извините, пожалуйста)))))))
Юрий , общо и несправедливо.
Отсутствует актуальность в индийских фильмах. как будто весь кинематограф страны чего то боится(подкуплен?)
Ну да, судить о Индии смотря только фильмы — явно не стоит.
В основном, индийские фильмы не соответствуют реальной жизни простых людей. Может, поэтому, им нравится смотреть на то, чего они лишены в своей жизни. Но, если в фильме затронуть темы, которые их волнуют, не думаю, что они останутся равнодушными. Жизнь маленького человека. По-моему, о нем совсем забыли со времен Раджа Капура.
Стоит всего один день побыть в Индии, как становится абсолютно ясно, что их кино и их реальная жизнь — это небо и земля.